Форум » История и культура » Адекватная и обоснованная оценка вклада Луи в искусство » Ответить

Адекватная и обоснованная оценка вклада Луи в искусство

Leja: Итак, предлагаю обсудить реальный вклад Луи в искусство с приведением ссылок, цитат, источников. Давайте начнем с театра и балета? А то информации тут будет так много, что как раз вся тема и заполнится!

Ответов - 59, стр: 1 2 3 4 All

Leja: Даже не знаю с чего начать, наверное с живописи. Луи приглашал лучших из лучших для исполнения своих художественных замыслов. Особенно следует отметить, что король всегда делился великими достижениями науки и искусства с народом, у меня есть куча картинок художников короля-солнца. Сейчас найду красивое описание живописи той эпохи в целом,потом пойду по отдельным талантам и талантищам. Спор в параллельной теме сильно подточил желание вообще что-то писать, но ведь славно, что на форуме есть и те, кому искренне хочется докопаться до истины. Давайте копать вместе!

Anastassiya: Давайте Только я пока не знаю, о чем речь Пойду, почитаю позицию Анны

Leja: Первым делом попалась статья в Вики. Патронаж искусств. К сожалению в русской Вики этого нет. Я пока не буду выражать свою оценку,так как прочитала бегом. Вернусь попозже и продолжу поиск самых разных мнений об искусстве эпохи Луи. Если кто-то читал интересную статью по этой теме, то выкладывайте! The Sun King generously financed the royal court, and supported those who worked under him. He brought the Académie Française under his patronage, and became its "Protector". He allowed Classical French literature to flourish by protecting such writers as Molière, Racine and La Fontaine, whose works remain greatly influential to this day. Louis also patronised the visual arts by funding and commissioning various artists, such as Charles Le Brun, Pierre Mignard, Antoine Coysevox and Hyacinthe Rigaud whose works became famous throughout Europe. In music, composers and musicians, Lully, Chambonnières and François Couperin thrived and influenced many others. The Cour royale and the Cour de marbre at Versailles Through four main building campaigns, Louis converted a hunting lodge built by Louis XIII into the spectacular Palace of Versailles. With the exception of the current Royal Chapel built at the end of Louis's reign, the Palace achieved much of its current appearance after the third building campaign. That was when Louis officially moved the royal court to Versailles on 6 May 1682. Versailles became a dazzling, awe-inspiring setting for state affairs and the reception of foreign dignitaries. At Versailles, the King alone assumed the attention, which was not shared with the Capital or People. Several reasons have been suggested for the creation of the extravagant and stately palace, as well as the relocation of the monarchy's seat. For example, Saint-Simon speculated that Louis viewed Versailles as an isolated power center where treasonous cabals could be more readily discovered and foiled.[10] Alternatively, the Fronde caused Louis to allegedly hate Paris, which he abandoned for a country retreat. However, his many improvements, embellishments and developments of Paris, such as the establishment of a police and street-lighting,[11] lend little credence to this theory. As further examples of his continued care for the Capital, Louis constructed the "Hôtel des Invalides"—a military complex and home to this day for officers and soldiers rendered infirm either by injury or age. While pharmacology was still quite rudimentary, les Invalides pioneered new treatments and set new standards for hospice treatment. The conclusion of the Treaty of Aix-la-Chapelle in 1668 also induced Louis to demolish the northern walls of Paris in 1670 and replace them with wide tree-lined boulevards.[12] Moreover, Louis also renovated and improved the Louvre and many other royal residences. Bernini was originally to plan additions to the Louvre. However, his plans would have meant the destruction of much of the existing structure, replacing it with an Italian summer villa in the centre of Paris. Bernini's plans were eventually shelved in favour of Perrault's elegant colonnade. With the relocation of the court to Versailles, the Louvre was given over to the Arts and the public.[13] In June 1686, on the advice of his secret wife, Madame de Maintenon, Louis signed letters patent creating the "Institut de Saint-Louis" at Saint-Cyr for "filles pauvres de la noblesse" (poor noble girls) between the ages of seven and twenty.[14] Construction had begun two years previously. Saint-Cyr was at the time the only educational institution for girls in France that was not a convent. Admission of the 250 students was dependent on evidence documenting at least four generations of nobility on their father's side.[14] Madame de Maintenon took great pleasure in this school and was finally to die there.[14] Evolution of royal portraiture Over his lifetime, Louis commissioned numerous works of art to portray himself, amongst which are over 300 formal portraits. The earliest portrayals of Louis already followed the pictorial conventions of the day in depicting the child king as the majestically royal incarnation of France. This idealisation of the monarch continued in later works. These avoided depicting any trace of smallpox, which Louis suffered from in 1647. Moreover, by the 1660s, Louis began to be shown as a Roman emperor, Apollo or Alexander, as may be seen in many of Le Brun's works such as sculpture, paintings and the decor in major monuments. The depiction of the King in this manner focussed on the allegorical or the mythological, instead of attempting to produce true likenesses. As Louis aged, so too did his likenesses in portraits. However, the conflict between representing him realistically and representing him in the manner required by royal propaganda continued and was demonstrated in Rigaud's Portrait of Louis XIV of 1701 where a 73 year-old Louis appears to stand on a set of unnaturally young legs.[72] Indeed, Rigaud's portrait exemplified the height of royal portraiture in Louis's reign. Although Rigaud made a credible likeness of Louis, the portrait was neither meant as an exercise in realism nor to explore Louis's personal character. Rather, it was intended to glorify the monarchy. Rigaud's original, now housed in the Louvre, was originally meant as a gift to Louis's grandson, Philip V of Spain. However, Louis was so pleased with the work that he kept the original and commissioned a copy to be sent to his grandson. That became the first of many copies, both in full and half-length formats, to be made by Rigaud, often with the help of his assistants. The portrait also became a model for French royal and imperial portraiture down to the time of Charles X, over a century later. In his work, Rigaud proclaims Louis's exalted royal status through his elegant stance and haughty expression, the royal regalia and throne, rich ceremonial fleur-de-lys robes, as well as the upright column in the background, which, together with the drapperies, serves to frame this image of majesty. Despite the vast expanse of canvas he had to cover, Rigaud was also concerned with details and depicted in great detail the King's costume, even his shoe buckles.[73] Other works of art In addition to these portraits, Louis also commissioned at least twenty statues of himself in the 1680s to stand in Paris and in provincial towns as physical manifestations of himself to his people. He also commissioned "war artists" to follow him on campaign to document his military triumphs. To remind the people of these triumphs, Louis erected in Paris and the provinces permanent triumphal arches for the first time since the decline of the Roman Empire. Louis's reign also marked the birth and infancy of the art of medallions. 16th century rulers had often issued medals to commemorate the major events of their reigns. Louis, however, struck more than 300, celebrating the story of the King in bronze to be enshrined in thousands of households. He also used tapestries as a main medium of exalting the monarchy. Tapestries were either allegorical, depicting the elements or seasons, or realist, portraying royal residences or historical events. They were amongst the most significant means of royal propaganda prior to the construction of the Hall of Mirrors (French: la Galerie des Glaces) at Versailles.[74] It was at his great palace, with its gardens, architecture, interior design and works of art, that Louis sought to visually represent the absolute power of the monarchy. The Hall of Mirrors became the setting for court events and became the most prestigious part of the vast complex. Under the King's close supervision, Le Brun finalised the decoration of the Hall of Mirrors, which retraced the important accomplishments of Louis's reign, such as his accession or the War of Devolution. Decorative arches emphasise the significant events during the Dutch War. These decorations were intended to depict Louis's grandeur and understandably omit any mention of French losses and defeats suffered as well as the subsequent diplomatic isolation of France. Louis loved ballet and frequently danced in court ballets during the early half of his reign. He danced four parts in three of Molière's comédies-ballets—plays accompanied by music and dance. Louis played an Egyptian in Le Mariage forcé in 1664, a Moorish gentleman in Le Sicilien in 1667, and both Neptune and Apollo in Les Amants magnifiques in 1670. However, performances at court and in Paris differed substantially. Performances at court were often accompanied by suitably majestic music, especially for those ballets danced by the King. Moreover, the lyrics usually conveyed royal power and benevolence as the patron of the arts. On the other hand, parts played by the King no longer stood out from those of other performers when performed in Paris. In fact, the plays which most overtly promoted Louis's royal image were not performed at all outside of court. This testifies to Molière's readiness to adapt his plays according to the venue and the audience.[75] Я взяла это отсюда http://en.wikipedia.org/wiki/Louis_XIV_of_France


Psihey: ТЕАТР Дебют "парижского периода" труппы Мольера - в Лувре перед Луи 14. После чего король предоставил труппе Мольера дворец Пти-Бурбон для постановки спектаклей (после 1661 - переместились в Пале-Рояль). Покровителем театра стал брат короля, герцог Филипп Орлеанский. Сам Луи 14 после просмотра пьесы "Докучные" (или "Несносные") подсказал Мольеру еще один типаж "докучного". Ну и вспомним, что похоронен Мольер был, несмотря на трения с Церковью, только благодаря указу короля. Хотелось бы об архитектуре подробно - все-таки целое направление - Классицизм и о литературе (Буало, Лафонтен, Корнель, Расин и пр.)

