Форум » История и культура » Образование и культура » Ответить

Образование и культура

Анна: Здесь обсуждаем вопросы образования и культуры.

Ответов - 158, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Sourire: Florimon пишет: Молодые люди сегодня разные бывают... Не знаю как ты, но я книжку осознанно стала брать в руки только в 16 лет и то лишь, благодаря тому, что поменяла школу и у меня был потрясающий учитель по русской литературе. В очередной интервью, он кстати объяснял свою точку зрения, почему школьники не читают в Латвии. — Так отчего же все-таки современные школьники не читают? — Потому что им неинтересно то, чего они не понимают. А знаний для понимания автора и его эпохи современная школа не дает. Все сокращено и упрощено до предела. Приведу такой пример. Урок литературы. Тема — «Котлован» Платонова, изумительная вещь по всем параметрам. ...20-е годы. Не закончена Гражданская война, экспроприация, курс на коллективизацию, индустриализацию, в человеке воспитывают чувство коллективизма, хотят осчастливить весь мир. А потому роют котлован под огромное здание, куда поселят весь угнетенный пролетариат, и все заживут счастливо... Идея-утопия мастерски оплакана Платоновым, доведена до абсурда. Но! Советские люди 80 лет рыли этот котлован, а Платонов написал об этом еще в 1927 году... Спрашиваю в классе: кто читал? Никто. «Почему?» — «Непонятно!» — Что же там непонятного? — Оказалось, ВСЕ!!! Как дети могут оценить Платонова, если не знают, что были революция 1917 года, Гражданская война? По истории-то они этого не проходили — программа кастрированная, учебники убогие. Ребята даже не знают, что такое ликбез, колхоз, кулак, меньшевики, большевики... Вы нам, говорят, про революцию-то расскажите! А у меня в планах ничего такого нет: ни Ленина, ни Сталина, ни Совдепии, ни нэпа, ни ЧК. Но я плюю на все планы и рассказываю ребятам четыре часа про историю. Параллельно смотрим фильмы Леонида Парфенова, читаем «Собачье сердце», говорим о государстве, которое когда-то называлось Российской империей, а потом СССР... Словом, ведем артподготовку перед вторым наступлением на Платонова. Первое-то провалилось, а отступать некуда... В результате «Котлован» пошел, лег на душу. Результат достигнут: и интереснее стало, и текст прочитан. — А может, не стоило так форсировать? Для современных детей любой писатель-классик что-то вроде динозавра. Для них планета Марс ближе, чем искания толстовского героя. — Так что же теперь, прикажете комиксы читать? И так уже все дисциплины в школе идут по линии упрощения: физика, математика, химия. Да еще самые «добросовестные» директора не пользуются своим правом создавать в своих школах особые лицензированные программы, позволяющие хотя бы точные науки преподавать на родном языке или еще как-то избегать угрозы параметров 60 на 40 процентов, а послушно исполняют закон. Главный критерий, по которому комиссия оценивает урок в русской школе, — это не уровень знаний, умений и навыков, а частота использования латышского языка. Зато пение и рисование предлагается вести аж до 12-го класса! Угадайте, за счет каких уроков это новшество будет внедряться? Как же, Латвия — поющая страна. И все это оболванивание называется «освободить ребенка от перегрузок». Так давайте еще освободим от понимания, сопереживания! Именно на это и была направлена школьная реформа. (с)суббота Но это просто частный случай у нас в стране.

