Форум » История и культура » Плавали, знаем... » Ответить

Плавали, знаем...

urfine: Океаны, моря, реки, то сближающие героев, то отдаляющие их друг от друга играют не последнюю роль в книге. Анжелика идет к океану, чтобы уплыть в эту диковинную Америку, мечту, навеянную рассказами пастора Рошфора. Шестнадцатилетний Жоффрей де Пейрак отправляется в дальние страны через моря-океаны. Их встречи и разлуки связаны с морем. Моря… Океаны… Кто же «бороздил просторы вселенной» по ним в 17 веке? Предлагаю поговорить о людях моря, о кораблях, пиратах, о морях- океанах 17 века. Начнем пожалуй с шебеки. Именно он был не роскошью, а средством передвижения для Жоффрея де Пейрака в бытность того Рескотором. На нем он спасал Кантора. И менно, эту прекрасную шебеку подпалила с сотоварищами не менее пркарасная Анжелика. М-да, вот так жестоко с такой красотой. Шебека наряду с галерой — известнейший тип средиземноморского судна. Точное время возникновения этого типа коробля теряеться в истории. Этот коробль тоже имеет вероятных "предшественников" и "родственников". Исследователи говорят,что шебека может быть усувершенсвованной моделью другого типа весельного коробля, дромона, а также шхуны (другие видят "ближайшей родственницей" каравеллу), заметно сказывается влияние и арабского кораблестроения(так говорят, если будет интересно, разовьем тезис глубже). Одними из первых, кто оценил все преимушества быстроходного корабля, были корсары, броздившие Средиземное море (этот "стакан воды" по мнению графа де Пейрака) у берегов Алжира и Марокко. Ну да, удирать на шебеке и лавировать было куда как проще. Это судно было быстроходным и очень маневренным (а какой русский француз не любит быстрой езды). Благодаря малой осадке, его широко использовали на мелководье. Однако шебека не стала эксклюзивным кораблем пиратов. Вскоре ее взяли на вооружение торговые и королевские флотилии (так сказать для того,чтобы клин клином вышибать- всмысле выщибать пиратов). Шебека судно не большое,всего-то до 35/39 метров в длинну, однако помещалось на ней от 16 до 24 пушек. Так что граф вполне мог солидно ответить королевским кораблям, когда выбирался из Ла-Лошели, если "Голдсборо" был шебекой. Хотя, наверное, врятли. все же по Атлантике и в реках Серверной Америки нужно что-то более солидное (будем искать). Между прочим, поначалу шебека предусматривала и весла, аж целых 30. Позднее количество весел на одну треть уменьшилось, потому что главной движущей силой шебеки стали три латинских паруса, поставленные на три мачты. Фок-мачта наклонялась вперед, бизань-мачта отклонялась назад, а бушприт удерживал большой фок. Хочу вам показать еще один корабль. Имя ему "SOLEIL ROYAL". Этот парусник один из самых мощных кораблей того времени, был роскошно украшен деревянной резьбой, позолотой. 29 мая 1692 года Soleil Royal достиг часа славы, разбив 45 кораблей английского и голландского флота, которые хвастались силой своих флотилий, состоящих из 97 кораблей.

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Арабелла: фиалка пишет: Ха! Но Жоффа остался даже очень жив! Здесь скорее, другой случай. Я так понимаю, "если кто из команды приведет на корабль" женщину с берега - свободную, или допустим, переодетую мужчиной, и поселил ее среди команды... К пленникам-рабам это вряд ли относится - иначе откуда бы брались женщины рабыни на Востоке? Пираты разных мастей вполне промышляли и похищениями людей, с дальнейшей их продажей на рынках. Пассажиры - это пассажиры. Что до Жоффы... Так все эти одалиски - его собственность, как и разные игрушки-побрякушки в его каюте. Они - Не были свободны (официально, так скажем), он в любую минуту мог бы снова их продать... Свободными они становились уже потом, когда он их отпускал или возвращал к родителям.