Leja: Psihey пишет: Хотелось бы об архитектуре подробно - все-таки целое направление - Классицизм и о литературе (Буало, Лафонтен, Корнель, Расин и пр.) Отлично! Я просто хотела обсудить все по порядку. Сначала общая обзорка. Если найду интересную статью на русском-тоже выложу. Потом перебрать самых маститых художников, потом архитектуру, потом театр и т.д. Хотите начать с театра?

Psihey: Leja пишет: Я просто хотела обсудить все по порядку. Сначала общая обзорка. Если найду интересную статью на русском-тоже выложу. Потом перебрать самых маститых художников, потом архитектуру, потом театр и т.д. Хотите начать с театра? Это правильно. Но это большая работа. Чем смогу, помогу. То, что я написала, взято из предисловия к собранию сочинений Мольера. Да, хочу с театра Очень люблю этот вид искусства. Хорошо, что Вы открыли эту тему

Leja: Psihey пишет: Это правильно. Но это большая работа. Чем смогу, помогу. То, что я написала, взято из предисловия к собранию сочинений Мольера. Да, хочу с театра Очень люблю этот вид искусства. Хорошо, что Вы открыли эту тему Psihey заметано, начинаем с театра! Тема искусства времен правления Луи и правда многосторонняя и интересная, так как налицо был подъем по всем фронтам. У меня есть набор сногсшибательных иллюстраций театральных костюмов той эпохи. Как освобожусь-начну выкладывать

Мария-Антуанетта: Leja пишет: Тема искусства времен правления Луи и правда многосторонняя и интересная, так как налицо был подъем по всем фронтам. У меня есть набор сногсшибательных иллюстраций театральных костюмов той эпохи. Как освобожусь-начну выкладывать Давай, давай! Очень хочется посмотреть!

Leja: Поехали. Театр. Jean Baptiste Poquelin Molière 1622–73, playwright and actor, son of a merchant who was upholsterer to the king. His name was originally Jean Baptiste Poquelin. Molière was the creator of French high comedy; his genius lay in exposing the hypocrisies and follies of his society through satire. Life In his youth Moliére joined the Béjart troupe of professional actors. Madeleine Béjart was for years his mistress; her younger sister, Armande, became his wife in 1662. The little company, headed by Molière and called the Illustre Théâtre, settled (1643) in Paris, but their venture failed (1645), and they spent the next 13 years touring the provinces. They returned in triumph with a performance of Molière's Le Docteur amoureux for Louis XIV. Under royal patronage this troupe, performing at the Palais Royal, enjoyed continuous success; it is known as the ancestor of the Comédie Française. Molière had, nevertheless, to contend with rivalry from the Hôtel de Bourgogne and with cries of impiety and slander from critics and other authors. The Plays The great variety in Molière's work stems from his being at once actor, director, stage manager, and writer. Influenced by the commedia dell' arte, he wrote farces, comedies, masks, and ballets on short notice for the entertainment of the court. He is best known for the great comedies of character in which he ridicules a vice or a type of excess by caricaturing a person who is its incarnation: Le Tartuffe (1664), on the religious hypocrite; Le Misanthrope (1666), on the antisocial man; L'Avare (1668, tr. The Miser); and Le Bourgeois Gentilhomme (1670, tr. The Would-Be Gentleman), on the parvenu. Other plays in which vices are personified are Les Femmes savantes (1672, tr. The Learned Women), on the fashionable, affected intellectuals whom he had already lampooned in Les Précieuses ridicules (1659), often called the first comedy of manners and Le Malade imaginaire (1673), on the hypochondriac. Molière was acting the title role of the latter when he was fatally stricken. Also comedies of character, but depending more on absurdities, are L'École des maris (1661, tr. The School for Husbands) and L'École des femmes (1662, tr. The School for Wives), which was followed by a skit against the critics, La Critique de l'École des femmes (1663); and Don Juan (1665), an adaptation of the old story of the libertine. The playwright's farces are uproarious—Sganarelle (1660), Le Médecin malgré lui (1666, tr. The Doctor in Spite of Himself), George Dandin (1668), Monsieur de Pourceaugnac (1669), Les Fourberies de Scapin (1671, tr. Scapin, the Trickster), and La Comtesse d'Escarbagnas (1671). Among Molière's other works are the poetic Amphitryon (1668), after Plautus; L'Étourdi (1653?, tr. The Blunderer); Le Dépit amoureux (1656, tr. The Amorous Quarrel); and Le Mariage forcé (1664, tr. The Forced Marriage). Jean Racine 1639–99, dramatist. Racine is the prime exemplar of French classicism. The nobility of his Alexandrine verse, the simplicity of his diction, the psychological realism of his characters, and the skill of his dramatic construction contribute to the continued popularity of his plays. Educated at Port-Royal, he broke with his Jansenist masters over his love for the theater. His first dramatic attempts, La Thébaïde (1664) and Alexandre le Grand (1665), were imitations of Corneille. With Andromaque (1667), a tragedy after Euripides, Racine supplanted Corneille as France's leading tragic dramatist. Corneille's friends, including Racine's former friend Molière, tried to ruin the young playwright, but the backing of Louis XIV and later of Boileau saved him. Racine's next play, Les Plaideurs (1668), wittily satirizes the law courts. His subsequent plays are milestones in French literature—Britannicus (1669); Bérénice (1670); Bajazet (1672); Mithridate (1673); Iphigénie en Aulide (1674); Phèdre (1677). After a concerted attack on Phèdre, Racine, in a revulsion against his irregular life, gave up the theater. In the same year he married and was appointed official historiographer by Louis XIV. Mme de Maintenon persuaded him to write Esther (1689) and Athalie (1691) for performance at Saint-Cyr. These differ from the earlier plays in their Biblical subjects and use of a chorus and in the length of Esther, which has three acts instead of five. There are many English translations of Racine, among them those of John Masefield, Lacy Lockert, Kenneth Muir, and Robert Lowell. Источник Девочки, всем рекомендую этот сайт. Тут столько интересного. И рисунки маленького Луи и про театр и про все остальное.

Leja: КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV. К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий. Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался. Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля. В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли. Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности. В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания. Источник

Leja: Исследование о Мольере По результатам исследования можно говорить о подтверждении гипотезы, согласно которой тексты стихотворных пьес, приписываемых Мольеру, являются произведениями Пьера Корнеля, Филиппа Кино и одного неизвестного автора. статья о нем же Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Однако в "Тартюфе", "Дон Жуане", "Мизантропе" (отчасти в "Школе жен" и "Скупом") он отступает от этого принципа. Зло торжествует в "Мизантропе", в "Тартюфе" и "Дон Жуане", хотя его носители и наказаны, оно остается по сути непобежденным, ибо слишком сильно укоренилось в жизни людей. В этом – глубинный реализм Мольера.

Leja: О Мольере "Я знаю и люблю Мольера с ранней юности и всю жизнь у него учился. Каждый год я перечитываю несколько его вещей, дабы постоянно приобщаться к этому удивительному мастерству. Но я люблю Мольера не только за совершенство его художественных приемов, а главным образом, пожалуй, за его обаятельную естественность..." Эти слова "благодарного ученика" принадлежат Гёте, создателю "Фауста", который оказал влияние на всю мировую литературу. Сайт о Мольере! Девочки, это просто находка! Там куча его портретов.

