Форум » История и культура » Плавали, знаем... » Ответить

Плавали, знаем...

urfine: Океаны, моря, реки, то сближающие героев, то отдаляющие их друг от друга играют не последнюю роль в книге. Анжелика идет к океану, чтобы уплыть в эту диковинную Америку, мечту, навеянную рассказами пастора Рошфора. Шестнадцатилетний Жоффрей де Пейрак отправляется в дальние страны через моря-океаны. Их встречи и разлуки связаны с морем. Моря… Океаны… Кто же «бороздил просторы вселенной» по ним в 17 веке? Предлагаю поговорить о людях моря, о кораблях, пиратах, о морях- океанах 17 века. Начнем пожалуй с шебеки. Именно он был не роскошью, а средством передвижения для Жоффрея де Пейрака в бытность того Рескотором. На нем он спасал Кантора. И менно, эту прекрасную шебеку подпалила с сотоварищами не менее пркарасная Анжелика. М-да, вот так жестоко с такой красотой. Шебека наряду с галерой — известнейший тип средиземноморского судна. Точное время возникновения этого типа коробля теряеться в истории. Этот коробль тоже имеет вероятных "предшественников" и "родственников". Исследователи говорят,что шебека может быть усувершенсвованной моделью другого типа весельного коробля, дромона, а также шхуны (другие видят "ближайшей родственницей" каравеллу), заметно сказывается влияние и арабского кораблестроения(так говорят, если будет интересно, разовьем тезис глубже). Одними из первых, кто оценил все преимушества быстроходного корабля, были корсары, броздившие Средиземное море (этот "стакан воды" по мнению графа де Пейрака) у берегов Алжира и Марокко. Ну да, удирать на шебеке и лавировать было куда как проще. Это судно было быстроходным и очень маневренным (а какой русский француз не любит быстрой езды). Благодаря малой осадке, его широко использовали на мелководье. Однако шебека не стала эксклюзивным кораблем пиратов. Вскоре ее взяли на вооружение торговые и королевские флотилии (так сказать для того,чтобы клин клином вышибать- всмысле выщибать пиратов). Шебека судно не большое,всего-то до 35/39 метров в длинну, однако помещалось на ней от 16 до 24 пушек. Так что граф вполне мог солидно ответить королевским кораблям, когда выбирался из Ла-Лошели, если "Голдсборо" был шебекой. Хотя, наверное, врятли. все же по Атлантике и в реках Серверной Америки нужно что-то более солидное (будем искать). Между прочим, поначалу шебека предусматривала и весла, аж целых 30. Позднее количество весел на одну треть уменьшилось, потому что главной движущей силой шебеки стали три латинских паруса, поставленные на три мачты. Фок-мачта наклонялась вперед, бизань-мачта отклонялась назад, а бушприт удерживал большой фок. Хочу вам показать еще один корабль. Имя ему "SOLEIL ROYAL". Этот парусник один из самых мощных кораблей того времени, был роскошно украшен деревянной резьбой, позолотой. 29 мая 1692 года Soleil Royal достиг часа славы, разбив 45 кораблей английского и голландского флота, которые хвастались силой своих флотилий, состоящих из 97 кораблей.

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Сказка: В этом году посетила Морской музей в Барселоне, который находится в здании бывших Королевских верфей и полюбовалась на галеру 17 века во всей ее красе. Это реплика Juan de Austria's Lepanto.

Сказка: А это восстановка, что находилось внутри: И как гребцы выглядели снаружи:

Сказка: И вот еще фотка, пушки, правда к этому кораблю они отношения не имеют:


Сказка: И еще, у меня есть старинные карты, вот одна из них 1666 года, если кому это интересно: Весит она около 2 мб.

toulouse: Сказка здорово, спасибо

Леди Искренность: Дамы, спасибо, очень интересно. Красота неописуемая...

Florimon: Вот нашла на просторах сети. Кому интересно - читайте http://ship.bsu.by/ - энциклопедия кораблей А вот здесь много фотографий и картинок: http://www.imageraptor.com/tannat/tallships1.htm http://www.webagora.com.br/picsnovas/tallships3.htm http://www.imagenetion.net/matrix/tallships5.htm

Florimon: Смотрю, что тема эта совсем потерялась среди остальных прочих разговоров и разглагольствованиях. А мне вот очень и очень она понадобилась, а тут так мало всего urfine а у вас не найдется подробного описания шебеки? Ну там типа со стрелочками и указаниями что где. Как для самых тупых??? И еще по теме.urfine пишет: Так что граф вполне мог солидно ответить королевским кораблям, когда выбирался из Ла-Лошели, если "Голдсборо" был шебекой. Хотя, наверное, врятли. все же по Атлантике и в реках Серверной Америки нужно что-то более солидное (будем искать). А вот мне кажется что "Голдсборо" был либо галеоном либо линейным кораблем. Ну мне так по крайней мере видится в меру моей фантазии и воображения.

urfine: Florimon, граф в 6 томе вспоминает, что плпвал на шитеке по Средиземноморью и покидал Средиземноморье именно на шибеке и на ней же пересекал Атлантику, а вот "Голдсборо" шебекой не был - это я так, для сравнения. Florimon пишет: urfine а у вас не найдется подробного описания шебеки А вам как скоро? Я бы сегодня поискала, может чего откопаю до завтра.

Florimon: urfine чем быстрее найдете тем быстрее я допишу главу фана В общем как у вас будет время.

urfine: Florimon пишет: urfine чем быстрее найдете тем быстрее я допишу главу фана так...вот уж не надо с больной головы на здоровую.... а то сейчас будут писать: "urfine, ты чего тормозишь процесс написания фанфика??? Ух, вредитель!!!" вот нашла кое-что. шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми); http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Устройство_парусного_судна http://forums.corsairs-harbour.ru/showthread.php?t=984 (здесь прямо с рисунками и цыферками, правда больше по кораблям 18-19 века. Но как я понимаю, марские термины для парусных судов в 19 веке не сильно отличались от 17 века, к этому времени уже основная терминология сложилась).

urfine: Вот вроде бы шебека, правда на английском все:

Florimon: urfine пишет: так...вот уж не надо с больной головы на здоровую.... а то сейчас будут писать: "urfine, ты чего тормозишь процесс написания фанфика??? Ух, вредитель!!!" не посмеют urfine К сожалению я не могу разобрать всех названий

urfine: где? если на картинке, то я их просто увеличу.

