Форум » История и культура » КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ » Ответить

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ

Florimon: Выдержка из книги Жака ле Гоффа "Цивилизация средневекового Запада", представляющая собой небольшое размышление прославленного французского историка на тему куртуазной любви в дворянской среде южной Франции в 12-13 веках. ...Было, однако, в эту эпоху одно чувство, которое явно модернизировалось. Это любовь. В обществе, где ценились прежде всего мужественность и воинственность, как это было в собственно феодальную эпоху, большая изысканность отношений между полами граничила с отношениями дружбы между мужчинами. Наиболее совершенное отражение такой дружбы мы находим в жесте «Ами и Амиль». Вслед за этим появилась куртуазная любовь. В свое время Дени де Ружмон в своей знаменитой книге предложил немало блестящих рассуждений о браке и войне на Западе, но не объяснил их. Рене Нелли, обработав необозримую литературу по разным аспектам темы, подошел к этой проблеме со знанием дела, глубиной и страстью. И тем не менее генезис куртуазной любви даже на уровне фактических представлений остается непроясненным. Чем обязана она мусульманской поэзии и мусульманской культуре? Каковы ее связи с учением катаров? Была ли она той «ересью», которую обнаруживал в ней Александр Денноми, быть может слишком легко смешивая эту любовь с той, о которой Андрей Капеллан писал в своем трактате «О любви» (1185 г.), трактате, из которого в 1277 г. Этьен Тампье со свойственной ему тенденцией к упрощению вытаскивал какие-то шокирующие фразы, чтобы разом осудить томизм, аверроизм и некоторые другие не нравившиеся ему доктрины (хотя они относились к числу наиболее передовых в то время)? Дискуссия об интерпретации куртуазной любви еще не завершена. Многие настаивали на «феодальном» характере этой любви, вдохновляемой, по-видимому, связями между сеньором и вассалом, когда сеньором выступает дама, представительница прекрасного пола. Другие - и к ним я присоединился бы охотнее - видели в куртуазной любви форму бунта против сексуальной морали того же феодального общества. То, что куртуазная любовь была антиматримониальна, - это очевидно. Брак же был главным полем сражения за революционизацию не только нравов, но и всего мира эмоций. Требовать самоценности чувства, претендовать на то, что между полами могут существовать иные отношения, кроме тех, которые диктуются инстинктом, силой, интересом и конформизмом, - это было, конечно, настоящее обновление. А то, что это сражение развернулось в душах людей благородного сословия именно на Юге, - что тут удивительного! Здесь благородным была присуща двойственность во всем, противоречивость их устремлений резко обозначилась в отношении к катарской ереси, к которой они тем не менее не случайно присоединились. Южная аристократия была более культурной, более тонко чувствующей, чем варвары-феодалы Севера; однако в мире, где все технические новшества появились и распространялись прежде всего на Севере, южная аристократия все более утрачивала свое первенство и испытывала возрастающую тревогу. Да и верно ли то, что куртуазная любовь родом из Прованса? Разве самый прекрасный ее образец - это не любовь Тристана и Изольды? А ведь она принадлежит земле Бретани. Как бы то ни было, но куртуазная любовь, поднявшись над протестом и бунтом, смогла найти изумительное равновесие души и тела, сердца и ума, влечения пола и чувства. Возвысившись над словесной мишурой и ритуалом, делавшим ее феноменом эпохи, поднявшись над манерностью и заблуждениями куртуазной схоластики и, конечно, над нелепостями новых трубадуров, она остается нетленным даром. Этот дар из числа тех, которые творит культура мира, пробуя множество преходящих форм; вся эта культура созидает чувственный мир человека.