Leja: Книга Булгакова о Мольере Афоризмы Мольера * Коль жены думают лишь о своих мужьях, Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах. * Коль нанесли тебе сердечную обиду, Плати забвением — так гордость нам велит; Не можешь позабыть — тогда хоть сделай вид, Не унижай себя. * Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить. * Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. * Кто время выиграл — все выиграл в итоге. * Знатное происхождение без добродетели — ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками. * Как приятно знать, что ты что-то узнал! * Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. * Не рассудок управляет любовью. * От книжной мудрости глупец тупее вдвое. * От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова. * Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают. * Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться. * Ученость в дураке несноснее всего. * Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить. * Мы любим иногда, не ведая о том, а часто бред пустой любовью мы зовем. * На свете нет лекарств противу клеветы. Нам надо честно жить и презирать злословье, А сплетники пускай болтают на здоровье. * На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения — это апожить вам что-нибудь в руку. * Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы. * Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую... Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили. * Правдивость не порок. * Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен. * Кто всякому друг, того я другом не считаю. * Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия. * Самое несносное в любви — это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше. * Кто хоть раз в жизни не терял рассудка? * Кто чересчур насчет рогов опаслив, тот вовсе не женись — другого средства нет. * Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы. Бахвальством не грешат отважные бойцы, А праведники те, что подают пример нам, Не занимаются кривляньем лицемерным. * Любовь ревнивца более походит на ненависть. * Медицина — одно из величайших заблуждений человечества. * Модные пороки сходят за добродетели. * Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость — разумной речью. * Коль девушку ведут неволей под венец, Тут добродетели нередко и конец. Ведь может быть супруг за честь свою спокоен Лишь при условии, что сам любви достоин. И если у мужей растет кой-что на лбу, Пускай винят себя — не жен и не судьбу. * Кто не знал любви, тот все равно что не жил. * Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше лначения, чем поступкам. * Дурная жизнь приводит к дурной смерти. * Женщины больше всего любят, когда на них тратятся. * Завистники умрут, но зависть — никогда. * Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах. * В проступке нет вреда, в огласке только вред. Смущать соблазном мир — вот грех, и чрезвычайный, Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной. * Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь. * Грамматика повелевает даже царями. * Бессильна с клеветой бороться добродетель. * Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет. * В любви притворство очень похоже на правду. * Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным. * Терять поклонников кокеткам тяжело, И чтобы вновь привлечь внимание, с годами Они становятся завзятыми ханжами. Их страсть — судить людей. И как суров их суд! Нет, милосердия они не признают. На совести чужой выискивают пятна, Но не из добрых чувств — из зависти, понятно. Злит этих праведниц: зачем доступны нам Те радости, что им уже не по зубам? Мольер в лицах