Florimon: да, на картинке. А можно ссылку?

Florimon: Вот описание шебеки из 4го тома - По правому борту военная шебека. Идет на нас!.. У входа в бухту появилось судно с поднятыми парусами. Оно быстро пролетело между скал... Раздался ружейный залп вслед за не отзвучавшим еще грохотом большой пушки. Но шебека избежала попадания ядер и была еще слишком далеко, чтобы мушкетные выстрелы могли задеть ее, Савари разглядывал ее в свой лорнет с таким интересом, как натуралист рассматривает какую-нибудь муху. - Прекрасное судно. Построено из сиамского тика. Это бесценная древесина. Дерево должно сохнуть пять лет на корню, после того как снимут кору, а потом еще семь лет стволы лежат под крышей и тогда только их распиливают. На большой мачте у них белое знамя, а на корме флаг марокканского короля и особая метка: красный кружок, а в середине - серебряный экю. - Это метка господина Рескатора, - с горечью проговорил де Вивонн, - так и следовало ожидать. Сердце Анжелики подскочило. Перед ней был этот ужасный Рескатор, тот, кто погубил ее сына, тот, кого храбрые офицеры Его величества боялись всерьез. Де Вивонн и Лаброссардьер внимательно следили за маневрами врага, перекидываясь замечаниями. - У него новое судно, у этого чертова Рескатора. Великолепные линии. И сидит очень низко, ниже полета ядер наших пушек. Вот почему мы не попали в него, хотя оно было прямо перед нами. А пушек двадцать две! Черт побери!.. В открытых люках по обе стороны шебеки виднелись круглые жерла пушек, и над каждой подымался дымок, свидетельствующий, что пушкари наготове и запалы у них в руках. На шебеке взлетели сигнальные флажки: «Сдавайтесь, а не то мы вас потопим»... ... Когда она решилась открыть глаза, высоко в небе перед ней белели десять парусов, раздуваемых ветром. Шебека была совсем близко к адмиральской галере. Блестел, как лакированный, ее широкий, плавно двигавшийся корпус, на палубе стояли смуглые берберы в просторных белых одеждах с яркими поясами, с мушкетами в руках. Впереди стояли два человека в окружении охранявших их янычар в зеленых тюрбанах, с короткими саблями. Эти двое внимательно наблюдали через подзорные трубы галеру «Ла-Рояль». Сперва Анжелика решила, что это тоже мавры, несмотря на европейскую одежду, потому что у них были темные лица, но потом заметила их белые руки и поняла, что они в масках... Только не могу понять откуда десять парусов??? А это отрывок после торгов: Возникли и другие очаги пожара, и при свете этой гигантской иллюминации Анжелика различила контур трехмачтового судна Рескатора. На носу его уже занялся пожар, и стража, оставленная на борту, отступала, не в силах совладать с ним.

Florimon: А вот описание Голдсборо: Она увидела в бухте трехмачтовое судно без флага. Оно сидело довольно глубоко в воде и было сравнительно широким, значит, могло быть голландским или английским но никак не французским и, уж конечно, не ларошельской рыболовной шхуной. У тех водоизмещение было не больше 180 тонн, а у этого судна по крайней мере 250. Почему же торговый корабль оказался в миле от Ла-Рошели в этой бухте, неудобной для стоянки плохо защищенной от ветра невысокими скалами, неглубокой, с илистым дном? Обычно в таких бухтах находили приют рыбачьи лодки. А торговое ли это судно? Глаз Анжелики, наметанный в Средиземном море, научился замечать маскировку. Она уже убедилась, что тут должен быть второй мостик с пушечной батареей, а почти невидимые даже вблизи, врезанные в доски люки были орудийными портиками и, когда нужно, открывались, а за ними чернели дула полутора десятков орудий. На мостике возле необычно высокой рубки были навалены кучей вроде бы обыкновенные мешки, но можно было догадаться, что под ними скрывались небольшие пушки - кулеврины. На эту мысль наводил и часовой, стоявший возле мешков. Под покрышками прятались и длинные багры, шесты и лестницы, употребляемые в морских боях, чтобы оттолкнуть нападающий корабль либо.., чтобы притянуть его к себе... Оснастка корабля была такой, что паруса можно поднять очень быстро; он всегда, видимо, держался настороже в готов был тронуться с места при первой тревоге. Странно только, почему пираты конопатили свой корабль в таких условиях. Конечно, это могло ввести в заблуждение небрежного наблюдателя, все равно, был он на море или на суше... Он слегка покачивался на волнах, и на солнце блестела позолота украшений на корме. Корма была так нарядно и роскошно отделана, что в пору хоть королевскому кораблю. Анжелике удалось разобрать золотую надпись: «Голдсборо».

urfine: http://crescentlands.wdfiles.com/local--files/file-page/modified%20xebec%20corsair%20crescentlands.jpg http://lib.store.yahoo.net/lib/yhst-33798725320224/xp93.jpg Во французском тексте тоже 10 парусов, как не специалист не могу сказать возможно ли такое, но шебека имела три мачты, а парусов могло быть больше. В вот на одной картинке шебеки насчитала 6. Может в тексте опечатка, или может быть 10 парусов у шебеки?

Florimon: urfine а может стоит поискать "военная шебека"? Может есть какие различия между военной и просто шебекой?