toulouse: Sourire пишет: Главный критерий, по которому комиссия оценивает урок в русской школе, — это не уровень знаний, умений и навыков, а частота использования латышского языка. Зато пение и рисование предлагается вести аж до 12-го класса! Угадайте, за счет каких уроков это новшество будет внедряться? Как же, Латвия — поющая страна. И все это оболванивание называется «освободить ребенка от перегрузок». Так давайте еще освободим от понимания, сопереживания! Именно на это и была направлена школьная реформа. Увы, как это грустно - и одновременно демократично, не подкопаешься. Спасибо, мне в чисто профессионалном плане такая информация очень полезна. Sourire пишет: у меня в планах ничего такого нет: ни Ленина, ни Сталина, ни Совдепии, ни нэпа, ни ЧК Неужели правда нет? Даже Сталина, который устроил "геноцид латышского народа"? Специально ставлю в кавычки, потому что уж кто-то, а русские пострадали от революции и ее последствий, наверное, сильнее других, что, в частности, демонстрирует и нынешняя внутренняя политика новых независ государств Справедливости ради, у нас в школах тоже не блеск. То есть в Москве существуют несколько школ, где, действительно очень высокий уровень преподавания и высокие требования. Но не все дети способны так учиться, и, что еще хуже, среди тех, кто способны, ко времени окончания школы многим процесс учения как таковой успевает осточертеть: уже все, в институт не хочу, надоело учиться, и так знаю больше всех. Меня сразила реклама по телевидению (не припомню, что там рекламировали): для чего мой ребенок ходит в школу? чтобы общаться, заниматься спортом, учиться... То есть учиться - на третьем месте. Дочь сейчас во втором классе, у них по программе пока и умножения нет - что-то помню, мы как будто в первом учили...

Sourire: toulouse пишет: Неужели правда нет? Даже Сталина, который устроил "геноцид латышского народа"? Я поучилась в трёх школах. И когда пришла в 10-ый класс 40-ой, поняла как я глупа, или "Темна, как пивная бутылка" как говорил наш физик. Да не учат, на истории изучают просто то, что латыши бедные несчастные, которых все обижают, а Россия главное зло. На Сталине особо не фокусируются, а упор идёт на запоминание и узнавание латышских полководцев и жертв, которые пали в борьбе за независимось. Увы, та школа, которую закончила я и где меня хоть чему выучили и раскрыли глаза, только одна. То, что не каждый её потянет это да. Например, чтобы учиться там надо владеть английским на приличном уровне и иметь познания ещё в одном языке. И стоит ли говорить, что любимое государство делает всё возможное, чтобы её прикрыть. А общий уровень моих ровестников чувствуется. Действительно всё делается для того, чтобы люди становились тупее.


Sourire: toulouse пишет: Но не все дети способны так учиться, и, что еще хуже, среди тех, кто способны, ко времени окончания школы многим процесс учения как таковой успевает осточертеть: уже все, в институт не хочу, надоело учиться, и так знаю больше всех. А знаете, что делали с нами? На каждом уроке говорили, что мы никто. Нас никогда не хвалили, когда мы что-то делали. "Ах, ты выучила это, а ты можешь поговорить про ещё вот это , то и это? Нет? Тогда иди учись, завтра поговорим." Предметов было столько, что в какой-то момент стало понятно - "Что карабкаться по карьерной лестнице невозможно, нужно стараться оказаться в лифте с нужными людьми". Не знаю как у Вас, но тут дружный класс - редкая вещь и мне очень приятно, что мы уже закончили школу, но всё равно продолжаем держаться друг за друга.

toulouse: Sourire пишет: карабкаться по карьерной лестнице невозможно, нужно стараться оказаться в лифте с нужными людьми у нас тоже дети это осознают, и даже хуже - без помощи от родителей средний молодой человек, т.е. без высокого честолюбия, не сможет ничего добиться. почти не важно, какое образование получишь, хотя справедливо, что без образования вообще никто. Sourire пишет: Действительно всё делается для того, чтобы люди становились тупее. У меня как матери тоже есть такое ощущение. К тому же у нас действительно в классах сейчас много детей, для которых русский не родной язык, они его плохо знают, и задания часто настолько странные, как будто именно для иностранцев. Это без укора в адрес детей мигрантов, но, может быть, нужно их дополнительно языку учить, что ли? Главное, если что-то такое начать делать, правозащитники сразу завоют (был такой период, когда я работала в правозашитной организации, поэтому у меня такая реакция возникает автоматически) Sourire пишет: И стоит ли говорить, что любимое государство делает всё возможное, чтобы её прикрыть. Флоримон писала, что в Киеве тоже практически нет русских школ. В Москве, как я это вижу, очень сильное расслоение. Сильных школ наперечет, и они очень далеко, практически возить ребенка через город невозможно - и пробки страшные (у нас нет машины, но просто дорога стоит, а до метро идти пешком нельзя, 1,5 часа взрослому), и по времени долго, и просто устаешь от дороги. Есть в районе школы, скажем, более престижные, там обязательна "помощь родителей" и у нас модно всякие "понты": напр, поездки за границу на каникулы и т.п., не хочется отдавать реб в такую школу. И есть самые простые школы - там учителя делают вид, что учат, а дети даже и не делают вида, что им это надо. Sourire пишет: всё равно продолжаем держаться друг за друга это здорово, конечно, так и нужно, как говорится, лучше 100 друзей!!