Leja: Расин во фр Вики Статья о Расине Вот что писали о Расине у нас в 1935 г. РАСИН Жан [Jean Racine, 1639—1699] — знаменитый французский трагический поэт-классик. Происходил из одворянившейся провинциальной буржуазно-чиновничьей семьи. Р. в Ферте-Милоне (Шампань). Получил превосходное образование в янсенистской школе Пор-Рояля, где его учителя — эллинист Лансело, Николь и др. — развили в нем любовь и понимание античности. Завершив образование в парижском коллеже Гаркур, Р. был введен в парижский высший свет. Занявшись писанием стихов, он получил награду в 100 луидоров за оду на бракосочетание короля «Nymphe de la Seine» (Сенская нимфа, 1660). Тогда же Р. сочинил свои первые драматические опыты («Amasie», «Les amours d’Ovide»), не дошедшие до нас. Испуганные общением Р. с отлученными от церкви актерами, благочестивые родственники отправили его в Лангедок к дяде, викарию Сконену [1661]. Но расчеты сделать из Р. духовное лицо не оправдались; он сочетал занятия богословием с изучением Гомера, Пиндара, Вергилия и Петрарки, не оставляя и сочинение светских стишков. В 1663 Р. вернулся в Париж, где вел рассеянный образ жизни в обществе Лафонтена, Мольера и Буало, к-рый стал уже тогда его лучшим другом. Блестящие оды («Sur la convalescence du roi», 1663, «La renommée aux muses», 1664) открыли Расину доступ ко двору. Еще больше укрепили его репутацию в придворных сферах трагедии «La Thébaïde» (Фиваида, 1664), написанная под влиянием Корнеля и Ротру, и особенно «Alexandre le Grand» (Александр Великий, 1665), в которой молодой Людовик XIV узнал себя в образе великодушного и галантного македонского царя. Работа в театре явилась причиной окончательного разрыва Р. с янсенистами, которые подобно английским пуританам аскетически отрицали театр и устами своего вождя Николя называли драматургов «публичными отравителями не тел, но душ верных христиан». Приняв на свой счет выпад Николя, Расин написал в ответ два ядовитых письма против янсенистов [1666], выдержанных в манере «Провинциальных писем» Паскаля. В том же году произошел разрыв Р. с Мольером, вызванный тем, что Р., недовольный реалистическим исполнением его пьес труппой Мольера, связался с враждебным Мольеру театром — «Бургундским Отелем», куда переманил одну из его лучших актрис, Дю-Парк. Постановка «Andromaque» (Андромаха, 1667) выдвинула Р. на место первого трагического поэта Франции. Блистательный успех этой трагедии напомнил успех «Сида» Корнеля (см.), подобно ему расколов парижскую аристократию на два лагеря. Поклонниками Р. стали король, его фаворитка маркиза Монтеспан и широкие круги дворянско-буржуазной интеллигенции, противниками — группа реакционных аристократов, приверженцев старика Корнеля, которого они тщетно пытались противопоставить его счастливому преемнику. В течение 10 лет [1667—1677] лит-ым староверам не удавалось справиться с Р., к-рый одерживал победу за победой. Единственная вылазка Р. в область комедии — пьеса «Les Plaideurs» (Сутяги, 1668), написанная в подражание «Осам» Аристофана и высмеивавшая судебные нравы, сменилась римской трагедией с сюжетом из Тацита «Britannicus» (Британник, 1669), заострившей противоположность манеры Р. манере Корнеля на разработке излюбленного последним древнеримского сюжета. Следующая трагедия «Bérénice» (Вероника, 1670), переполненная намеками на отношения Людовика XIV и герцогини Орлеанской Генриетты, сопровождалась поэтическим турниром между Р. и Корнелем, к-рый написал трагедию на тот же сюжет. Провал «Тита и Вероники» Корнеля еще более закрепил триумф Расина. В «Bajazet» (Баязет, 1672) Р. смело обратился к восточному сюжету из современной жизни, оправдывая эту вольность необычностью для французского зрителя изображаемых здесь восточных нравов, в силу чего «турецкие персонажи, даже современные, кажутся на нашей сцене величественными; мы рано начинаем смотреть на них, как на древних героев». За трагедией знойных гаремных страстей последовала насыщенная политическими интересами трагедия «Mithridate» (Митридат, 1673), в к-рой Р. состязался с Корнелем на его собственном поприще. В следующем году неуспех последней трагедии Корнеля («Suréna») совпал с триумфом «Ipnigénie en Aulide» (Ифигения в Авлиде, 1674) Р., к-рой его враги тщетно пытались противопоставить ничтожную «Ифигению» [1675] Леклерка (Leclerc) и Кора́ (Coras). За «Ифигенией» последовала вторая заимствованная у Еврипида трагедия Р., знаменитая «Phèdre» (Федра, 1677), к-рая несмотря на свои крупные художественные достоинства не устояла против мощной травли, организованной врагами Р. во главе с герцогиней Бульонской и герцогом Неверским. Провал «Федры» Р. сопровождался искусственно подстроенным успехом бездарной трагедии Прадона «Федра и Ипполит». Последствием этой травли был отказ Р. от театра и его возвращение в лоно янсенизма. Король осыпал Р. благодеяниями. Уже в 1673 он был избран членом Французской академии; теперь [1677] Людовик назначил его (вместе с Буало) своим придворным историографом, в качестве какового Р. сопровождал короля в нескольких военных походах. Однако Написанная Р. и Буало «История царствования Людовика XIV» не была напечатана и в 1672 погибла во время пожара в одном частном доме. Другой исторический труд Расина — «Abrégé de l’histoire de Port-Royal» [Краткая история Пор-Рояля, 1693, изд. 1742 (1-я ч.) и 1767 (полностью)] — мастерски написанное чисто партийное сочинение янсениста, имеющее задачей защитить эту секту от испытываемых ею гонений. Несмотря на уход от театра, Р. носился с планами пьес («Ифигения в Тавриде», «Альцеста»), сочинил в 1680 совместно с Буало либретто оперы «La chute de Phaéton» (Падение Фаэтона), а в 1685 написал для одного придворного празднества «Idylle sur la paix» (Идиллия мира), положенную на музыку Люлли. В 1689 подруга Людовика г-жа Ментенон убедила Р. написать библейскую трагедию для любительского спектакля учениц возглавляемого ею Сен-Сирского монастыря. Так появилась лирическая драма с хорами «Esther» (Эсфирь), изобразившая в образе скромной и набожной Эсфири самое г-жу Ментенон, ставшую в это время женой короля. Для тех же воспитанниц Сен-Сира Р. написал и свою последнюю, быть может лучшую трагедию «Athalie» (Гофолия, 1691), принятую при дворе довольно холодно, т. к. изображенные в ней религиозные преследования иудеев жестокой царицей Гофолией неожиданно ассоциировались с преследованиями янсенистов Людовиком XIV. Все более овладевавшие Р. пиетические янсенистские настроения, пронизывающие также его «Cantiques spirituels» (Духовные кантики, 1694), были не по вкусу королю, вступившему после 1685 на путь ортодоксально-католической политики в религиозных вопросах. Янсенизм Р., равно как и его «Mémoire sur la misère du peuple» (Записка о народной нищете), говорившая о страданиях французского народа вследствие беспрерывных войн, были причиной охлаждения к нему короля, к-рое он как настоящий царедворец переживал очень болезненно, что быть может несколько ускорило его кончину. Хотя по своему рождению и воспитанию Р. принадлежал к буржуазии, однако по своей идеологии он являлся дворянским, придворно-аристократич. писателем. Проблема классовой характеристики творчества Р. не может быть оторвана от проблемы классовой атрибуции французского классицизма, т. к. Р. являлся последовательным и убежденным классиком, никуда не отклонявшимся от классического канона, подобно Корнелю или Мольеру. Уже Буало признавал трагедии Р. образцовыми в смысле соблюдения основных принципов классической поэтики, и эта репутация совершеннейшего классика сохранилась за Р. навсегда. Но, будучи господствующим стилем в монархической Франции XVII в., классицизм был стилем не буржуазным, а дворянским, поскольку буржуазия не была еще в XVII веке господствующим классом, а известно, что только «мысли господствующего класса являются господствующими в данную эпоху мыслями» (Маркс). Кроме того классицизм выражал политику абсолютной монархии в области лит-ры, а абсолютизм XVII в. был специфической формой дворянской диктатуры в условиях крепнущих капиталистических отношений. Как певец абсолютизма, как придворный писатель Людовика XIV Р. выражал идеологию поддерживавшего монархию, прогрессивного, капитализирующегося французского дворянства XVII в., к-рое, вступая на путь буржуазного развития, все же ревностно отстаивало свои классовые привилегии. Дворянская идеология Р. находит яркое выражение в тематике, сюжетике и образной структуре его трагедий. Уже давно замечено, что трагедии Р. дают идеализированное отображение версальского двора со всеми его нравами, манерами и условностями. Какую бы фабулу ни разрабатывал Р., какие бы античные образы ни переносил в свои трагедии, всякий раз эти образы переосмысляются им в специфически придворном, т. е. классово-дворянском смысле. Так, всех своих героев и героинь, даже несчастную Ифигению и девственника Ипполита («Федра») Р. изображает влюбленными и страдающими от любви, потому что для социально бездеятельной придворной знати второй половины XVII в. любовь являлась едва ли не единственным мотивом, могущим рассчитывать на ее внимание и интерес (в этом важное отличие трагедии Р. от трагедии Корнеля, в к-рой движущей пружиной действия выступала идея политического или религиозного героизма). Как подлинно придворный поэт Р. изображает любовные отношения на специфически версальский манер; активная роль в его трагедиях выпадает на долю женщин, к-рые делают первые шаги, а герои, являющиеся все в большей или меньшей мере сколком с короля Людовика XIV, только выслушивают любовные признания и выбирают. В своей речи и поведении герои и героини Р., являясь непременно лицами царской крови, строго соблюдают правила придворного этикета: они обращаются друг к другу на «вы», говорят «seigneuir», «madame» и даже в минуты высшей страсти сохраняют изящные манеры, не позволяя себе ни одного сильного или низменного выражения. Но Р. не ограничивается таким наведением придворного лоска на своих античных или восточных героев. Он наделяет их также мыслями и чувствами, достойными их сана, тщательно следя за тем, чтобы в порыве страсти они не нарушили присущее им классовое достоинство. Чтобы добиться этого, Р. приходилось подчас отступать от своих первоисточников, критически переосмысляя их в интересах своего класса. Так, в «Федре» он отступил от Еврипида, заставившего Федру перед смертью оклеветать Ипполита. «Я решил, что клевета имеет в себе нечто слишком низкое и грязное для того, чтобы вложить ее в уста царицы, наделенной к тому же столь благородными и добродетельными чувствами. Эта низость показалась мне более подходящей кормилице, которая могла иметь более рабские наклонности...» (предисловие Р. к «Федре»). Эти слова ясно показывают классовую дворянскую мерку, с к-рой Р. подходил к переоценке античного литературного наследия. Но т. к. идеология прогрессивного французского дворянства XVII в. заключала в себе немало буржуазных элементов, то и трагедия Р. дает яркое выражение этим элементам, коренившимся в конечном счете в психике самого Р. как выходца из чиновной буржуазии и воспитанника Пор-Рояля. К числу таких буржуазных тенденций Р. относится его реализм, установка на правдоподобие, на воспроизведение живой действительности, обыкновенных людей, обыденных происшествий, простых человеческих чувств, под оболочкой героической тематики, заимствованной у античных авторов. Трагедия Р. совершенно лишена ходульности, трескучего пафоса, романической запутанности интриги, прециозного плетения словесных узоров, рыцарской позы и салонной манерности, всех этих специфических особенностей феодально-реакционной литературы XVII в., повлиявшей на знаменитого предшественника Р. — Корнеля. Как по своей сюжетике, так и по приемам композиции и фразеологии трагедия Р. перекликается с комедией и грядущей «мещанской драмой», используя каждодневные происшествия и ситуации, балансируя на грани того, что дворянская эстетика считала «низменным». Так, в «Митридате» Р. рисует соперничество в любви старика-отца с собственным сыном, почти как в «Скупом» Мольера. В «Британнике» он пускает в ход канонический комедийный прием подслушивания, заставляя Нерона спрятаться за занавеской во время объяснения Британника и Юлии. В «Гофолии» он смело делает главным героем трагедии ребенка, т. е. существо «неразумное» с точки зрения рационалистической эстетики классицизма. Рассудительные герои Р. поражают часто непроизвольными, наивными движениями, непоследовательностями, колебаниями, обмолвками, которые делают их почти комичными (ср. любовные излияния Пирра сразу после того, как он поклялся не думать более об Андромахе). Все эти стилистические особенности трагедий Р. позволяют находить в них некоторые эмбрионы буржуазного реализма XVIII в. Особенно тесная связь завязывается здесь по линии присущего Р. углубленного психологического анализа жизни сердца, особенно женского. «В совершенно кристально прозрачных формах без всякой романтики, он рассекает всю человеческую душу и показывает тончайшие фибры человеческих чувств,... элементы внутренней борьбы, которые пронизывают человеческую душу» (Луначарский). В этом смысле Р. явился предшественником такого мастера буржуазно-психологической комедии и романа XVIII в., как Мариво (см.). Но, говоря о реализме и психологизме Р., необходимо учесть, что реализм этот классово ограничен его дворянской идеологией, что простота Р. сочетается с необычайной изысканностью, что психологическое наблюдение его устремлено на чувства и душевные переживания представителей высшей придворной знати. Главным же ограничением реализма Р. является строго рационалистическая концепция его образов, к-рые, при всем кажущемся богатстве их внутренней жизни, остаются все же классически односторонними, однокачественными, искусственно типизированными, резко противопоставленными друг другу и по существу лишенными внутреннего движения, ибо движение это носит однообразно колебательный характер между двумя взаимоисключающими решениями, из коих каждое то принимается, то отвергается. Все это — черты того рационалистического метода, к-рым пользовался Р. как поэт-классик XVII в. В этом решительная противоположность реализма Р. реализму Шекспира с его «вольным и широким изображением характеров» (Пушкин), с могучей внутренней динамикой его образов, отражающих в своем движении динамику самой исторической действительности. В идеологическом комплексе творчества Р. громадное значение имела также его приверженность янсенизму, с присущей последнему суровой, почти пуританской моралью, основанной на отрицании свободы воли, на признании предопределения и спасения божественной благодатью, а не делами. Все творчество Р. развивается под знаком противоречия между аристократическим гедонизмом и янсенистским аскетизмом. Это противоречие выражается в драматургии Р. в том, что все трагедии его дают одновременно и апологию страсти и апологию отречения от страсти (понимание подлинной любви как самопожертвования). Р. твердо придерживался целого ряда стержневых принципов янсенизма во взглядах на человеческую жизнь. Он усвоил напр. положение о глубокой порочности и слабости человеческой натуры, неспособной собственными силами, без помощи благодати, справиться с недостойными страстями, влекущими ее к гибели. Отсюда и вечный конфликт его трагедий — борьба между страстью и волей, в к-рой побеждает страсть, именно вследствие бессилия воли (в противоположность Корнелю, у которого столкновение воли и страстей завершается победой воли). Весь психологизм Р. вырастает, в сущности, на янсенистской основе, являясь специфическим художественным выражением того «вечного внутреннего самокопания, выражающегося в длинных исповедях священнику, в которых люди анализировали свою душу» (Луначарский), той пиетистекой казуистики, систематического разбирательства в душе, блестящие образцы которых дают произведения во многом идеологически близкого Р. янсениста Паскаля (см.). Однако в период творческого расцвета Р. все эти янсенистские тенденции не получали в его трагедиях обнаженного выражения, подчиняясь дворянско-аристократическому культу изнеживающей страсти. Этим только и объясняется, что столь враждебные янсенизму Людовик XIV и его двор даже не заметили янсенистской заразы в творчестве их любимого поэта, давшего наиболее полное выражение идеологии абсолютизма в эпоху его мирного процветания. Более того: в том виде, в каком Р. преподносил отдельные элементы янсенистской доктрины, это еретическое буржуазное учение оказывалось идеологически созвучным наиболее мыслящей части феодального дворянства, капитулировавшего перед абсолютной монархией, лишенного ею былой власти, обреченного новыми отношениями на бездеятельное паразитическое существование. То, что для буржуазии эпохи первоначального накопления являлось выражением ее идейно-политической слабости и незрелости, то в несколько переработанном виде помогало дворянству оправдывать свое политическое бессилие и паразитизм метафизическими аргументами о слабости и греховности «человеческой» натуры. Так. обр. при всей противоречивости своего творчества Р. является все же в основном крупнейшим дворянским художником эпохи расцвета французского абсолютизма. Классово-ограниченный в отношении своего реализма, он обладал однако относительно большими возможностями отображения той части исторической действительности, какая входила в его компетенцию как трагического поэта. Он развернул в своих пьесах целую галерею образов, отражающих различные стороны практики господствующего дворянского класса. Среди этих образов на первом месте стоят женские. Р. — первый подлинный поэт женщины во французской лит-ре, показавший (в пределах тех ограниченных возможностей, к-рые давала ему классическая доктрина) целую галерею дворянских женщин, к-рые во многом пережили свою эпоху и продолжали эстетически воздействовать на буржуазное общество периода его классовой зрелости. Не менее велико значение Р. как художника слова и мастера стиха. Воспитанный на изучении античной лит-ры, превосходно зная великих греческих поэтов, он научился у них ощущению образной и музыкальной стихии слова и постарался использовать ее мощь, не выходя за пределы узких рамок классического, рационалистически дозированного и отполированного слога и ограниченного в своих ритмических возможностях александрийского стиха. В том и в другом отношении Р. является величайшим мастером, обладающим огромным чувством меры и достигающим больших результатов при помощи самых простых средств. Даже наиболее обыденные слова и выражения приобретают под его пером огромную силу вследствие насыщающей их трагической эмоции. И таким же гибким орудием в его руках является александрийский стих, отображающий в своем движении всю напряженность и остроту сталкивающихся страстей. Р. оказал огромное влияние на развитие классической трагедии не только во Франции, но и за ее пределами. В его школе учились Вольтер, Драйден, Готтшед и множество более мелких представителей классицизма во Франции, Англии, Германии, Италии и России. Среди русских последователей Р. можно назвать Сумарокова, Княжнина, Николева, Катенина, Шаховского. За пределами классического стиля Р. оказал воздействие на Гёте («Ифигения в Тавриде»). Лессинг, а за ним теоретики романтизма (Стендаль, Racine et Shakespeare, 1822; Гюго — предисловие к «Кромвелю», 1827) постарались поколебать прочный авторитет великого дворянского поэта у буржуазного читателя и зрителя. С их легкой руки немецкие и русские учебники долго твердили затверженные фразы о «ложноклассицизме» (см.) Р., его «сухой рассудочности» и т. д. Статья отсюда