Florimon: urfine вот я еще нашла: Своей конструкцией шебека обязана в основном галерам и галеасам Средиземного моря ранней эпохи. Название ее происходит, вероятно, от арабского слова "маленький корабль", и на английском языке пишется по-разному: , "chebec", и "zebec"; впрочем, это слово существует и во многих других языках (в русском языке "шебека" - исторический термин, означающий такое судно, а "шебекка" - название похожего судна, которое строят современные яхтсмены), что доказывает его популярность (или, по крайней мере, осведомленность о его существовании) в других странах Европы. Эти суда имеют узкий длинный корпус и у них сохранились весла, как у их предшественниц - галер. Концепция шебеки - быстрый и очень маневренный корабль, способный идти под парусом и на веслах. В XVII и XVIII веках христианским мореплавателям в Средиземном море угрожали берберские корсары - пираты-мусульмане, базирующиеся в Северной Африке. Излюбленными судами этих пиратов сначала были галеры, способные настигать торговые суда при небольшом ветре за счет весельного хода. Но время шло, и торгующие нации ответили на угрозу, развернув флоты из военных судов, чтобы решить проблему корсар. Галеры были быстрыми и вмещали много людей, но они не были задуманы, чтобы сражаться с орудиями современных военных кораблей. Варвары-корсары ответили на этот шаг преобразованием своих галер в новую конструкцию, способную потягаться с преследующими их военными кораблями. Чтобы установить на корабле орудия, расширили корпус, увеличив палубное пространство и повысив устойчивость, а также убрали всех или почти всех гребцов. В результате этих изменений движущей силой судна отныне были не гребцы, а три огромных треугольных паруса. Так родилась грациозная и своеобразная форма шебеки. Ее фок-мачта обычно наклонена вперед, а грот и бизань либо прямые, либо слегка отклонены назад. Массивные треугольные реи настолько велики, что часто они состоят из двух брусьев, связанных в одно целое, что вообще-то больше характерно для мачт, чем для рей. Обычно на шебеке нет бушприта, но часто бывает фигурный удлиненный выступ на носу корабля. Некоторые из западных народов пытались поставить на грот-мачту шебеки, а иногда даже на бизань-мачту квадратные паруса. Грот-мачта, оснащенная квадратными парусами, вроде бы имела марсель и даже брамсель, бизань - квадратный марсель (хотя нижний парус оставался треугольным). Шебека, оснащенная таким образом, был известна под названием Полакр-шебеки. Обыкновенно, стандартная латинская (треугольная) оснастка шебеки состояла из одного треугольного паруса на каждой мачте, без всяких квадратных марселей или брамселей. Латинская оснастка имела много преимуществ по сравнению с квадратной, и самым важным было то, что она давала возможность идти намного круче к ветру, чем это позволяли квадратные паруса. А это значило, что, идя в крутом бейдевинде, такие суда могли быстро догонять и быстро же уходить от кораблей с квадратными парусами. Корсары любили шебеку за ее скорость и маневренность, и за ее мелкую осадку, которая тоже помогала удирать от больших кораблей. Эти качества признавали за ней многие европейские мореходы, — и судно было быстро взято в средиземноморские эскадры, где его использовали как противопиратский патруль и торговый рейдер. В роли военного корабля шебека может нести на себе до 36 орудий на верхней палубе. В зависимости от калибра орудий, это давало ей возможность тягаться с военно-морскими шлюпами, а иногда и с фрегатами. Шебека под парусами представляла собой красивой зрелище, и, как уже говорилось, ее конструкция делала ее одним из самых быстрых и ловких кораблей на Средиземном море. Но те же качества, что делали ее столь совершенной при спокойном море, приводили к тому, что в бурю она никуда не годилась. Низкий надводный борт и мелкая осадка делали судно уязвимым к заливанию волнами, и оно с трудом выдерживало сколько-нибудь серьезное волнение. Поэтому то, что было ее достоинствами при плавании во внутренних морях, делало ее плохим выбором для хождения в открытом океане. Шебека была кораблем легкой постройки. В отличие от линейных кораблей с их массивными, объемными шпангоутами, шебека была грациозной и хрупкой. Это были, так сказать, не битюги, а газели. Это отражалось и на тактике ведения боя. Капитаны шебеки очень неохотно вступали в перестрелку с противником, имевшим равное вооружение. Они больше полагались на свою скорость, маневренность и крутые развороты, чтобы прорваться сквозь идущий бой и забросить на палубы противника своих матросов для захвата чужих кораблей. Скорость и мелкая осадка шебеки, ее способность идти очень круто по ветру, были оценены по достоинству и торговыми мореходами - особенно теми, кто занимался береговой торговлей, и ее близкой родственницей, контрабандой. Хотя она требовала несколько более многочисленного экипажа и имела меньшую грузовместимость, чем другие суда таких же размеров, ее навигационные характеристики и боевые качества делали ее прекрасным выбором для тех, кому нужно было стремительное и модное береговое судно. Исторически, шебека в Карибах была не слишком широко представлена. Переход из Европы был нелегким делом, по одной причине. Капитан шебеки рисковал затонуть при первом же сильном волнении и непогоде вдали от сравнительно спокойных вод Средиземного моря, для которых судно, собственно, и было предназначено. Но развивающаяся судостроительная индустрия Карибов была достаточно активной и гибкой, а конструкция шебеки настолько удивительной и интересной, что мы не смогли устоять против искушения сделать доступным вариант шебеки местной постройки.

urfine: Florimon , вот нашала, где человек эту самую шебеку собирает. Эта модель, модель, как все "серьезные" модели очень точная. ссылка В общем 3 паруса на шебеке должно быть. По названием нашла, что выделяют: испанскую шебеку, арабскую шебеку, алжирскую шебеку. Отличия небольшие, у всех по 3 паруса.

Florimon: urfine спасибо за ссылку. А вот я еще нашла http://www.snowball.ru/india/?page=xebec Судя по соотношению размеров корабля и людей, шебека не была приспособлена для команды в несколько сотен людей как на больших торговых кораблях. Скорее всего общее количество человек на борту не превышало и 5 десятков. А еще я поняла что мне в некоторых местах надо изменить текст в фане Ну, что же, будет мне наука - не браться за работу не изучив перед этим материал

urfine: Florimon пишет: шебека не была приспособлена для команды в несколько сотен людей как на больших торговых кораблях. Скорее всего общее количество человек на борту не превышало и 5 десятков. Именно поэтому шибеку предпочитали пираты: маневренный легкий корабль, как раз на пиратскую комманду.