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

Леди Искренность: Попробуйте поискать под именем Андре (Андрей) Капеллан. Так найдете достаточно много. Я в свое время находила цитаты его и Овидия. Вот они. Цитаты Капеллана почти полностью повторяют многие фразы Жоффрея Цитаты Овидия: Любовь • Будь уверен, прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, — и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Вот в чем тайна искусства любви • Те, кто хочет исцелиться от любви, займитесь делом • Вы, женщины, должны снисходительнее относиться к разыгрывающим из себя влюбленных в вас — ведь они могут влюбиться не на шутку • Сколько ракушек на морском берегу, столько на свете страданий от любви • Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю • Безобразное явление — старческая любовь • Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме • Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты • Кто может скрыть любовь? • Любовь травами не лечится • Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви • Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка • Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты • Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, — ты должен физическую красоту соединить с даром ума • Странная воля любви — чтоб любимое было далеко Женщины • Многие женщины являются на спектакли только для того, чтобы самим обратиться в зрелище • Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели. • Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки • Ничто не увлекает женщин больше, чем обещания • Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно • Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их? Время • Время исцеляет любовную тоску • День миновавший всегда лучше, чем нынешний день • Всепожирающее время • Молодость быстро летит: лови уходящее время • Все может ослабить время, только не мою печаль • Капля камень точит, обручальное кольцо истончается от постоянного ношения [1] • Мгновения вечно сменяют друг друга • Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут • Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось • Событие прошло, памятники остаются Искусство • Искусство — в умении скрыть искусство • Чего не сможет искусство? — Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят • Искусства смягчают нравы • Посвятить себя свободным искусствам Здоровье, медицина • Подчас болезнь оказывается сильнее медицины • Не всегда во власти врача исцелить больного • Если болезнь не захвачена в начале, то запоздалые средства бесполезны Старость, смерть • Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их • Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание • Мы незаметно старимся • Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов Мораль, нравственность • Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь • Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного • О чем не знают, того не желают • Пусть не хватает сил, но желание все же похвально • Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует • Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой • Целомудренна та, которую никто не пожелал • Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен • Чистая совесть смеется над лживой клеветой Надежда • Пока дышу — надеюсь • Всякая надежда, основанная на заслуге, законна Доблесть, мужество • Храброму — вся земля родина • Мы боремся с трудностями, но доблесть всегда трудна • Смелому помогает и Венера, и счастливый случай. Страх • Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится Недостатки • Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное • Зависть терзает и сама терзается • Полноте, люди, сквернить несказанными яствами тело • Лучше поборешь порок, если уступишь ему • Не считай, сколько у тебя денег, так поступают только бедняки • Груз становится легким, когда несешь его с покорностью, о неразумные, вы думаете, что черное пятно убийства может смыть речная вода! Учеба, труд • Сказано — сделано • Учиться дозволено и у врага • Трудитесь, пока позволяют силы и годы • Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годиться • Стремление к деятельности крепнет с годами • Трудиться понапрасну • Занятия налагают отпечаток на характер Судьба • Каждый в пределах своей пусть остается судьбы • Ненадежное колесо судьбы • Довольствоваться своей судьбой Счастье, несчастье • Есть некоторое наслаждение в слезах • Слезам присуща подчас сила слова • Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит Цитаты Капеллана: КОДЕКС ЛЮБВИ XII ВЕКА Ссылка на брак не может служить поводом для уклонения от любви. Кто не умеет хранить тайну, тот не умеет любить. Никто не может быть влюбленным одновременно в двоих. Любовь всегда должна либо возрастать, либо уменьшаться. Никакой нет услады в том, что один из любящих берет у другого насильно. Мужчина обычно любит лишь после наступления полной половой зрелости. После смерти одного из любящих другому приписывается вдовство в течение двух лет. Никто без наличия оснований более чем достаточных, не может быть лишен своих законных прав в любви. Никто не может любить, если он не поощряется к любви (надеждою на то, что его полюбят). Обычно любовь изгоняют из дома скупостью. Не подобает любить ту, которую стыдно было бы взять себе в жены. Истинный влюбленный желает ласк лишь той женщины, которую любит. Любовь, ставшая общеизвестной, редко может длиться долгое время. Слишком легкий успех быстро отнимает всякую привлекательность у любви: препятствия сообщают ей высокую цену. Каждый любящий бледнеет при виде предмета своей любви. При неожиданной встрече с любимым трепещут. Новая любовь изгоняет старую. Только заслуги делают человека достойным любви. Угасающая любовь исчезает быстро и редко оживает вновь. Любовь всегда боязлива. Благодаря истинной ревности чувство любви непрерывно возрастает. Подозрения и ревность, из них вытекающая, увеличивают чувство любви. Меньше спит и меньше ест тот, кого осаждают любовные мысли. Каждое действие любящего заканчивается мыслью о любимом существе. Истинная любовь ничего не признает хорошим, кроме того, что по нраву любимому существу. Любовь ни в чем не может отказать любви. Любящий не может насытиться обладанием любимой. Простого предположения достаточно, чтобы любящий начал питать самые мрачные подозрения насчет любимой. Чрезмерная привычка к наслаждениям мешает зарождению любви. Истинно любящий постоянно и беспрерывно занят мысленным созерцанием любимого существа. Ничто не препятствует одной женщине быть любимой двумя мужчинами и одному мужчине — двумя женщинами.

фиалка: Я Овидия впервые прочитала, в опубликованной в советское время, Библиотеке всемирной литературы. Кстати, там же публиковались и трубадуры и стихи Клода ле Пти. Это я тогда все копала как раз на волне любви к Анж (интернета то еще не было). Что касается Овидия, то это довольно любопытное чтиво, советую. Правда, придется в его Науке любви, сперва приноровиться к тому, что много всяких сравнений (притом относящиеся к одному действию) и постоянные отсылки к богам и мифическим героям. То есть, чтобы вычленить приведенные выше цитаты, надо много лирики проглотить и все в стихотворной форме. La comtesse пишет: Жанры поэзии трубадуров А вот интересно строфу, которую Жоффа посвятил Анж, к чему можно отнести? К канцоне?

Violeta: фиалка пишет: А вот интересно строфу, которую Жоффа посвятил Анж, к чему можно отнести? К канцоне? Скорее всего, под описание подходит. "Провансальская кансона состояла обыкновенно из пяти — семи строф и завершалась одной укороченной, а чаще — двумя строфами в три — четыре стиха. Замыкающие строфы назывались торнадами (окс. tornata — поворот), в них содержалось указание на объект, которому адресовалась канцона. Позднее торнада получила название посылка (фр. envoi). Метрическое построение канcоны было тесно связано с мелодией, являвшейся её неотъемлемой частью, так как сочинения трубадуров создавались исключительно в расчёте на музыкальное воплощение/исполнение."




полная версия страницы