Leja: Жан-Батист Расин, Jean-Baptiste Racine Французский драматург-трагик, входивший в так называемую «великую тройку» драматургов XVII века наряду с Корнелем и Мольером. Творчество Расина представляет собой вершину французского классицистического театра. Автор трагедий "Андромаха", "Федра" и других. Являлся последовательным и убежденным классиком, никуда не отклонявшимся от классического канона, величайшим мастером, обладавшим огромным чувством меры и достигающим больших результатов при помощи самых простых средств. Даже наиболее обыденные слова и выражения приобретают под его пером огромную силу вследствие насыщающей их трагической эмоции. Корнель и Расин Утверждают, будто Корнель сказал в вечер первой постановки «Британника», что Расин уделил слишком много внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значение привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего XVII век на две партии. В отличие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Влияние Расина Расин оказал огромное влияние на развитие классической трагедии не только во Франции, но и за ее пределами. В его школе учились Вольтер, Драйден, Готтшед и множество более мелких представителей классицизма во Франции, Англии, Германии, Италии и России. Среди русских последователей Расина можно назвать Сумарокова, Княжнина, Николева, Катенина, Шаховского. За пределами классического стиля Расин оказал воздействие на Гёте («Ифигения в Тавриде»). Лессинг, а за ним теоретики романтизма (Стендаль, Racine et Shakespeare, 1822; Гюго — предисловие к «Кромвелю», 1827) постарались поколебать прочный авторитет великого дворянского поэта у буржуазного читателя и зрителя. С их легкой руки немецкие и русские учебники долго твердили затверженные фразы о «ложноклассицизме» , его «сухой рассудочности» .В конце 18 - начале 19 веков на русский язык было переведено большинство трагедий Расина. Роль "Федры" стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина Александр Пушкин и Александр Герцен. В 1921 году в новом переводе Валерия Брюсова "Федра" была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли. также смотри Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН "Расин" Творчество: поэма "Нимфа Сены" ("La Nymphe de la Seine"), 1660 по случаю бракосочетания короля. трагедия "Фиваида" "Фиваида,или Враждующие брать"я ("La Thebaide") 1664, по мотивам "Финикиянок" Еврипида пьеса " Александр Великий" ("Alexandre le Grand") 1665 трагедия "Андромаха" ("Andromaque") 1667 комедия "Сутяги" ("Les Plaideurs")1668, написана в подражание «Осам» Аристофана, единственная комедия Расина трагедия "Британник" ("Britannicus"). 1669 трагедия "Береника" ("Berenice") 1670 трагедия "Баязет" (Bajazet) 1672 трагедия "Митридат" (Mithridate) 1673 трагедия Ифигения (в Авлиде)" ("Ipnigenie (en Aulide") 1674 трагедия "Федра" ("Phedre" )1677 заимствованная у Еврипида либретто оперы "Падение Фаэтона"(«La chute de Phaeton» ) 1680,совместно с Буало "Идиллия мира" («Idylle sur la paix») 1685 написана для одного придворного празднества, положенна на музыку Люлли. пьесе "Эсфирь" ("Esther") 1689 "Аталия" (Athalie, русский перевод 1977 под названием "Гофолия") 1691 исторический труд "Краткая история Пор-Рояля" («Abrege de l’histoire de Port-Royal» ) 1693, издана в 1742 — мастерски написанное чисто партийное сочинение янсениста, и меющее задачей защитить эту секту от испытываемых ею гонений. янсенисткое сочинени "Духовные кантики" или "Духовные песни" («Cantiques spirituels») 1694 «Memoire sur la misere du peuple» (Записка о народной нищете) Биография: Расин родился в Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы, в семье принадлежавшей к "новому дворянcтву", был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка девочки Мари, а отец в 1643 году умер двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка - Мари Демулен. В возрасте девяти лет Расин благодаря давним связям семьи с янсенистами стал бесплатным был воспитанником школы при монастыре Пор-Рояль, затем обучался в коллеже в Бове, потом снова в Париже, все время под эгидой янсенистов. При этом он не только изучил латынь, риторику и логику, но и стал великолепным эллинистом под влиянием Лансело, Николя и других учителей. Конфликт между янсенизмом и любовью к классической литературы во многом определил определил тональность его творений. Завершив образование Расин в 1660 году поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. В 1661-1663 по настоянию родственников, которые боялись его связи с отлученными от церкви актерами, жил у дяди - священника южного городка Юзе, пытаясь получить от церкви бенефицию. В 1663 Расин вернулся в Париж, получил пенсию от короля в 600 ливров за свою первую поэму "Нимфа, свел знакомство с Мольером, Лафонтеном дружбу с Буало, и его стали приглашать в придворные салоны. В 1664 году Мольер поставил его первую пьесу. В концу 1660-х Расин завоевал личную дружбу с королем Людовиком XIV, обрел покровительство его фаворитки мадам де Монтеспан. Впоследствии, уже после ее падения, он выведет мадам де Монтеспан в образе «надменной Власти» в пьесе "Эсфирь» ". В 1666 году Расин написал несколько писем против янсенистов В это время он ссорится с Мольером, недовольный манерой исполнения его пьес и побуждает свою любовницу знаменитую актрису Терезу Дюпарк оставить труппу Мольера и перейти в театр «Бургундский отель», где в 1667 она сыграла заглавную роль в величайшей его трагедии -" Андромаха". В течение 10 лет (1667—1677) успех Расина раскол парижскую аристократию на два лагеря – сторонников и противников В 1670 году в "Береники", одну из заглавных ролей исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле. Случайно или нет, но одновременно с этой трагедией появилась трагедия Корнеля "Тит и Береника". Расин одержал в соревновании триумфальную победу. В 1677 на сцене была поставлен его лучшая трагедия "Федра". Ее постановка стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в трагедии намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Расин отказался от дальнейше борьбы. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял должность королевского историографа. Единственными его пьесами за этот период стали "Эсфирь" и "Аталия", написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. В последние годы вернулся к янсенизму и разошелся с королем, предпочитающем ортодоксальное католичество. Умер Расин 21 апреля 1699. ссылка

Psihey: Leja пишет: У меня есть набор сногсшибательных иллюстраций театральных костюмов той эпохи. Супер! я жду! И спасибо за подборку! А я сейчас читаю о трагедии-балете "Психея", которую Мольер написал вместе с Корнелем в рекордные сроки. Музыка - Люлли. И, судя по описанию, это представление отличалось от традиционных и было близко к шоу:)) Луи 14-й заказал масштабную пьесу для Зала Машин в Тюильри (это я к тому, что Мольер и прочие могли творить и могли реализовывать свои замыслы, потому что их спонсировал король, тем самым способствуя развитию искусства). Далее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Психея_(пьеса)

Анна: Leja Вы не могли бы интерпретировать довоенную статью о Расине с современной точки зрения? Почему он к концу жизни практически отказался от драматургического творчества? Как соотносится его связь с янсенизмом, придворная деятельность? Как развивалось бы творчество Расина, если бы во Франции был другой король? Psihey пишет: это я к тому, что Мольер и прочие могли творить и могли реализовывать свои замыслы, потому что их спонсировал король, тем самым способствуя развитию иску Представьте себе, что труппа Мольера прибывает в Париж, а там правит другой человек? Или имеются другие исторические условия?