Анна: А каким кораблем был "Голдсборо"? Тоже шебека (хотя шебека не так приспособлена для трансатлантических переходов)? Кажется, я уже где-то здесь спрашивала - Жоффрей упоминает, что "Голдсборо" строил мастер Ридер (Райдер) из Бостона, голландец. В одной переписке мне сказали, что такой мастер существовал, только письмо с подробностями оказалось нечитаемо, а потом переписка оборвалась. Очень хотелось бы узнать про этого мастера.

urfine: Анна , мы уже с Флоримон писали, что "Голдсборо" не шебека. Граф его уже строил после ухада из Средиземного моря.

Анна: urfine Да, простите, не заметила. Но я ведь тоже пишу, что этот корабль строился в Бостоне. Но как вы думаете, что это за корабль?

Florimon: Анна рыская по интернету я нашла подробные списки всех кораблей, когда-либо строившихся. Если "Голдсборо" действительно строил реальный человек, то можно поискать подробное описание. Вы не могли бы выложить более подробную информацию, чтобы знать в каких списках искать??? Маша, а вы не могли бы свернуть свою ссылку вверху страницы, а то очень неудобно когда тема так растянута в ширину

Анна: Florimon Нет, Голдсборо вымышленный корабль. А вот человек такой был. Если узнать, какие корабли он строил, то может быть, можно "вычислить" и "Голдсборо". Подробностей, к сожалению, я не знаю. Мне написали, только, что упоминание об этом мастере нашли, когда искали материалы о первом русском военном корабле "Орел".

Florimon: Анна пишет: Если узнать, какие корабли он строил, то может быть, можно "вычислить" и "Голдсборо". Тогда можно поподробнее

Анна: В том-то и дело, что подробностей никаких я не знаю. Знаю только, что был такой корабельный мастер Ридер или Райдер, голландец, и одним боком он связан с постройкой корабля Орел, а другим - с Бостоном

Леди Искренность: Дамы, спасибо за потраченное время и силы, найденная вами информация крайне интересна.

Gal_gu: ост-индийское торговое судно "Голдсборо" видимо был таким. В книге говорится, что он был водоизмещением 300 или 250 тон (иногда так, а иногда эдак). У него была одна пушечная палуба замаскированная и три мачты. Должно было быть 100 человек команды, а у Ля Рошели их было только 80 и боцман был мрачным из-за этого. Анжелика обратила внимание на глубокую посадку корабля. На картинках и видео у этого коробля как раз глубокая посадка. Там в описание говорится, что корабль очень прочный с серьезной огневой мощью и средней маневренностью, только ничего не сказанно о водоизмещении. Мне кажется, что подходит. Я посмотрела тот сайт, о шебеке. Ой, посмеялась! Товарищ, там жалуется, что производство пушек идет медленно. Они обратили внимание на одну деталь - на шебеке гребут стоя. А красивый корабль был у Жоффрея, очень элегантный. Теперь о шторме (консультация моего папы). Фло, я напишу здесь, а ты решай будешь менять, чтонибудь или нет. 1. Мне раз десять было повторено, что во время шторма каждый находится строго на своем месте и строго выполняет свои обязанности, не отклоняясь не смотря ни на что! Я сдела из этого повторения следующий вывод: во время шторма никакого кавалеризма и отсебятины, иначе все пойдут на дно. Парусами управляет штормовая команда. Это самые опытные матросы. По 2 человека на каждый парус. Они все время находятся на реях. Они там привязаны, точнее прикреплены, т к высотные монтажники. Паруса должны все время маневрироваться, поэтому они не могут спускаться или подниматься. Если срываются, то зависают и подтягиваются обратно. Даже если идет 9 вал, штормовая команда остается там на верху, управляя парусами. У шебеки паруса управляются с палубы, как у яхты. Значит штормавая команда находится на палубе, но занимается только парусами. Опять же привязанные или закрепленные, каждый на своем месте. Аварийная команда занимается поломками и починками. Они находятся на палубе все время и укрываются за надпалубными надстройками, пока нет работы. У тебя описывается, что мачта упала. Значи там уже была аварийная команда, обрубая эту мачту, чтобы сбросить за борт. Анж должна была их видеть, но просить помочь было бы бесполезно. Они сначала должны выполнить свою работу. Помощь для Савари ей придется просить у капитана, и для этого нужно дойти до него. У тебя ситуация получилась намного драматичнее, чем в ст 6 т. Она его боится, ненавидит, считает его убийцей сына, и только он может спасти Савари. Ей нужно преодолеть стихию и саму себя! Это когда подсознае начинает "говорить" с сознанием! Интуиция обостряется! О рулевых. Чтобы избежать бортовой качки, самой опасной во время шторма, корабль становится перпендикилярно волне. Или может идти галсами - зигзагами чуть отклоняясь от прямого угла. Для того чтобы один человек мог удержать корабль во время шторма у этой шебеки должен был быть примитивный цепной привод. Иначе должны были быть 2 рулевых, с каждой стороны рулевого колеса. А у больших парусников 4 - по 2 с каждой стороны. На "Голдсборо" такой привод Анн упоминает. Да, человек должен обладать геркулесовой силой. Рулевой тоже привязан и не оставляет свой пост никогда. Иначе волна корабль развернет и потопит. Если ты ставишь лично Рескатора у штурвала, значит около Анж на палубе окажется кто-нибудь другой, например, его охранник Абдула, чтобы ей помочь. И последнее, штормовая команда, аварийная команда, рулевые и капитан все время находятся наверху. Они ни в какие трюмы не спускаются и никуда не прячутся. Только так они могут спасти корабль и вывести его из шторма. Придется Анжелике принимать соленый душ прямо на капитанском мостике.

