Форум » История и культура » О художественном произведении » Ответить

О художественном произведении

Анна: Художественное произведение как социокультурный феномен является сложную системой, которая включает роль автора и роль читателя/зрителя. Причем зритель неизбежно становится интерпретатором. Давайте поговорим об этих вопросах.

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

La comtesse: Анна пишет: Трудно сказать, это, ИМХО, не судебная ошибка, а заранее заказанный приговор. Согласна целиком и полностью, просто на тот момент мне в голову больше ничего не пришло.

Анна: La comtesse пишет: Согласна целиком и полностью, просто на тот момент мне в голову больше ничего не пришло. Вот, кстати, интересный вопрос. С юридической точки зрения являлись ли судебными ошибками приговоры за колдовство?

Lotta: La comtesse пишет: 4-я ситуация — МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ: Возможно, когда в Новом свете Кантор при Анжелике называет Онорину незаконнорожденной, тем самым мстя матери за "измену" отцу.


Lotta: urfine пишет: 20-я ситуация — САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА. Отступление Филиппа от Анжелики, а возможно его самоустранение, ради идеи "король превыше всего". urfine пишет: 24-я ситуация — СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (а также почти равных или же равных). Филипп и король. Пейрак и Берн. Пейрак и Колен.

Мария-Антуанетта: Lotta пишет: 20-я ситуация — САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА. Отступление Филиппа от Анжелики, а возможно его самоустранение, ради идеи "король превыше всего". Да я тоже думаю,что он подходит под этот критерий. Но с тем, что он отступился от Анж я не совсем согласна, это было бы так если бы он спокойно отдал ее королю и наблюдал со стороны. Там задолго до этого он высказывал ся об этом в таком стиле, но позже поменял свю точку зрения, так как понял, что жену он любит.

Lotta: Мария-Антуанетта пишет: Но с тем, что он отступился от Анж я не совсем согласна Тогда, скажем так, попытки отступиться.

urfine: Более-менее все сообщения о Филиппе перенесены в соответствующую тему.