Арабелла: Кстати... Раз уж здесь разговор на "морские" темы, то может и краткая информация о Сабире тоже будет в тему? Тот самый сабир - средиземноморский язык - жаргон, который существовал в те времена как средство общения между моряками и торговцами, независимо от их национальности... На сабире разговаривали мальтийцы с Анжеликой... Сабир или Лингва-Франка Лингва франка (сабир - старороманский микс) В средневековой Европе кроме латыни существовал еще и язык купцов и моряков Средиземноморья, возникший на основе итальянского, французского и провансальского языков и называвшийся "лингва франка" или "сабир". В период крестовых походов его значение стало особенно большим, в него вошли тогда многие слова из испанского, греческого, арабского и турецкого языков. Почему же он исчез? Дело в том, что "лингва франка" возник и существовал как средство общения между европейцами, с одной стороны, и мусульманами (арабами и турками) с другой. Он был нужен, пока между этими народами существовали оживленные торговые и другие связи. В это время "лингва франка" был фактически "всеобщим языком" Средиземноморья. Но затем наступила эпоха Великих географических открытий, торговые пути переместились в океаны, интерес к связям с мусульманским миром резко упал, и "сабир" стал быстро забываться за ненадобностью. Однако, этот язык использовался вплоть до начала XIX века. Сейчас собственное название этого языка используется как лингвистический термин "лингва франка", которым называют любой язык, национальный или нейтральный, являющийся средством межнационального общения. [Возможно, основой лингва-франка послужил гасконский язык как итализированный диалект франситанского или франко-провансальского. И, фактически, этот язык продолжает активно жить как промежуточные франко-провансальские говора за вычетом греко-арабо-ирано-турецких заимстований. Словарь "Лингва-франка / англ" https://pantherfile.uwm.edu/corre/www/franca/edition3/index.html (нашла кучу знакомых испанских слов )))))

Анна: Очень интересно, спасибо!


Арабелла: Florimon пишет: А вот еще интересен такой вопрос: иерархия и распределение должностей на корабле. Только я не говорю сейчас о военных кораблях, а о "пиратских", как у Рескатора. Понятно что Рескатор капитан, но и он же хозяин. Язон тогда получается его заместителем??? Но я неоднократно читала в романе, что Язона тоже называли капитаном?!?! Ну потом понятно идут все остальные моряки. А вот есть ли кто между капитаном и моряками??? Либо же авторитет Рескатора был настолько велик, что он сам справлялся с этой сворой??? Между капитаном/капитанами и моряками обязательно есть боцман (один или двое). Существует еще должность quartermaster-а, которой в свое время досталось от переводчиков. Но по сути, "квотермастер" - в военном и торговом флоте того времени так называли рулевого. У пиратов - скорее выборный "старшина", ответственный за поддержание дисциплины, рулевой. Об иерархии на корабле у Рескатора действительно очень мало написано. Из "Главных" по кораблю у нас только трое. Собственно монсеньор Рескатор, Язон и Эриксон. 1. Рескатор - главный капитан, он же хозяин с непререкаемым авторитетом. 2. Язон получается - второй капитан, и заместитель первого в его отсутствие. Также он старший помощник Рескатора и штурман. 3. Эриксон – боцман и второй помощник капитана. Справляться «со всей этой сворой» приходилось по большей части как раз ему. Если интересно, то у Питера Блада расклад мог выглядеть примерно так. Питер Блад Офицер, врач – до восстания. После - Капитан, по совместительству судовой врач. Джереми Питт До восстания Монмута – шкипер, капитан торгового судна, на ответственности которого находится товар и сам корабль. (При этом владельцем корабля он мог и не являться, а скажем, быть нанятым каким-нибудь торговцем из Бриджуотера). На «Арабелле» - штурман, навигатор, рулевой. Далее, три помощника Питера, которые помогали ему управляться со всей оравой головорезов. Нужно учесть, что в пиратской иерархии понятие «офицер» подразумевает старшего над матросами, необязательно военнослужащего. Также, есть некоторое различие между шкипером и капитаном. Шкипер командует на торговом корабле. Капитан – на военном / пиратском. Волверстон У Блада – офицер, помощник капитана. Позже - капитан «Атропос» Натаниель Хагторп Офицер королевского военно-морского флота. У Блада – офицер, помощник капитана. Позже - капитан «Элизабет» Николас Дайк Младший офицер королевского военно моского флота У Блада – офицер, помощник капитана. Хэйтон – Появился уже после захвата «Синко Льягас» и бегства с Барбадоса. Боцман, командир абордажной команды (во время последнего боя). Нед Огл – Старший канонир. Если по Стивенсону, то Флинт – капитан и владелец «Моржа». Трелони – хозяин, или вернее, арендатор корабля «Испаньола» Смоллетт – капитан «Испаньолы» Ливси – судовой врач. Билли Бонс У Флинта Штурман, старший помощник капитана. Эрроу На Испаньоле - первый помощник, штурман. Джоб Эндерсон У Флинта – Боцман. На Испаньоле - Боцман. После исчезновения штурмана/старпома Эрроу - первый помощник капитана. Израэль Хэндс У Флинта – канонир. На Испаньоле - Второй боцман. После повышения Эндерсона – Боцман. Джон Сильвер У Флинта – выборный старшина, рулевой. На Испаньоле – кок.