Florimon: Gal_gu спасибо за консультацию!!! Я обязательно доработаю свой текст исходя из ваших слов

Florimon: А вот еще интересен такой вопрос: иерархия и распределение должностей на корабле. Только я не говорю сейчас о военных кораблях, а о "пиратских", как у Рескатора. Понятно что Рескатор капитан, но и он же хозяин. Язон тогда получается его заместителем??? Но я неоднократно читала в романе, что Язона тоже называли капитаном?!?! Ну потом понятно идут все остальные моряки. А вот есть ли кто между капитаном и моряками??? Либо же авторитет Рескатора был настолько велик, что он сам справлялся с этой сворой???

urfine: Пиратство, разбой и терроризм на море Григорян В.Л., Дмитриев В.И. Пиратство, разбой и терроризм на море. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2004, с. 5-23. Источник: http://ec-dejavu.net/p/Pirate.html «ДОИСТОРИЧЕСКИЕ» ВРЕМЕНА В римских юридических сборниках - дигестах — зафиксирован закон, приписываемый мудрому греческому законодателю Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы. Никто не мог игнорировать пиратский промысел, хотел он того или нет. Тут все зависело от обстоятельств, как и то, кому быть дичью, а кому охотником. И никто не знал, в какой из этих ипостасей ему придется выступить, едва родной берег скроется из виду Это была единая «трехглавая профессия», наподобие греческой богини Гекаты 1 или карфагенской Истины. Тысячу раз прав был Гете, утверждавший устами Мефистофеля, что «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной». Ни один античный роман не обошел молчанием действия пиратов. И с полным правом можно утверждать, что в первую очередь с пиратством связано стремительное развитие судостроения, навигационных знаний, торговых связей, военно-политических союзов — всего, что составляет историю общества. Трудно переоценить роль «мужей, промышляющих морем», как называл их Гомер, и в сфере географических открытий. Именно они прокладывали новые трассы, отыскивали новые якорные стоянки и гавани, изобретали новые типы кораблей и вооружения. --------------------- 1 Геката - греческая богиня, покровительница ночной нечисти, колдовства. 5 Когда мы слышим слово «пират», у нас возникают ассоциации двоякого рода. Либо перед нашим мысленным взором предстает жутковатый верзила с черной бархатной повязкой на глазу, деревяшкой вместо ноги и с кружкой рома в изувеченной руке, весь покрытый татуировкой, горланящий приличествующие случаю песни и обучающий попугая популярной в данной среде терминологии. Либо же перед нами смутно маячит байронический лик учтивого идальго в бархатном камзоле, шляпе с плюмажем и томиком Горация в холеной, хотя и загорелой руке, — этакого разочарованного жизнью изгоя, лишь волею обстоятельств ставшего джентльменом удачи, странствующим «рыцарем, лишенным наследства». Два мира, два полюса. На одном - Джон Сильвер и Билли Боне. На другом — Морган, уже сменивший свое имя Генри на Джон, но еще не знающий, что его ждут вице-губернаторство на Ямайке и пожизненная литературная слава в образе капитана Блада. Здесь же тонкий поэт, талантливый ученый, государственный деятель, историк и неудачливый придворный Уолтер Рейли. Здесь же организатор первого в мире коммунистического государства Либерталии на Мадагаскаре Миссон. Различие между этими полюсами не столь существенно, как кажется на первый взгляд: если первых мы бы назвали типичными, то вторые — безусловная реальность, хотя и сильно подгримированная временем. Все они вполне добросовестно и профессионально относились к своим пиратским обязанностям, каждый на своем месте и в меру своих способностей. Происхождение слова «пират» не вполне ясно, но то, что оно родилось в Греции, — несомненно. Большинство исследователей склоняются к тому, что слово «пиратство» произошло от древнегреческого peirai - совершать нападение. Им уже пользовались такие писатели древности, как Полибий и Плутарх, и они ничего не говорят о его происхождении и не пытаются его толковать. Отсюда следует, что это слово было им хорошо известно и привычно. Его можно толковать по-разному: «пытаться овладеть чем-либо, нападать на что-нибудь», «пытаться захватить (или штурмовать)», «совершать покушение или нападение на кораблях». Это слово вошло в обиход примерно в IV—III в. до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча. Четкое разграничение в этой области провели лишь римляне: их слово «рiratа» заимствовано из гр

Леди Искренность: Машенька спасибо за статью. Очень было интересно почитать про зарождение пиратства, как такового. Приятно, что вспомнили Блада, единственно у него три прототипа, а не один Морган.

Zoreana: Есть документальный фильм ВВС "Пираты" Там охватывает золотой век пиратства. Самые знаменитые пираты.

Gal_gu: Маша, спосибо за статью. Я только хочу обратить ваще внимание, что Рескатор не был пиратом. Он занимался легальной комерчиской деятельностью на территории турецкой империи и ее союзников. И это становилось контрабандой только в странах христианского мира. Рескатор никогда не занимался пиратским промыслом. На его кораблях не действовал пиратский кодекс! Там скорее было что-то больше похожее на морской устав (закон). Даже на Карибах он держался обособленно от "берегового братства".

Zoreana: Gal_gu пишет: На его кораблях не действовал пиратский кодекс! Там скорее было что-то больше похожее на морской устав (закон). Даже на Карибах он держался обособленно от "берегового братства".Для кого-то была легальная деятельность ,а для кого-то чистейшей воды пиратство.

Zoreana: Леди Искренность пишет: у него три прототипа, а не один Морган.А кто еще ? Я нашла 2.

Леди Искренность: Zoreana пишет: А кто еще ? Я нашла 2. Для того, чтобы перечислить, надо идти в библиотеку за тем томом, где про это писали. Первый Морган, с которого списано пиратсво и губернаторство, второй француз, с которого списан хитрый маневр с прииском, третий, который служил у де Ритера и участвовал в восстании. Фамилий не помню.

Zoreana: Речь идет о хирурге герцога Монмута Генри Питмэне, «адмирале» флибустьеров Генри Моргане и французском корсаре Жане-Батисте дю Кассе.

Леди Искренность: Ну вот и имена нашлись...