Анна: Очень любопытная статья С.Е.Данилов. Миф о благородстве мушкетеров

Leja: Анна у меня не открывается

Анна: Тогда вот так: © С. Данилов. 2009 г. Миф о благородстве мушкетёров http://dugward.ru/publ/s39.html Для начала надо сказать, что данная статья совершенно не имеет целью как-то опорочить или оскорбить Александра Дюма или его известное произведение. Дюма прекрасно справился с той задачей, которую на себя взял и написал авантюрно-приключенческий роман, который достоит своей популярности. Речь же будет идти о современном восприятии благородства и некоем клише, которое получили герои романа "Три мушкетёра". Вполне возможно, что сам Дюма был бы удивлён, если бы узнал, к чему привело его произведение и чем стали его персонажи для человека XX-XXI веков. Откуда взялся миф о том, что главные герои романа А. Дюма "Три мушкетёра" - это эталон благородства? Может быть, виной тому море экранизаций знаменитого романа? Ведь любая экранизация - это свой режиссёрский взгляд и он зачастую мало соответствует духу книги. Мушкетёры в фильмах как правило предстают в облагороженном виде. Они сражаются "за правое дело", против "подлого" кардинала Ришелье, спасают королеву Анну, уменьшают количество гвардейцев на единицу площади города Парижа, а иногда и всей Франции. В общем, они - "наши", гвардейцы - "не наши". Всё просто и понятно. Особенно если не брать в расчёт роман Дюма, в котором те самые "благородные герои" предстают в несколько ином свете. Пересказывать роман не имеет смысла. Рассмотрим некоторые наиболее яркие моменты, как они есть у писателя. Что можно сказать о главном герое - Д'Артаньяне: Он приехал в Париж делать карьеру. Вполне достойное занятие для дворянина, ту ничего не скажешь. Он мечтает как-нибудь максимально использовать своих новых друзей (Атоса, Портоса и Арамиса) для достижения своих целей и обдумывает на досуге эту идею. Он совращает жену бакалейщика, мечтая завязать с ней отношения. Перехватив письмо, адресованное некоему графу Де Варду, он по ночам под именем этого самого графа Де Варда пробирается в спальню к Миледи, хорошо проводит время, попутно шпионя и выведывая сокровенные тайны этой женщины. Он помогает покрыть "шалости" королевы Анны Австрийской, которая завела любовные отношения с герцогом Бекингемом - министром враждебной страны и так далее... Его друг Атос, который чаще всего в экранизациях выполняет роль наиболее благородного из всей четвёрки: У Дюма достаточно однозначно говорится о его пристрастии напиваться. Столь же однозначно Атос показывается, как игрок, который с лёгкостью готов по пьяной лавочке, или от скуки, проиграть имущество ближайшего друга (то есть, Д'Артаньяна, но наверное, попадись ему имущество Портоса или Арамиса - так же проиграл бы, не задумываясь). Едва обнаружив у своей горячо любимой жены клеймо, Атос, не разбирая, кто прав, а кто виноват, вешает её на дереве. Это из наиболее ярких проявлений его характера. Портос: Тщеславный обманщик, который, чтобы пустить пыль в глаза, приобретает дорого украшенную перевязь для шпаги. Но поскольку денег на целую перевязь у него не хватает - вторая половина представляет из себя обычный ремешок. Чтобы замаскировать это, Портос одевает длинный плащ и врёд всем, что у него простуда. Пытается использовать женщин, чтобы добраться до денег, которые ему, несомненно, очень нужны (эпизоды с госпожой Кокнар). Недалёкий в общем-то тип, который выигрывает за счёт своей физической силы, да и то не у всех. Он по своей собственной глупости и несдержанности ухитряется получить рану там, где умный человек прошёл бы мимо и спокойно продолжил путешествие (см, путешествие Д'Артаньяна и прочих за подвесками). Арамис: Сперва он хотел стать аббатом, потом сильно обиделся за то, что ему сказали гадость, пошёл в мушкетёры, выучился драться, убил обидчика - и всё ещё мечтает стать аббатом. Арамис то вспоминает, что собирался стать аббатом и начинает вести себя показным святошей, то снова вспоминает, что он мушкетёр и забывает о всей своей показной святости. И так далее. Конечно, мушкетёры - такие же люди с такими же слабостями, как и у всех. Но разве это даёт повод считать Д'Артаньяна и его компанию эталоном благородства? Теперь более конкретно о деяниях знаменитых мушкетёров. Наиболее крупное из этих деяний - спасение чести королевы путём добывания подвесок, которые она по легкомысленности вручила Бекингему. Но давайте посмотрим на ситуацию с самого начала. Итак, Д'Артаньян приезжает в Париж, чтобы стать мушкетёром и служить королю. Он отказывается служить кардиналу (по невнятным соображениям того, что большинство-де его друзей - мушкетёры, а не гвардейцы). Понять его мотив можно: приятнее служить там, где твои друзья. Да и морду бить сподручнее вчетвером. А с гвардейцами ещё общий язык искать придётся. Как бы самому при этом не успели морду набить... Оставим только сам факт, без эмоций. Д'Артаньян мечтает служить королю и Франции, своей шпагой и своей честью. Стало быть, кардинал Франции не служит? И служа кардиналу, Д'Артаньян, конечно же, будет против Франции? Получается несколько странно и нелогично. Но Д'Артаньяну всего 18 лет, он горяч, он максималист. Всё-таки ему милее мушкетёры, тем более, что между мушкетёрами короля и гвардейцами кардинала существует некое соперничество. Стало быть, в любом случае придётся присоединиться к какой-то одной стороне и, как следствие, оказаться против другой. Но пойдём дальше. Королева Анна Австрийская заводит связь с герцогом Бэкингемом и тем самым порочит себя. Она ведь - не камеристка, которая может заводить связи на стороне. И для камеристки подобное действие предосудительно. А уж для королевы тем более. По сути измена королю приравнивается к измене государству. И это так. Короли и королевы не могут распоряжаться собой с такой же лёгкостью, как это могут делать простые люди. Потому что короли и королевы стоят во главе, всё равно, что на вершине горы. И вся мораль и нравственность государства напрямую зависит от их морали и нравственности. Если король будет вести себя развратно - то как удержать от разврата всех остальных людей, его подданных? Королева должна быть безупречна. И то, что