Арабелла: Как часто бывает, искала одну информацию, попутно наткнулась на другую. В романе упоминается марокканский город Сале. Тот самый, куда берберский корабль привез Жоффрея перед отправкой в Фес. Текст большой, для удобства часть спрячу под каты. Сале. 1. Древний город Сале, получивший название от основанного еще римлянами города Сала, издавна стал прибежищем пиратов. Уже в XIV веке отсюда отплывали корабли «рыцарей удачи», но только в XVII веке пиратский промысел превратился в основное занятие жителей этих мест. А началось все в 1609 году, когда на берега реки Бу-Регрег, разделяющей слившиеся теперь города Рабат и Сале, прибыли бежавшие из Испании мориски, изгнанные в ходе реконкисты королем Филиппом III. Столкновения их с мусульманами приняли довольно острую форму, и в 1619 году вытеснив арабов из города Сале, мориски организовали свою республику – Сале Аль Джадида, которую объявили независимым государством, не подчиняющимся даже туркам. Республика эта стала магнитом для всех беженцев-инородцев из Андалузии, а вскоре – и со всей Европы. 2 Потом к ним присоединилось много соотечественников-единоверцев, которые спасались от инквизиции. Пришельцы обосновались на левом берегу реки в запущенном монастыре, построенном еще в X веке, и под его стенами. Поселение назвали Новым Сале в отличие от старого Сале, расположенного на противоположном берегу. Старинные стены монастыря-крепости были восстановлены и подняты до высоты 8—12 метров, на них втащили самые мощные по тому времени пушки, отлитые в Голландии. Среди изгнанников оказалось немало бывших судовладельцев, купцов и ростовщиков, которые успели прихватить на новую родину нажитые богатства. Движимые жаждой мщения, многие из них снарядили корабли, наняли команды и отправили их захватывать испанские суда, шедшие из колоний с драгоценными грузами, пряностями и рабами, либо в колонии — с оружием, мануфактурой и предметами роскоши. По сути жители Сале издревле жили контрабандой и торговлей, и теперь новое государство стало настоящим пиратским центром, которым управляли 14 пиратских главарей, один из которых избирался главой государственного совета. За 10 лет корсары Сале смогли награбить ценностей на 15 миллионов фунтов стерлингов, а так же взять до 6000 христианских рабов. В 1631 году Франция была вынуждена заключить с Сале соглашение, согласно которому она ежегодно выкупала у пиратов рабов-французов. Первым главой правительства Сале стал Ян Янсон Ван Харлем, голландский ренегат и пират; более известен под именем Мурат Рейс младший после своего обращения в ислам. Обстановка благоприятствовала корсарам: самые оживленные морские пути были как раз у берегов Марокко и западнее Гибралтара. Кроме того, европейским державам, занятым тогда Тридцатилетней войной 1618— 1648 годов, было не до охраны этих путей, а в самом Марокко упадок правящей династии Саадийцев привел к обострению междоусобиц и фактическому отдалению окраинных районов, в том числе и Нового Сале. Сначала у корсаров было всего четыре корабля, но в 1637 году английский адмирал Рейнсборо видел уже 50 пиратских кораблей, хотя порт был рассчитан всего на 30—40 судов. Очень скоро пираты совсем перестали подчиняться центральной власти и в 1627—1641 годы были совершенно независимы: не платили никаких налогов суверену и создали собственное