Gal_gu: Я перечитываю старый 4 т и никак не давало мне покоя описание шебеки Рескатора. 10 парусов, борта пузатой формы, низкая ватерлиния. Это описание не подходит к модели шебеки, которая здесь на форографиях. Это Алжирская Шебека, использующая латинские паруса. Не может быть 10 латинских парусов у корабля! Ну, никак не получится. Вот и пошла я бороздить просторы Интернета в поисках такого кораблика. Мне просто не верилось, что Анн так грубо ошиблась. И я нашла наш кораблик! Вот его план: Это модифицированная шебека. Называется шебека-полак или полак и могла иметь оснастку полак или оснатску фрегата. Это план реального корабля - французской шебеки-полак с оснасткой фрегата, оснащенной 22 пушками. Судно было построено в 1784 и спущено на воду в 1785. Оснастка фрегат означает 10 парусов - 2 мачты с 3 квадратными парусами, одна мачта с 1 квадратным парусом и 1 треугольным и 2 небольших треугольных паруса на носу, закреплённые на первой мачте. Этот кораблик совсем не маленький. На сайте "Пираты пылающего моря" указано, что он мог иметь экипаж аж в 150 человек. Такие изменения в парусной оснастке и форме корпуса сделали это корабль одним из самых маневренных и самым быстрым против ветра. Я сделала всякие разные конбинации поиска и на разных языках, но не смогла найти фотографии модели соответствующей этому плану. Есть только фотографии модели шебеки-полак с оснасткой полак, это значит 7 парусов. Есть здесь еще одно НО! Насколько я поняла такие шебеки начали строить где-то в середине 18 века. Но, как говорит Лена, Рескатор - персонаж литературный и ему почти все можно. Мароканская шебека-полак с оснасткой полак 1785. Общий вид: Вид с правого борта: Вид с левого борта: А это французская шебека-полак "LA MYSTIQUE" 1750: Чтобы представить шебеку Рескатора, в соответствии с планом представте себе вместо первой мачты с двумя латинскими парусами - мачту с 3 квадратными парусами и два небольших треугольных паруса на носу. Вот было бы здорово, если кто-нибудь бы взялся нарисовать! Португальский моделист издал очень подробную монографию о шебеке - O Xaveco Marroquino - Le Chébec Marocain- на португальском и француском. Его блог:O Xaveco Marroquino - Le Chébec Marocain На его блоге есть виртуальная экскурся по модели Bem vindo a bordo do chaveco - Добро пожаловать на борт шебеки Фло, посмотри там не его блоге. Его модель очень подробная и тебе поможет представить себе сам корабль, каюту капитана и т д. Вот балкон придется отменить и у шебеки нет рулевого колеса. Этот блог есть и на французском. А с португальского все, что нужно, я тебе переведу.

Gal_gu: А вот французская королевская галера. Ага, та самая на которой адмирал де Вивон плавал. Это чисто французское изобретение и так и называлось - REALE DE FRANCE. Последняя такая галера была построена в 1720 году.

Оленька: Gal_gu спасибо за такие пожробные описания и иллюстрации. Теперь я вооочию увидела, на каком балкончике Анж. пила кофе с Вивонном.

Florimon: Gal_gu спасибо огромнейшее!!! Я просто в восторге. Я могу нарисовать, но только после сессии

Florimon: Gal_gu пишет: Вот балкон придется отменить и у шебеки нет рулевого колеса. Хорошо, балкон уберу. А как тогда управляли кораблем, если не было рулевого колеса? И что там было вместо него?

toulouse: Gal_gu да, на такие весла... по доброй воле... нема дурных

urfine: Gal_gu , спасибо за такие изыскания. Не корабль (не галера, а шебека), а мечта...

Леди Искренность: Согласна с Машей. Вот бы разок пройтись под такими парусами...

Florimon: Нашла замечательные фото шебеки на форуме моделистов. Автор Валерий Охапкин. Вот ссылка http://lerequinscheb.blogspot.com/ Все фотографии https://plus.google.com/photos/113006006533746844241/albums/5533459730536057137

Florimon: Шебека LeRequin (что означает «акула») 1750 года. 24-пушечный скоростной средиземноморский парусно-гребной корабль.

Леди Искренность: Мне она кажется такой миниатюрной, хоть и изящной. И где там могло столько народу разместиться… Гугеноты, команда...

фиалка: Так шебека была в Средиземном море, а про Америку не помню... Корабль, да корабль. Написано что сравнительно широкий с необычно высокой рубкой и с водоизмещением в 250 тонн.

Violeta: Я могу ошибаться, но в романе граф создал принципиально новое судно по своим чертежам, совместив в нем быстроходность шебеки и грузоподъемность галеона (или галеры?)...

Леди Искренность: Может я что-то путаю, но мне казалось, что где-то в канадской серии есть фраза "на рейде стояли несколько кораблей, в том числе шебека мессира графа", разве нет?

Violeta: Леди Искренность пишет: шебека мессира графа Да, шебека, но усовершенствованная. Я потом в тексте пороюсь, найду цитату.

Леди Искренность: Про усовершенствование я помню. Это еще в Любви есть, что корабль выстроен по личным чертежам. Но Голдсборо все же шебека или я путаю?