agatta: Sourirе пишет: На каждом уроке говорили, что мы никто. Нас никогда не хвалили, когда мы что-то делали. А у нас в Беларуси на данном этапе ещё веселее. Кто-то в мин. образования сказал, что хватает людей с высшим образованием, а многие учителя восприняли это всерьез))) У младшей сестры в 10 классе математица на уроке заявила: " Что вы все забыли в школе? Все равно все окажетесь на заводе у станка!" Очень мило, особенно если учесть, что многие из них талантливые и развитые дети

toulouse: agatta пишет: Все равно все окажетесь на заводе у станка lДа, у нас такого не услышишь - заводы-то не работают. Посмотрим, что день грядущий нам готовит - в смысле финансовый кризис

Gennady: Мне кажется, всеобщая тенденция такая : как можно меньше образования массам. Коммунисты, вероятно, понимали, что людям требуются зрелища и хлеб. Однако, первое таило в себе опасность сближения с Западом и расширения кругозора даже и на крайне низком уровне, а второе было, видимо, технически невозможно. Америка, где я живу, дала людям хлеб и зрелища. Эти нужды удовлетворены, а другие возникают не в массах. Образованная публика не нужна нигде. Зачем правительству позволять критиковать себя, причем, аргументированно ? Это не нужно ни американскому, ни российскому, ни какому-бы то ни было правительству. В начале 50-х годов в России была иная картина - у нас иных игрушек, кроме книг, да и то небольшого количества, не было. Детские магазины ничего не продавали - вечером не было электроэнергии. И, разумеется, не было товара ни днем, ни вечером. Пистолеты мы себе выстругивали из фанеры. Но, главное, читали, потому что это был единственный способ узнать хоть что-нибудь об окружающем мире. Цензура еще не распространялась на рынки и базары, где за 50 копеек можно было купить мешок книг, изданных до революции, да и после нее. Несколько позже, хорошее образование все еще было в цене, и только потом стало ясно, что обычный рабочий может заработать в три раза больше дипломированного инженера. Но инерция все равно продолжалась. "И дольше века длился день".

toulouse: и Ваш прогноз - что дальше? Скажем, восстание масс? или виртуализация всего живого? Др. варианты?