государство — «Республику Бу-Регрег», столицей которой стала крепость Удайя. «Президент» ее избирался всеми гражданами сроком на один год, он председательствовал в совете, который управлял этой «республикой», жившей доходами от морских грабежей. В задачу «президента» входило и улаживание часто возникающих конфликтов между различными сословиями этой «республики», а также между нею и старым Сале. 3 Первыми и поначалу единственными жертвами корсаров были испанские и португальские купцы. Однако позднее нападениям стали подвергаться и английские корабли, и суда других стран, проходившие через Гибралтарский пролив. Голландия, установившая тесные контакты с пиратами из Сале, всячески поощряла их, пользуясь их услугами не только против Испании — своего противника в Тридцатилетней войне, но и против Англии — своего главного торгового соперника. Обычно пиратские корабли отправлялись на свой промысел небольшими группами — по два-три судна, которые рыскали западнее Гибралтарского пролива, вдоль побережья Испании и Португалии. Но нередко они добирались и до устья Темзы, подняв флаги дружественных или нейтральных государств и поджидая неосторожное судно, чтобы взять его на абордаж. Европейские государства страдали от пиратов «Республики Бу-Регрег», но ничего не могли сделать с ними" мелководье и тяжелые орудия крепости Удайя не позволяли кораблям Англии и других морских держав даже приблизиться к берегу. Самое большее, чего им удавалось иногда добиться, — это выдача пленников, захваченных во время набегов. Кроме того, усилия правительств европейских стран порой расходились с интересами некоторых своих подданных, которые предпочитали поддерживать «деловые отношения» с корсарами, поставляя им необходимое оружие и снаряжение и наживаясь на посредничестве при выкупе пленников. Появилась и особая категория европейских купцов, которые наживали целые состояния на скупке и перепродаже товаров с кораблей, захваченных пиратами из Сале. Обычно эти товары продавались с торгов за четверть их стоимости, а затем контрабандным путем ввозились в Европу. Современники свидетельствовали, что только за 10 лет (1620—1630) корсары из Сале захватили более 1000 кораблей европейских стран С 1641 года республика, запутавшись в собственных маневрах и расчетах, попала под протекторат марабутов Дилы. Те поощряли корсарство, но под своим контролем. Для этого они изгнали прежних хозяев (и орначерос, и морисков, и «старых андалусцев») из касбы и разместили там берберский гарнизон. Андалусцы двадцать лет терпели берберов, но в 1664 году изгнали их и восстановили республику во главе с «новым каудильо» Гайланом, который придал новый стимул корсарству, одновременно установив бурные торговые связи с Марселем. Однако в 1666 году он был разбит султаном Мулаем Рашидом, который ввел в касбу свои войска. С 1668 года Сале был полностью подчинен власти султана, а выборный каид казнен как государственный преступник. Так закончились полвека существования республики Сале

Florimon: Арабелла очень интересно!

Florimon: Дамы, на нашем сайте появился новый раздел МОРЕХОДСТВО В 17 ВЕКЕ http://anngolon-angelique.com/category/morexodstvo-v-17-veke/ Словарь морских терминов http://anngolon-angelique.com/slovar-morskix-terminov/

Леди Искренность: Иришка, ты человечище! Молодец!



полная версия страницы