Psihey: Анна пишет: Представьте себе, что труппа Мольера прибывает в Париж, а там правит другой человек? Или имеются другие исторические условия? и он мог бы "не выстрелить", не иметь тех площадок, мат. возможностей, которые ему предоставил Луи 14 и остаться в безвестности. но ему повезло - у короля было хорошее чувство юмора и он умел ценить талант

Анна: Psihey Как вы считаете, с какой частотой в истории появляются таланты, допустим, артистические, драматургические? Как связано их появление с появлением ярких правителей? Я пока говорю только о появлении, о проявлении - потом. Нет сомнения, что в век Людовика был расцвет театрального искусства. Связано ли это только с личностью Людовика или с общеисторическими тенденциями?

Psihey: Анна, появление талантливой личности не связано с правлением того или иного правителя. Но правитель может оценить талантливую личность и создать условия для ее творчества (потому что у деятелей искусства - искусство редко приносит ощутимый доход сразу - всегда есть покровители). А может гнобить и запрещать и тогда эта личность либо бежит в другое место, где реализовывается, либо ... разные варианты. Вот почему мы связываем "Золотой век" с именем Людовика. Именно личность правителя и его ум играют огромную роль, потому что в его руках власть

Анна: Psihey пишет: Вот почему мы связываем "Золотой век" с именем Людовика. Именно личность правителя и его ум играют огромную роль, потому что в его руках власть Это понятно. Век Людовика ничем не отличается от других подобных периодов. Psihey пишет: появление талантливой личности не связано с правлением того или иного правителя Отлично. Значит, талантливые личности появляются равномерно в истории? Или же нет? Я говорю именно о появлении, а не о проявлении. Если нет, значит, появление талантов связано с общемировыми тенденциями, с теми же тенденциями, которые дали появиться и проявиться и самому Людовику? И Людовику просто повезло, что он встретил Мольера, Расина и других товарищей? Ведь он почему-то не встретил собственных Ньютонов, Бойлей, Лейбницев? Декарт и Гассенди были раньше, Мариотт и Роберваль почему-то не были так видны, как ученые других стран, но той же эпохи. Почему из всех искусств (и наук) для Людовика важнейшим является театр?

Мария-Антуанетта: Psihey пишет: появление талантливой личности не связано с правлением того или иного правителя. Но правитель может оценить талантливую личность и создать условия для ее творчества (потому что у деятелей искусства - искусство редко приносит ощутимый доход сразу - всегда есть покровители). А может гнобить и запрещать и тогда эта личность либо бежит в другое место, где реализовывается, либо ... разные варианты.

Мария-Антуанетта: Анна пишет: И Людовику просто повезло, что он встретил Мольера, Расина и других товарищей? А мне кажется, что в данной ситуации повезло не только Людовику,но и всей честной компании(Мольеру,Расину,Люлли и т. д.)! так как правитель нашел людей через которых мог воплотить в жизнь, усовершенствовать свои мечты о театре, музыке(какими он их видел), свои вкусы и пристрастия передать через этих творчески одаренных людей! А они в свою очередь смогли воплотить в жизнь свои задумки и мечты! и, им очень повезло, что они нашли покровителя -короля, который к тому же еще и разделял их творчество.

Анна: Мария-Антуанетта Это правильно. Я задаю другой вопрос: насколько коррелирует появление талантливых театральных деятелей с появлением правителя, который даст им воплотить в жизнь их задумки. В какой доле их деятельность была воплощением их задумок, а в какой мере - исполнением правительственных заказов? Мария-Антуанетта пишет: через которых мог воплотить в жизнь, усовершенствовать свои мечты о театре, музыке(какими он их видел), свои вкусы и пристрастия передать через этих творчески одаренных людей То есть речь шле не об их вкусах, а о вкусах короля? Как вообще развивались вкусы короля? На основе работ каких мастеров? В какой мере развитие искусства было делом данного конкретного короля, а в какой - продолжением общеевпроейской культурной тенденции? И еще повторю предыдущий вопрос потому что мне не хочется, чтобы он затерялся. Анна пишет: он почему-то не встретил собственных Ньютонов, Бойлей, Лейбницев? Декарт и Гассенди были раньше, Мариотт и Роберваль почему-то не были так видны, как ученые других стран, но той же эпохи. Почему из всех искусств (и наук) для Людовика важнейшим является театр?

Мария-Антуанетта: Анна пишет: Почему из всех искусств (и наук) для Людовика важнейшим является театр? Мне кажется, что т.к. король любил развлечения, то театр, это тоже своего рода одно из развлечений. Анна пишет: В какой доле их деятельность была воплощением их задумок, а в какой мере - исполнением правительственных заказов? Я думаю, что король давал четко понять каковы его задумки(на то он и король), но все же прислушивался ко мнению тех людей, в чью задачу входило воплощение этих задумок в жизнь! Анна пишет: То есть речь шле не об их вкусах, а о вкусах короля? Как вообще развивались вкусы короля? На основе работ каких мастеров? В какой мере развитие искусства было делом данного конкретного короля, а в какой - продолжением общеевпроейской культурной тенденции? Ну мне кажется, что здесь от всего понемногу. Вкусы короля конечно же брались за основу, я уже говорила, что на то он и король! Но, король тоже следовал моде и культурной тенденции, на основе которой эти вкусы у него и сформировались. Но все таки приглашая этих людей к себе на службу король видел и оценил по достоинству их работы, и это ему понравилось, иначе он бы не не пригласил их, вот и все.

Анна: А кого он не приглашал? Кто просился, а приглашения не получил? И по какой причине?

Leja: Анна пишет: Вы не могли бы интерпретировать довоенную статью о Расине с современной точки зрения? Зачем? Там и так все понятно, единственное на что я обратила внимание - это подбор лингвистических средств, скажем так людям и событиям дается идеологическая оценка. Реально интересно наблюдать за этим. Анна пишет: Как развивалось бы творчество Расина, если бы во Франции был другой король? Сложно сказать, все ведь взаимосвязано. Анна пишет: Нет сомнения, что в век Людовика был расцвет театрального искусства. Связано ли это только с личностью Людовика или с общеисторическими тенденциями? Когда есть условия для развития чего-либо,то талантам в этой сфере удобнее проявлять себя, соответственно прихотливой гениальности есть возможность явить себя миру

Leja: Анна пишет: Если нет, значит, появление талантов связано с общемировыми тенденциями, с теми же тенденциями, которые дали появиться и проявиться и самому Людовику? И Людовику просто повезло, что он встретил Мольера, Расина и других товарищей? Ведь он почему-то не встретил собственных Ньютонов, Бойлей, Лейбницев? Декарт и Гассенди были раньше, Мариотт и Роберваль почему-то не были так видны, как ученые других стран, но той же эпохи. Почему из всех искусств (и наук) для Людовика важнейшим является театр? Здесь важны еще исторические предпосылки, Луи сам был весь в искусстве, оно у него и взлетело, а в более естественно настроенной Англии были лучшие условия для науки. Да и религия важна. Протестанты обычно больше тянутся к конкретным понятиям. Торговля,наука. Но это пока ИХМО.

Анна: Но почему именно театр, а не живопись, например? Почему не наука? http://early-music.narod.ru/biblioteka/bossan-ludovic14.htm Что вы скажете об этой статье?