Sourire: toulouse пишет: был такой период, когда я работала в правозашитной организации, поэтому у меня такая реакция возникает автоматически У меня как раз учитель по литературе там состоит. И я его уважаю, за то, что он не только говорит красивые слова, но и предпринимает соответствующие меры. У нас были огромные беспорядки в 2003, накануне реформы и он не только открыто произносил речи на всех митингах, но и исполнил песню против реформы. А в начале этого года, Латвийское министерство образования "переплюнуло" себя, выпустив словарь латышского сленга, специально для русских школ, состоящий из русской нецензурной брани с оканчанием "s" на конце и подробными объяснениями (с примерами) когда такое нужно говорить.Afiget' , какой словарь! ("Час", Латвия) Русских детей в латвийских школах учат... нецензурной лексике Ирина Перепелица, 10 января 2008 "Словарь сленга латышского языка" Оярса Бушса и Винеты Эрнстсоне вышел в свет в Латвии два года назад. Вряд ли бы на него кто-то особо обратил внимание, не сделай Государственное агентство освоения латышского языка (LVAVA) школам щедрый подарок, снабдив библиотеки средних учебных заведений этим изданием. Открыв этот "современный научный толковый словарь" - так его представляет издательство, - в нем можно найти немало знакомых русскому человеку слов, которые далеко не каждый решится произнести вслух. В любом языке есть сленг, и молодежь активно употребляет его в своей речи. Но чтобы вводить его в словари, тем самым узаконивая... Право, это что-то новенькое в языкознании. Странно также, что в словаре латышского сленга, которым предлагается в полной мере овладеть русской молодежи, столь заметное место занимают русские матерные выражения. То ли они стали неотъемлемой частью латышской лексики, то ли ученые авторы не до конца понимают их смысл и происхождение. Или они полагают, что словечки типа pofig - исконно латышские? Увы! Как раз эти слова понятны русским без перевода, поскольку из их родного языка в латышский и пришли. Уже на первой странице можно найти слова abalмeн, afigeн (последние буквы произносятся мягко). Даже если допустить, что эти слова достойны включения в словарь, то начинаются они с буквы О, а не А. Но авторы книги легко обходят правила русской грамматики. В самом деле, нужна ли она, ведь словарь латышский! Вполне невинно звучит слово bпin по сравнению с bпeм на этой же странице. Ну и, конечно, оба они куда безобиднее старого доброго pizмecs, который авторы истолковали как слово, которое употребляют, когда видят что-то особенное. Латвийские с позволения сказать ученые делают еще ряд открытий в деле воспитания культуры молодого поколения. Зачем, например, произносить слово ahujenijs (оно здесь толкуется как lielisks - великолепный), когда можно сказать более ласково - ahuns? Читайте, запоминайте, в словаре найдутся варианты на любой вкус. Почему бы не использовать все эти словечки, скажем, в школьном реферате? А если учительница поморщится, нужно показать ей словарь: ученые люди плохого не посоветуют. Удивительный словарь латышского сленга нашел широкую поддержку среди представителей Агентства госязыка, Государственного агентства оценки качества общего среднего образования и других образовательных учреждений. Проект получил финансирование в размере 5000 латов. Интересно, что эти книжки в подарок получили школы национальных меньшинств со святой целью освоить получше государственный язык. Возникает резонный вопрос: зачем такой подарок русским детям? Неужели им придется разъяснять на латышском, что такое pofig? Впрочем, зря волновались ученые мужи. Если бы знания такой лексики проверялись на экзаменах, наши школьники, конечно, сдали бы их на "отлично". А вот знают ли специалисты, что значат многие из этих слов? Интересовались ли, как положено авторам, их происхождением? В документе министерства образования и науки, который был опубликован в газете Latvijas vзstnesis, отмечено (эту бумагу готовили для депутатов Сейма, отвечая на их запрос), что словарь предназначен для использования на уроках латышского языка, чтобы "школьники смогли познакомиться с богатой лексикой и оценить ее". Министерство также отметило, что словарь никак не задевает достоинства национальных меньшинств, потому что он не учит ругательствам и унизительным словам. Интересно, к какой категории в таком случае относятся слова pohuj, podjobka и прочие? И хотя словарь это не учебник и не обязательное учебное пособие, родители многих школ запротестовали, чтобы такие книги стояли на полках школьных библиотек. - Я была в ужасе, открыв словарь. Неужели этому будут учить моего ребенка? - недоумевает наша читательница. - Я бы никогда не купила своему сыну такое учебное пособие. В школе и так употребляют ненормативную лексику. И вот она придет еще и на уроки! Учителя должны с помощью такого словаря объяснять, где стоит употреблять такие слова, где нет, а когда их и вовсе лучше исключить из своей лексики. Словари и существуют для того, чтобы показать разные возможности применения слов, которые не отвечают литературным нормам, сказано в документе агентства, на основе чего и был сделан вывод: изымать эти словари из школьных библиотек не будут. Впрочем, есть у издания и одно очевидное достоинство. У любого русскоязычного человека он вызывает приступ хохота и стремление поделиться с другими - как хорошим анекдотом. Вопрос только в том, задача ли министерства сочинять анекдоты. - Молодежь активно употребляет сленг, и он становится все грубее, так что границы между матерной речью и сленгом стираются. Но нужно ли учить сленгу? - задает риторический вопрпос доцент отделения славянских языков и литератур филологического факультета ЛУ Татьяна Лигута. - И должен ли вообще учитель вмешиваться в этот процесс? То, что русские дети будут знать латышский сленг, улучшит их понимание языка, но вот мат... Мне неясно, с какой целью эти книги подарили школам. Он открыто сказал своё фи про это в российском Времени, пожертвовав сочинением на "Мастера и Маргариту" на нашем уроке. Я конечно ещё долго могу рассказывать о всех причудах латвийского образования, но не думаю, что подобный абсурд будет кому-то интересен. toulouse пишет: устаешь от дороги. Да, правда дорога страшно утомляет. У меня из-за этого была хроническая усталость, которая плавно перетекала в переутомление. Но маленькому ребёнку это не нужно. toulouse пишет: Есть в районе школы, скажем, более престижные, там обязательна "помощь родителей" и у нас модно всякие "понты": напр, поездки за границу на каникулы и т.п., не хочется отдавать реб в такую школу. А у Вас нету школьной формы? Ну а понты - это уже просто политика школы. У нас тоже есть такие тепличные заведения под названием - частная школа, где тебе все оценки нарисуют, главное вниси вовремя денежку. agatta пишет: " Что вы все забыли в школе? Все равно все окажетесь на заводе у станка!" Ну мы и не такое выслушивали. Самое обидное было услышать от учителя литературы, что он "мечет бисер перед свиньями". Потом он конечно извинялся, но неприятный осадок остался. Может быть у неё тоже политика такая. От физика мы тоже ничего хорошего не слышали. Он переходил на личности, унижал, просто не стоит всё принимать всерьёз. С другой стороны он показал, что в жизни не должно быть всё по правилам. "И кто платит, тот и музыку заказывает." Gennady конечно, что Вы упомянули тоже сыграло не последнюю роль. Но политика Латвии конкретно направлена на то, чтобы не дать качественного образования русским и с помощью блата подтолкнуть национальное население. А то, что дети сейчас только рады побездельничать идёт всем только на руку. Осознала, что не потеряла ещё оканчательно наивности. Я то думала, что в России с образованием ещё более менее, ведь там же нету языковых барьеров. Если же я правильно поняла, то это глобальная тенденция понижать уровень образования.