Violeta: Леди Искренность пишет: Но Голдсборо все же шебека или я путаю? Она увидела в бухте трехмачтовое судно без флага. Оно сидело довольно глубоко в воде и было сравнительно широким, значит, могло быть голландским или английским но никак не французским и, уж конечно, не ларошельской рыболовной шхуной. У тех водоизмещение было не больше 180 тонн, а у этого судна по крайней мере 250. А торговое ли это судно? Глаз Анжелики, наметанный в Средиземном море, научился замечать маскировку. Она уже убедилась, что тут должен быть второй мостик с пушечной батареей, а почти невидимые даже вблизи, врезанные в доски люки были орудийными портиками и, когда нужно, открывались, а за ними чернели дула полутора десятков орудий. На мостике возле необычно высокой рубки были навалены кучей вроде бы обыкновенные мешки, но можно было догадаться, что под ними скрывались небольшие пушки — кулеврины. На эту мысль наводил и часовой, стоявший возле мешков. Под покрышками прятались и длинные багры, шесты и лестницы, употребляемые в морских боях, чтобы оттолкнуть нападающий корабль либо.., чтобы притянуть его к себе. Оснастка корабля была такой, что паруса можно поднять очень быстро; он всегда, видимо, держался настороже в готов был тронуться с места при первой тревоге. Корабль казался совсем пустым, на нем не было никого, кроме пары часовых. Он слегка покачивался на волнах, и на солнце блестела позолота украшений на корме. Корма была так нарядно и роскошно отделана, что в пору хоть королевскому кораблю. Анжелике удалось разобрать золотую надпись: «Голдсборо». Как и на всех кораблях, предназначенных для морского разбоя или перевозки грузов, на «Голдсборо» не было помещений для пассажиров. Кубрик под баком был достаточно просторен для размещения команды, но не более того. Поэтому эмигрантов поместили в той части нижней палубы, где стояли замаскированные пушки пиратского судна. Он, Рескатор, отлично знал этот язык — знал, что означают различные скрипы и подрагивания корпуса и мачт — всего того, что составляет огромное тело его корабля, задуманного для плаваний в полярных морях и построенного по его собственным чертежам на главной верфи Северной Америки, в Бостоне. Он шел, касаясь рукой влажного дерева, — не столько в поисках опоры, сколько для того, чтобы постоянно ощущать под ладонью могучий, способный противостоять любым опасностям корпус своего непобедимого корабля. Он вдыхал его запахи: запах секвойи, привезенной с гор Кламат, из далекого Орегона, запах белой сосны с верховьев Кеннебека и с горы Катанден в Мэне — «его» Мэне — сладостные ароматы, которые не могла перебить проникавшая повсюду морская соль. «Нигде в Европе нет такого прекрасного леса, как в Новом Свете», — подумал он. Теперь Жоффрей де Пейрак смотрел в сторону маленькой овальной бухты, где он оставил в укрытии свою шебеку, которая отсюда, с горы, выглядела совсем крошечной. Это судно с острым носом и стройным корпусом было выстроено по его чертежам в Киттери, в Новой Англии. Расположенный на реке Пистакуата Киттери был одним из старейших морских городов штата Массачусетс и славился своими судостроительными верфями. — Это судно пострадало больше других, — объяснил Нессенс. — Мы его атаковали вчетвером. Трехмачтовая шебека господина де Пейрака, «Голдсборо» и «Бесстрашный». А позже подошло еще одно маленькое судно, «Ларошелец».

Florimon: Получается что свою шебеку "Морской орел" Жоффрей все-таки переправил со Средиземного моря в Новый Свет.

M@ркиза_Ангелов: Florimon , красивые корабли

Леди Искренность: То есть была и шебека, и Голдсборо. А каким конкретно кораблем был Голдсборо до конца так и не понятно.

Violeta: Флотилия, которую граф де Пейрак вел в Квебек, состояла из пяти кораблей. Это были «Голдсборо», захваченные у пиратов Амбруазины два корабля, которыми командовали граф д'Урвилль и Барсампюи, и с ними две небольшие голландские шхуны. Одной из них, «Ларошельцем», управлял Кантор, а другую вел Ванно. Несомненно, на "Морском орле " он приплыл в Америку, а что потом с ним стало - в романе нет уточнений... Подремонтировали и использовали для рейдов вдоль берегов Голдсборо, возможно... Судно-то океанское, по рекам не смогло бы маневрировать, как "Ларошелец".

Florimon: Из быстроходных и маневренных кораблей способных на трансатлантический переход выделяют три корабля: бриг, галион (или галеон - по разному пишут) и фрегат. Бриг: Бриг (англ. brig) — двухмачтовое судно имеющее от 6 до 24 орудий[1] с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем. В эпоху парусного флота бриги служили в основном «на посылках», конвоирования купеческих судов, дозорной и разведывательной службы Фрегат Фрегат 1) В парусном флоте — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался как для дальней разведки, то есть действий в интересах линейного флота[3], так и крейсерской службы — самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью защиты торговли или захвата и уничтожения торговых судов противника. Бриг не был приспособлен для перевозки грузов и чаще всего использовался военными для перехвата других судов. Фрегат тоже чаще всего использовался только для перехвата или сопровождения суден. А вот галеон был приспособлен для перевозки грузов. Кроме того его именно для этого и использовали. Он мог не только взять на борт много тонн груза (вспомните в 6 томе Рескатор шел по одному из трюмов, который был до верху забит всяким хламом), но и эффективно оборонятся (яркий пример столкновения в бухте Ла-Рошель, конец 5 тома). При этом был быстроходным, имел широкую корму, круглые борта, что очень похоже на описание Голдсборо. На мой взгляд Голдсборо был небольшим галионом или его модификацией, поскольку мы знаем что построен он был по чертежам графа. Вот описание из 5 тома: Она увидела в бухте трехмачтовое судно без флага. Оно сидело довольно глубоко в воде и было сравнительно широким, значит, могло быть голландским или английским но никак не французским и, уж конечно, не ларошельской рыболовной шхуной. У тех водоизмещение было не больше 180 тонн, а у этого судна по крайней мере 250. Почему же торговый корабль оказался в миле от Ла-Рошели в этой бухте, неудобной для стоянки плохо защищенной от ветра невысокими скалами, неглубокой, с илистым дном? Обычно в таких бухтах находили приют рыбачьи лодки. А торговое ли это судно? Глаз Анжелики, наметанный в Средиземном море, научился замечать маскировку. Она уже убедилась, что тут должен быть второй мостик с пушечной батареей, а почти невидимые даже вблизи, врезанные в доски люки были орудийными портиками и, когда нужно, открывались, а за ними чернели дула полутора десятков орудий. На мостике возле необычно высокой рубки были навалены кучей вроде бы обыкновенные мешки, но можно было догадаться, что под ними скрывались небольшие пушки - кулеврины. На эту мысль наводил и часовой, стоявший возле мешков. Под покрышками прятались и длинные багры, шесты и лестницы, употребляемые в морских боях, чтобы оттолкнуть нападающий корабль либо.., чтобы притянуть его к себе... Оснастка корабля была такой, что паруса можно поднять очень быстро; он всегда, видимо, держался настороже в готов был тронуться с места при первой тревоге. Странно только, почему пираты конопатили свой корабль в таких условиях. Конечно, это могло ввести в заблуждение небрежного наблюдателя, все равно, был он на море или на суше... Он слегка покачивался на волнах, и на солнце блестела позолота украшений на корме. Корма была так нарядно и роскошно отделана, что в пору хоть королевскому кораблю. Анжелике удалось разобрать золотую надпись: «Голдсборо». Вот описание галеона: Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году. Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн). Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами. Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