она просто видится с герцогом, даже не вступая с ним в непосредственную (половую) связь, уже является порочащим её честь и честь короля, её супруга. А Д'Артаньян, в своём стремлении "обставить" кардинала Ришелье и помочь Констанции - камеристке королевы, помогает королеве и герцогу Бэкингему - её любовнику. Таким образом Д'Артаньян прямо и непосредственно, ничуть не сомневаясь, предаёт короля, которому так стремился служить, чтобы не служить кардиналу. Где благородство? Миледи служит кардиналу. При том, заметьте, с абсолютной верностью, готовая выполнить любой приказ. Она травит Констанцию Бонасье, потому что не может иным способом вывести "эту интриганку" из игры. Кстати, по книге Констанция - куда более прожженная особа, которая действительно отлично умеет плести интриги, чем та невинная "девушка", которую из неё в основном делают в фильмах. Но кто сказал, что интриганку разрешается травить? Нет конечно. Мушкетёры, дружно навалившись, кое-как, всем скопом и со скрипом, ловят Миледи и казнят её, не имея на это никакого права. Они - не суд, не инквизиция, не какой-то другой властный орган. По сути они совершают убийство, которое с их точки зрения оправдано. Но можно ли сказать, что "благородные мушкетёры", которые сами народ крошат пачками, помогают политическим интригам и предают своего короля, имеют хоть какое-то моральное право считать себя судьями и выносить приговоры? Где благородство? Или убийство Миледи - это благородный поступок? Конечно, роман не состоит только из истории с подвесками и истории с Миледи. Но найдите хоть один момент в романе, в котором мушкетёров можно бы было назвать благородными. Чтобы их поступок однозначно говорил о том, что они - хорошие, положительные и пример для подражания с точки зрения нас, современных людей. Нет, то, что они на спор выдерживают бой, укрывшись в бастионе крепости определённое количество времени, безусловно говорит об их храбрости. Но храбрость и благородство - понятия отнюдь не тождественные. Собственно, достоинства и недостатки Дюма как писателя мы не обсуждаем. Дюма как раз со своей стороны обрисовал достаточно непредвзято картину, показав своих персонажей такими, какие они есть. Поразителен другой факт: почему мы, наши современники, выбрали мушкетёров неким эталоном благородства? Существует масса экранизаций, масса песен, в которых мушкетёры действительно заметно облагораживаются и выставляются этаким примером для подражания. Кстати, авторам статьи не удалось припомнить ни одного фильма, в котором хоть кто-нибудь показал бы, что Атос на самом деле, по Дюма, был пьяницей. Точно так же, как ни один режиссёр не обыграл момента, когда тот же Атос по пьяни и от скуки проигрывает сперва своё имущество, а потом и имущество Д'Артаньяна. Из романа при экранизации выпускаются все скользкие моменты, И оставляются и усиливаются только те, которые и создают в результате некий "идеальный образ". Если рассматривать другие литературные произведения, можно найти образцы гораздо более благородного поведения как в более ранних эпохах, так и в более поздних. Например, Айвенго Вальтера Скотта. Доблестный рыцарь без страха и упрёка. У него тоже есть мелкие слабости, но в целом этот образ гораздо более соответствует представлениям о благородстве. Он не предаёт своего короля, даже когда все обстоятельства против него. Он беззаветно предан даме своего сердца, храбр, не обижает тех, кто слабее. Айвенго тоже популярен, но ему не угнаться за мушкетёрами. И не он становится тем самым пресловутым эталоном благородного поведения, в отличие от мушкетёров. Возьмём более поздний пример. Есть мнение, что Дикий Запад - это место и эпоха, в которую человеческая жизнь совершенно не имела ценности. Ковбои, бандиты, индейцы - все убивали друг друга в как можно более максимальном количестве и ничуть этим не смущались. Но это не так. Достаточно обратиться к такому тоже известному произведению, как "Одинокий голубь" Лэрри Макмертри. И получается, что как раз на Диком Западе человеческая жизнь стоила очень дорого. Из-за того, что он случайно подстрелил человека, вынужден скрываться один из главных героев. Потому что за убийство полагается смерть. И хотя многие видели и знают, что убийство произошло случайно - человек всё равно бежит, потому что опасается, что сам факт убийства всё-таки признают более весомым, чем то, что произошло это убийство случайно - и тогда его повесят. А другого человека, случайно кого-то подстрелившего - действительно вешают. Человеческая жизнь на Диком Западе, по произведению Макмертри, стоит очень дорого. Если выразиться образно: человеческая жизнь стоит столько, сколько стоит человеческая жизнь. А человеческая жизнь по роману Дюма не стоит ничего. Дворянин свободно убивает на дуэли другого дворянина и зачастую ухитряется разными способами уйти от ответственности. А уж убийство дворянином простолюдина вообще никто не рассматривает. Это, должно быть, и проступком не считается. Мушкетёры не ценят ни свою жизнь, ни чужую. Конечно, это совсем другой менталитет и нельзя сравнивать людей века Айвенго, века мушкетёров и века героев Макмертри. Но тут не нужно сравнивать. Тут нужно просто подумать: получается, что эталоном благородства мы, современные люди, выбираем так называемый "галантный век" во Франции, хотя, казалось бы, это - наиболее развращённое время и наиболее развращённая страна. И достаточно оглянуться на соседние книжные полки, чтобы найти примеры гораздо более достойные звания образца благородства. Речь не о Дюма. Он своё дело сделал хорошо, обрисовал непредвзято правдоподобную картинку, наделил своих персонажей как положительными, так и отрицательными качествами. А современный читатель ХХI века, равно как и ХХ, вопреки тому, что есть примеры в литературе более достойные подражания, тем не менее выбирает мушкетёров. Может быть, действительно тому виной множество экранизаций, в которых мушкетёры всегда и неизменно облагораживаются и показываются в наиболее выгодном свете. Может быть... * Статья написана в соавторстве и под редакцией М.В. Гуминенко Автор - Стас Данилов--------------------------------------------------------------------------------