Gennady: toulouse Прогнозов строить я, честно говоря, не умею. Предположить - могу. Как Вы и сами понимаете, общество настолько уже сегодня сложно, у социума постоянно вырастают новые потребности и новые способы их удовлетворения, совершенно новые виды эмоций, даже заболевания, и те новые, что для прогнозов требуются гении, такие как, например, Филипп Фармер с его циклом "Мир реки". Робкая попытка прогнозов была сделана и Марксом с его классами, однако сверхполитизированность этой интереснейшей теории не учитывала, прежде всего, человеческий фактор, и, разумеется, мою любимую психологию. Потому и провалилась. Да, о чем-бишь, я ? О предположениях. ( Меня нужно останавливать, а то ведь начну говорить и никогда не остановлюсь ). Восстание масс не состоится. Почему ? а). Потому что есть хлеб и есть зрелища. Обывателю, филистеру, бюргеру, а таких большинство, пищи хватает на любом уровне зарплаты, а изыски ему ни к чему. Женщины и выпивка ( сейчас наркотики ) доступны -ну и зачем рисковать жизнью, дабы получить то, что можно получить вполне безопасно ? б) Есть страны, где матблагополучие не столь велико - ну что ж - а на это есть диктатура ощутимая или неощутимая, или простой бандитизм, который почти всегда дает результат. в ) восстание массы - есть восстание толпы, оно кратковременно, и всегда преследует только материальные блага. Виртуализация всего живого ? Вижу в этом рациональное зерно хотя не думаю, что такой поворот может быть глобален. То-есть, не всего живого, конечно. Чтение- предполагает развитие мышления, правда ? Чтение предполагает обдумывание того, что было, то-есть, истории и извлекаемых из нее уроков. Люди, не привыкшие читать, не делают выводов из истории, и следовательно обречены на ее повторение, не исключено, что многократное. "Однако то, что выглядело некогда трагедией - будет выглядеть как нелепый фарс". Это не я сказал, как Вы и сами помните. Наша цивилизация уже прошла свой 5-тысячелетний цикл ( начиная от Индии, Китая, Месопотамии, Египта). Она загнивает. Люди лихорадочно мечутся, пытаясь создавать новые рекорды в спорте ( счет идет уже чуть ли ни на миллиметры - а когда-то шел на метры ), новые творения искусства, которые не объяснишь и не поймешь, что объяснять - поэтому подходит любов объяснение, хоть гносеологическое хоть теософское. Слушателям нужно чтобы было позаковыристее, тогда можно восхититься. По-настоящему, образованных людей все меньше, все уже спектр понимания, все уже специализация. Исчезают думающие врачи, думающие учителя. Они еще есть, но их меньше нежели было. Медленное загнивание без глобальных катастроф - вот что ожидает человечество. Может быть, это так кем-то и спланировано - 5 тысяч лет, и больше не нужно по каким-то причинам. Может быть, это закономерно в силу незивестного нам закона социума, еще не выявленного и не понятого. Прав ли я - не знаю, но знаю, что правительства всемерно способствуют падению образования и понимаю почему. Есть ли альтернатива - я ее не вижу. Опираться не на кого. Очень многие молодые люди уже выбрали свой идеал, их, этих молодых людей становится все больше, - и этот идеал не мы с Вами. Верю ли я в птицу Феникс ? Да, верю. Вырастет новая цивилизация, и какая-нибудь из них, наконец, исполнит свое назначения, которое на сегодняшний и завтрашний день никто не знает. И не узнает, пока некто не придет и не скажет. ( Я не о Боге, конечно).