Leja: Мария-Антуанетта пишет: А мне кажется, что в данной ситуации повезло не только Людовику,но и всей честной компании(Мольеру,Расину,Люлли и т. д.)! так как правитель нашел людей через которых мог воплотить в жизнь, усовершенствовать свои мечты о театре, музыке(какими он их видел), свои вкусы и пристрастия передать через этих творчески одаренных людей! А они в свою очередь смогли воплотить в жизнь свои задумки и мечты! и, им очень повезло, что они нашли покровителя -короля, который к тому же еще и разделял их творчество. Разумеется. Луи не актер,не драматург,не писатель, не экономист, не архитектор. Танцевать самому было не обязательно, но как талантливый руководитель он должен подобрать таких людей, которые смогли проявить себя в этих областях и тем поднять престиж страны, помочь этим людям, направить их.

Leja: Анна пишет: В какой доле их деятельность была воплощением их задумок, а в какой мере - исполнением правительственных заказов? В полной мере свободное искусство-это огромная редкость, что не обязательно мешает раскрыться творчеству, все великие художники в средние века прославляли церковь. Но ведь Тайная Вечеря может быть изображена настолько по-разному! А Сикстинская Мадонна, Страшный суд, все делалось под клиента, но мы и сейчас любуемся и радуемся. Анна пишет: Как вообще развивались вкусы короля? На основе работ каких мастеров? На основе работ своих архитекторов Луи научился по-настоящему разбираться в архитектуре, как профессионал

Мария-Антуанетта: Leja пишет: На основе работ своих архитекторов Луи научился по-настоящему разбираться в архитектуре, как профессионал Вот и я тоже говорю об этом! Вот потому им и повезло, что они нашли друг дрга.

Leja: Мария-Антуанетта пишет: Вот и я тоже говорю об этом! Вот потому им и повезло, что они нашли друг дрга. Да и повезло не только им, но и всей Франции:)

Мария-Антуанетта: Leja пишет: Да и повезло не только им, но и всей Франции:)

Анна: Leja пишет: Протестанты обычно больше тянутся к конкретным понятиям. Торговля,наука. Но это пока ИХМО. Увидела ваше сообщение. В протестантской Голландии была сильна живопись. Во Франции тоже был развит протестантизм. В Англии, как и во всей Западной Европе, когда-то был католицизм. Почему же во Франции католицизм победил, а в Англии -нет?

Мария-Антуанетта: Анна пишет: В Англии, как и во всей Западной Европе, когда-то был католицизм. Почему же во Франции католицизм победил, а в Англии -нет? Ну так потому, что в Англии сам король ввел сначала Англиканство( тоже своего рода протестанизм), затем к власти пришли католики, но не надолго, а после Елизаветы на престоле были тоже протестанты, это же было основным требованием к монарху,-придерживаться протестанской религии(или хотя бы, чтоб она была официальной)..., а во Франции искомо был короли-католики и не зря же Генрих 4 сказал,что Париж стоит мессы... Видимо сам народ в большинстве своем в Англии придерживался одной религии, а во Франции,-другой..

Leja: Анна пишет: Увидела ваше сообщение. В протестантской Голландии была сильна живопись. Во Франции тоже был развит протестантизм. В Англии, как и во всей Западной Европе, когда-то был католицизм. Почему же во Франции католицизм победил, а в Англии -нет? Там более реальная живопись. Я имею ввиду именно современный Луи период. http://smallbay.ru/article/painting_holland.html http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-115.htm В то время как во Франции парадно-мифологическая:))) Что касается победы протестантизма в Англии, скажем Сенк Ю Генриху 8 и Елизавете,если продолжать это обсуждение, оно тут оффтоп, то чтоб не мазать, я лучше пойду подкреплюсь мнениями ученых,а то никогда не задавалась этим вопросом

Leja: Мария-Антуанетта пишет: а во Франции искомо был короли-католики и не зря же Генрих 4 сказал,что Париж стоит мессы... Видимо сам народ в большинстве своем в Англии придерживался одной религии, а во Франции,-другой.. Совершенно верно, большая часть населения населения-католики, король католик, у французов в этом плане был совет да любовь:)

Анна: Мария-Антуанетта пишет: Видимо сам народ в большинстве своем в Англии придерживался одной религии, а во Франции,-другой.. Так ведь не сразу народ стал придерживаться какой-то религии. Мне кажется, когда религия вводится сверху, она должна быть менее стабильна. Leja пишет: чтоб не мазать, я лучше пойду подкреплюсь мнениями ученых,а то никогда не задавалась этим вопросом Интересно будет обсудить

Leja: Анна пишет: Мне кажется, когда религия вводится сверху, она должна быть менее стабильна. Смотря как ввести

Leja: Анна пишет: Интересно будет обсудить Ок, пойду читать, но только попозже,ок? А то я вот заинтересовалась статьей о сомнении в авторстве Мольера, будто это Корнель за него писал, кто что думает?

Анна: Leja пишет: то я вот заинтересовалась статьей о сомнении в авторстве Мольера, будто это Корнель за него писал, кто что думает? Я почитаю, очень интересно!

Gal_gu: Анна пишет: Так ведь не сразу народ стал придерживаться какой-то религии. Мне кажется, когда религия вводится сверху, она должна быть менее стабильна. Нет, Ань. Религия становится ханжеской, т е соблюдается внешняя сторона и все больше и больше выхолащивается сущность. Правление Людовика 14 дает этому замечательный пример. Мой муж утверждает, что вера в бога удерживает человека от преступления. Я считаю такой сдерживающий фактор очень очень слабым. А навязывание оффицальной религии при чем силовыми методами, сводит положительное влияние религии просто к 0. Анна пишет: Но почему именно театр, а не живопись, например? Почему не наука? Добавь сюда еще архитектуру. Аня, что их всех объединяет? Зрелищность. Вернись во времени в расцвет Римской Империи и увидишь там тоже самое. Это начальное примитивное развитие и использование массовой пропаганды, на уровне соответствующем развитию средств массовой информации того времени.

Мария-Антуанетта: Анна пишет: Так ведь не сразу народ стал придерживаться какой-то религии. Мне кажется, когда религия вводится сверху, она должна быть менее стабильна. Но вот в Англии например хоть и не сразу. но люди оценили разницу межу фанатичкой-католичкой Мэри и умереной протестанткой Бесс, и сделали свои выводы в пользу последней, к тому же после ее долгого правления люди привыкли и их все устраивало, так к чему религию снова менять, даже если бы монархом стал католик?

Psihey: А давайте наконец вспомним, что Французская академия наук была основана при Людовике 14-м в 1666 году. Одна из первых академий наук. Причем тут только театр?! Причем тут зрелищность? http://ru.wikipedia.org/wiki/Французская_академия_наук

Gal_gu: Мария-Антуанетта пишет: к тому же после ее долгого правления люди привыкли и их все устраивало Это говорит о том,что рабское сознание очень хорошо вбито в человеческие головы и пустило там крепкие и глубокие корни. Очень многие евреи на чем свет стоит кляли Моиссея за то, что он их вывел из Египта к свободе и, как следствие к неизвестости и неуверенности в будующем. Мария-Антуанетта пишет: так к чему религию снова менять, даже если бы монархом стал католик? Это вопрос нужно задать Людовику 14. Почему он заставлял гугенотов принимать католичесто. Хотя они, гугеноты, считали себя самыми верноподдаными Его Величества.

Мария-Антуанетта: Gal_gu пишет: Это вопрос нужно задать Людовику 14. Поздно батенька...

Gal_gu: Мария-Антуанетта пишет: Поздно батенька.. Увы, батенька! И последствия на лицо. И все,что остается возможным нам, пришедшим потом, это осмыслить и понять и еще не повторять ошибок. Хотя это нам не грозит!! Пошел оффтоп