Женя: Прочитала... Всегда была с этим согласна, такой подход в кино меня не устраивал, но наши так хорошо сыграли в благородство, что даже и ругать не хочется. Ну у нас заказ Госкино был, должны быть герои и всё тут, а у западников почему мушкетёры такие благородные получались?

Leja: Анна, спасибо за интересную статью Да,исходя из наших экранизаций мы привыкли видеть в кардинале хитрого злодея,а в мушкетерах пример для подражания и опору незадачливому королю

Katrine: Анна спасибо, что поделились с нами таким вот взглядом на "Мушкетеров". Знаете, так получилось, что сначала я прочитала первых две книги трилогии, а потом только посмотрела советскую экранизацию(как-то раньше не вызывала она у меня интереса). И я до сих пор воспринимаю этот фильм как не более чем пародию на книгу Дюма. Нет, даже не пародию...а совершенно другое произведение - настолько далеки и сами герои, и картина Парижа 17-го века от оригинала.Хотя сам по себе фильм очень хороший, и не смотря на некую "комедийность", кое-где даже слезы наворачиваются(всему виной хорошие песни ). Экранизация же второй книги значительно уступает - и актерским составом, и режиссурой. Сняли что-то похожее на сказку, не более.

Анна: Женя пишет: Ну у нас заказ Госкино был, должны быть герои и всё тут, а у западников почему мушкетёры такие благородные получались? Но почему Госкино видело в мушкетеров героев? Такое восприятие существовало намного раньше нашей экранизации. Дети десятилетиями увлекались этой книгой, играли в мушкетеров. И на западе эта идея существовала, как я понимаю, давно. Оттуда и к нам перекинулась. Интересно было бы узнать, как воспринимали "Мушкетеров" современники Дюма, как шло развитие такого восприятия этих образов. Кстати, одна родственница мне рассказывала, что до войны у нас Дюма был под запретом. Наверно, это продолжалось очень недолго. Почему - я не знаю, можно строить только предположения. Возможно, книга про дворян считалась несоветской, или еще какие-то причины имелись. Leja пишет: Да,исходя из наших экранизаций мы привыкли видеть в кардинале хитрого злодея,а в мушкетерах пример для подражания и опору незадачливому королю Была какая-то американская или английская экранизация, где кардинал вообще пытался короля с королевой убить, но был убит отважным белокурым д'Артаньяном. Katrine Согласна с вами - советская экранизация, это действительно скорее пародия, точнее - экранизация мюзикла. Смутно припоминаю, что съемкам предшествовала театральная постановка, только не помню, где ее ставили.

Katrine: Анна пишет: Была какая-то американская или английская экранизация, где кардинал вообще пытался короля с королевой убить, но был убит отважным белокурым д'Артаньяном. Американская)) И, что самое смешное, Диснеевская)))) "Добро побеждает зло" и все в этом духе Там они такого навертели, ТАК книгу перекроили, как, наверное, никто Короче, СССР отдыхает. Мушкетеры- как минимум супермены(но очень симпатичные) , Дартаньян - "молодой-наивный-красивый" максималист. Миледи они со скалы сбрасывают(точне, собираются - в конце концов она раскаивается и сама прыгает))) , весь фильм - сплошная "гонка" на каретах и лошадях(бедные лошади))), финал - грандиозное сражение во дворце с гвардейцами, обличение кардинала и героическое спасение маленького короля и Анны Австрийской из его лап. Ну и, конечно же, счастливый Дартаньян с Констанцией(живой и невредимой - с миледи она даже не была знакома)



полная версия страницы