Сказка: Gennady пишет: но знаю, что правительства всемерно способствуют падению образования Разруха у нас в головах, как говорил профессор Преображенский. Не надо обвинять правительства. Родители ответственны за воспитание и образование своих детей. Если родители привьют ребенку любовь к учебе, дадут мотивацию, научат уважать учителей, глядишь и все будет по-другому. Но ведь родители идут по пути наименьшего сопротивления, родили, дали ребенка бабушкам или в садик, потом пусть школа их воспитывает, а дальше что вырастет. И так большинство. Вот к примеру, частные школы в России, там же учитель никто, родители платят деньги, значит ученики хорошие и получают хорошие оценки. Порочная практика, но кто виноват в этом, правительство или все же родители, которые чуть что говорят директору частной школы, если ... я переведу своего ребенка в другую школу? И под деньги все прогибаются.

Сказка: Если вы обращали внимание, сейчас даже зрелища для масс стали низкого уровня. В фильме главное показать много эффектов, сюжет же пишется на коленке. Мне с каждым годом все сложнее найти фильмы для вечернего просмотра. А музыка?

Sourire: Сказка пишет: Мне с каждым годом все сложнее найти фильмы для вечернего просмотра. Тут я с Вами согласна. Я уже давно ничего не смотрела стоящего для удовольствия. А в целом же я смотрю сейчас фильмы на английском или французском, чтобы была постоянная практика языка и он не терялся, а для этого смысл фильма не играет главной роли. Сказка пишет: А музыка? Тоже не знаю ничего из новинок. В данный момент я слушаю Далиду и ни капельки не жалею об этом, действительно стоящая музыка.

toulouse: Сказка пишет: Родители ответственны за воспитание и образование своих детей. Если родители привьют ребенку любовь к учебе, дадут мотивацию, научат уважать учителей, глядишь и все будет по-другому. Это все верно - в теории. Совершенно согласна - безобразие, что родители в выходной день не могут придумать ничего лучше, чем везти малыша с собой в какой-нибудь колоссальный магазин (то, что теперь наз шопинг). Бедный ребенок сидит скрючившись в тележке, да еще и оставят эту тележку без присмотра. Немногим лучше комнаты ребенка в таких торг. центрах. Но. На практике выходит, что в каком-то возрасте родители для детей менее авторитетны и интересны, чем окружающие друзья. Поэтому от общества, его состояния очень многое зависит. Как, под влиянием каких причин меняется настоение в обществе - вопрос непростой. Разумеется, существуют технологии формирования общественного мнения, но есть и более объективные законы, по которым общество развивается. Меня, например, как Кропоткин описывает в Записках революционера систему образования в России сер. 19 века. И еще - как он пишет о всеобщем стремлении к образованию, охватившем Россию. Все хотели учиться - обратите внимание, никто не заставлял!! Почему сейчас этого нет (без вздоха) - наверное, изменился цвет времени.



полная версия страницы