Анна: Gal_gu пишет: Анна пишет: цитата: Так ведь не сразу народ стал придерживаться какой-то религии. Мне кажется, когда религия вводится сверху, она должна быть менее стабильна. Нет, Ань. Религия становится ханжеской, т е соблюдается внешняя сторона и все больше и больше выхолащивается сущность. Галя, но ведь мы с тобой говорим об одном и том же. Религия, введенная сверху, должна быть менее стабильной. Разве нет? Мария-Антуанетта пишет: Но вот в Англии например хоть и не сразу. но люди оценили разницу межу фанатичкой-католичкой Мэри и умереной протестанткой Бесс, Мне кажется, тут все сложнее. А почему осталась католической Франция, Польша? Почему не утвердился протестантизм в Великом Княжестве Литовском? Я говорю о государствах, где протестантизм был силен. Psihey пишет: А давайте наконец вспомним Во-первых, никто не говорит о "только театре". Речь идет о доминировании театра. О доминировании пропаганды Теперь действительно вспомним об Академии наук. У нас тут на форуме есть тема под названием Наука и техника в прошлом и настоящем Информацию об академии я брала из энциклопедии Кругосвет. Там большая статья. Что мы видим? Французская академия была создана Ришелье в 1635 году и имела гуманитарную направленность. В 1663 Ж.-Б.Кольбер создал при Французской Академии так называемую Малую Академию из четырех членов «большой» академии, назначенных министром. Им было поручено составление надписей и девизов для памятников, возведенных Людовику XIV, и медалей, чеканившихся в его честь. Исчерпав эту область, академики занялись другой: разработкой легендарных сюжетов для королевских гобеленов. Возглавивший Малую Академию после смерти Кольбера М.Лувуа (1641–1691) расширил поле ее деятельности, пригласив в нее в 1683 Андре Фелибьена (1619–1695), хранителя музея древностей, и в 1685 Пьера Ренсана (1640–1689), хранителя Королевских медалей. В 1701, получив от Людовика XIV статус Академии надписей, Малая Академия превратилась в самостоятельное учреждение. В круг их забот входило изучение истории Франции, подготовка медалей в память о ее важнейших событиях, описание предметов прошлого из Кабинета короля; кроме того, велся поиск с обязательным комментированием всех древностей, находящихся на территории Франции. В 1716 по специальному эдикту этот орган получил имя «Академии надписей и литературы». С этого времени стали издаваться Мемуары Академии (1717), печатавшие исторические, археологические, лингвистическими и др. исследования. Однако Парижская академия [естественных] наук (Académie des sciences) была основана уже Кольбером в 1666 году, по образцу Лондонского королевского общества. До 1793 года она называлась Королевской академией наук. Впоследствии эти и другие академии были объединены в институт Франции. Один из основателей Парижской академии естественных наук - Эдм Мариотт (Mariotte) (1620–12.V.1684) Мариотт - крупный ученый, но все же не на уровне Ньютона, Гука, Лейбница, Гюйгенса. Назовите мне пожалуйста, французских ученых-естественников второй половины XVII в. такого уровня. Математик Роберваль вырос в крупного ученого раньше. Гассенди умер раньше. Ферма умер в начале 60-х годов. http://n-t.ru/tp/in/an.htm -вот еще интересный материал из книги История физики Марио Льоцци. Лондонская и парижская академии Вернувшись в 1644 г. в Англию из Италии, Бойль стал инициатором объединения энтузиастов нового научного направления. Эти «виртуозы», как он их называл, образовали ту «невидимую коллегию», которая с 1645 г. начала свою деятельность в Лондоне и Оксфорде и вскоре стала столь авторитетной научной организацией, что в 1660 г. была официально признана Карлом II и преобразована в Royal Society for the Advancement of Learning (Королевское общество для развития знания). С того времени и до наших дней Королевское общество с завидным постоянством всегда тесно связано с историей науки в Великобритании. Учреждение Королевского общества побудило французских ученых сплотиться в Париже в Academic des Sciences (Академия точных наук), основанную в 1666 г. министром Кольбером; ей было вменено в обязанность никогда не говорить «...на заседаниях ни о религиозных таинствах, ни о государственных делах. И если иногда и говорится о метафизике, морали, истории или грамматике, пусть даже мимоходом, то лишь в той мере, в какой это относится к физике и к отношениям между людьми».

Leja: Мария-Антуанетта пишет: Но вот в Англии например хоть и не сразу. но люди оценили разницу межу фанатичкой-католичкой Мэри и умереной протестанткой Бесс, и сделали свои выводы в пользу последней, к тому же после ее долгого правления люди привыкли и их все устраивало, так к чему религию снова менять, даже если бы монархом стал католик? Да и независимость Англии тоже была на руку,а то Папа ведь не просто так свои буллы посылал, не просто так мешал или разрешал жениться королям, политика церкви превалировала над идеалами самой религии. Gal_gu пишет: Пошел оффтоп Еще какой:)

Leja: Gal_gu пишет: Хотя они, гугеноты, считали себя самыми верноподдаными Его Величества. Можно это обсудить в Нантском Эдикте

Leja: Кстати, а кто вам больше нравится Мольер или Расин? Почему?

Анна: Из них двоих - Мольер. Расин кажется мне более тяжеловесным, что ли. Античные сюжеты мне больше интересны в античном изложении. Кроме того, играют роль воспоминания детства - Мольера я читала в детстве, видела много инсценировок, они кажутся актуальней. Но должна признаться, что не перечитывала обоих авторов много лет. Надо бы освежить.

Leja: Анна пишет: Из них двоих - Мольер. Расин кажется мне более тяжеловесным, что ли Да, мне тоже Мольер ближе

Leja: Анна пишет: Мариотт - крупный ученый, но все же не на уровне Ньютона, Гука, Лейбница, Гюйгенса. Назовите мне пожалуйста, французских ученых-естественников второй половины XVII в. такого уровня. Ну что я могу сказать, Гюйгенс в 1665 году по приглашению Кольбера поселился в Париже и был принят в число членов Академии наук. В 1666 году по предложению того же Кольбера становится её первым президентом. Гюйгенс руководил Академией 15 лет. Может французом по крови он и не был,но основные труды написал во Франции, так что ах мимо Просто король активно перекупал лучшие мозги соседей, кроме того во Франции была на тот момент передовая астрономия * 1665 год — открытие на Юпитере Красного пятна (Кассини, Гук). Измерен период обращения Юпитера (а в 1666 году — и Марса) вокруг своей оси (Кассини). * 1666 год — вместе с Парижской Академией наук основана и Парижская обсерватория, в стенах коророй работала группа общепризнанных астрономов: Пикар, Озу, Рёмер, Гюйгенс и Кассини. Кассини становится первым директором этой обсерватории и сохраняет свой пост до конца жизни. Из его достижений в новом звании (совместно с Ж. Рише) — первое достаточно точное определение (1671—1673) параллакса Солнца (9,5") и астрономической единицы (140 млн км), открытие «щели Кассини» в кольце Сатурна (1675 год). В 1673 году под названием «Маятниковые часы» выходит исключительно содержательный труд по кинематике ускоренного движения. Эта книга была настольной у Ньютона, который завершил начатое Галилеем и продолженное Гюйгенсом построение фундамента механики. Рёмер В 1671 году переехал в Париж, где работал в Парижской обсерватории. Также он был учителем Великого дофина и принимал участие в создании фонтанов Версаля. Пикар убедил молодого Рёмера отправиться с ним в Париж, где Рёмер сделался деятельным сотрудником Кассини и был очень скоро избран в члены парижской академии наук. Важнейшей из ученых работ Рёмера в Париже было определение скорости света, основанное на ряде наблюдений, произведенных им и Кассини над затмениями спутника Юпитера Ио. Первый отчет о своем открытии Рёмер представил в Парижскую академию 22 ноября 1675 года. Тому же предмету он посвятил мемуар «Démonstration touchant le mouvement de la lumière» («Старые мемуары парижской академии наук», тт. I и X). Сначала гипотеза Рёмера была встречена с недоверием, так как большинство учёных было уверено, что скорость света бесконечна. Лишь спустя полвека она утвердилась в науке. По свидетельству Лейбница, Рёмер ранее 1676 года сделал еще важное в практическом отношении открытие, что эпициклоидические зубцы в зубчатом колесе производят наименьшее трение. В «Старых мемуарах парижской академии» были напечатаны еще некоторые сообщения Р., например: «Règle universelle pour juger de la bonté des machines qui servent à élèver l’eau par le moyen d’une machine» (т. I); «Construction d’une roue propre à exprimer par son mouvement l’inegalité des révolution des planètes» (там же); «Experimenta circa altitudines et amplitudines projectionis corporum gravium, instituta cum argento vivo» (VI), «De crassitie et viribus tuborum in aquaeductibus secundum diversas fontium altitudines diversas que tuborum diametros» (там же). Описанию изобретений Рёмера посвящен также ряд статей, напечатанных в издании «Machines approuv. entre 1666 et 1701 par l’Acad. de Paris» (I, 1735). Материал из Вики и Птифиса

Leja: Можно продолжить обсуждение науки в теме "Наука и техника в прошлом и настоящем"

Анна: Leja Спасибо за информацию. Если нетрудно, сами скопируйте ваше сообщение по астрономии в тему "Наука и техника в прошлом и настоящем". (Я могу его только перенести, но мне бы хотелось видеть его в обеих темах). Ну вот почему об этом пишут меньше, чем о Мольере и Расине? Ведь о таких вещах можно рассказать интересно. Leja пишет: Можно продолжить обсуждение науки в теме "Наука и техника в прошлом и настоящем" С большим удовольствием.

Leja: Анна пишет: Ну вот почему об этом пишут меньше, чем о Мольере и Расине? Почему меньше? В Википедии информации достаточно...

Анна: Leja пишет: Почему меньше? В Википедии информации достаточно... Википедия - это энциклопедия, там много чего есть Я говорю, например, об исторических сайтах, посвященных эпохе, о различных популярных статьях и книгах, записях в блогах, о том, какие ассоциации с эпохой возникают чаще. И вообще о социокультурной нише науки. Вот например, какой ассоциативный ряд возникает при словах "Век Людовика"?



полная версия страницы