Violeta: Florimon пишет: А вот галеон был приспособлен для перевозки грузов. Кроме того его именно для этого и использовали. Он мог не только взять на борт много тонн груза (вспомните в 6 томе Рескатор шел по одному из трюмов, который был до верху забит всяким хламом), но и эффективно оборонятся (яркий пример столкновения в бухте Ла-Рошель, конец 5 тома). При этом был быстроходным, имел широкую корму, круглые борта, что очень похоже на описание Голдсборо. На мой взгляд Голдсборо был небольшим галионом или его модификацией, поскольку мы знаем что построен он был по чертежам графа. Полностью согласна! Совмещены лучшие качества кораблей- быстроходность и маневренность шебеки и вместительность и обороноспособность галеона. Плюс граф еще и с парусами поколдовал, чтобы можно было их быстрее устанавливать.

M@ркиза_Ангелов: Violeta пишет: Плюс граф еще и с парусами поколдовал, чтобы можно было их быстрее устанавливать. Гений!

Florimon: Violeta пишет: Совмещены лучшие качества кораблей- быстроходность и маневренность шебеки и вместительность и обороноспособность галеона На то время это был один из самых лучших кораблей. Действительно, уникальное сочетание качеств быстроходности, маневренности и грузоподъемности. Если бы я была Пейраком, я выбрала именно галеон.

Florimon: Я достаточно часто ловлю себя на мысли, что невольно представляю себе "Черную Жемчужину" из "Пиратов Карибского моря", когда читаю про Голдсборо. Многие пишут что ЧЖ была бригом, мотивируя тем что нет более быстроходного и маневренного корабля. Но что-то я сомневаюсь. У бригов обычно было 2 мачты, и они не способны возить грузы. Джек Воробей был пиратом и ему также требовалось быстроходное и вместительное судно. Вот фото http://fishki.net/11436-chernaja-zhemchuzhina-17-foto.html ЧЖ очень похожа не галеон, особенно если ей немного округлить борта.

Violeta: Florimon пишет: Я достаточно часто ловлю себя на мысли, что невольно представляю себе "Черную Жемчужину" из "Пиратов Карибского моря", когда читаю про Голдсборо. Согласна с вами - те же ассоциации.

Леди Искренность: Присоединяюсь к логически принятому решению. Корабли великолепны, особенно на фото в море!

Арабелла: Согласна по поводу Галеона. Быстроходность, маневренность, обороноспособность. + Усовершенствованный графом. Да еще 3 мачты - (последняя - на корме, сломалась во время шторма, ее пришлось выбросить (если все правильно помню). + вместительность (Коли Пейрак перевозил и золото-серебро в Старый Свет... А во Время путешествия в Новый нужно было еще и толпу гугенотов разместить, потеснив команду))). Как человек, давно увлекающийся приключениями (в большей части морскими) и парусниками, могу предложить книжку... С картинками, фото т.н "устройства", терминология, парусных кораблей. Правда, она на Испанском. Как то очень давно понадобилась информация по этой теме... Называется "Enciclopedia ilustrada de la nevegacion a vela". Брала давно, кажется на рутрекере. Если есть заинтересованные, я могу выложить сюда.

Леди Искренность: Арабелла пишет: Называется "Enciclopedia ilustrada de la nevegacion a vela". Брала давно, кажется на рутрекере. Если есть заинтересованные, я могу выложить сюда. Арабелла, обсудите этот вопрос с Ирой (Флоримон) в личке. Может можно в виде полезной ссылки на сайте как-то обозначить.

Florimon: Пиратский кодекс чести Мнение о том, что среди пиратов царила анархия, является ошибочным. Жизнь пиратов подчинялась определённым законам – пиратскому кодексу, требования которого должны были выполняться неукоснительно. Каждый из моряков ставил свою подпись под соглашением, которое заключалось между всеми членами команды. Во главу её избирался наиболее уважаемый и опытный моряк, который исполнял обязанности капитана и тоже был обязан придерживаться правил, определённых соглашением. Во многом пиратское соглашение напоминало каперское свидетельство. Вот один из примеров реально действовавшего пиратского соглашения, составленного членами команды Джона Филипса на борту судна «Мститель»: - Каждый из членов команды имеет равные права при принятии решений, равную долю добычи и волен использовать эту долю так, как ему заблагорассудится, если только команда не испытывает голод или другие лишения. - Каждый член команды должен внести долю в общую добычу и потом имеет право участвовать в ее дележе. Кто попытается утаить часть захваченного, будет высажен на необитаемом острове. - Игра в карты или кости на деньги запрещена. - Огни и свечи должны быть погашены в восемь часов вечера. Если кто-либо захочет продолжить пить спиртное, то он должен делать это только на верхней палубе. - Пистолеты, сабли и остальное оружие должны содержаться в чистоте и полной готовности. - Женщинам запрещено находиться на корабле. Любой, кто проведёт на корабль женщину, будет казнён. - Тот, кто покинет судно во время боя, будет казнён или высажен на необитаемый остров. - Драки на корабле запрещены, дуэли на мечах или пистолетах могут проходить только на берегу. - Если кто-либо решит покинуть команду, то он должен внести выкуп из расчёта по тысяче дублонов на каждого из оставшихся. - Каждый из членов команды должен повиноваться требованиям этого соглашения. Каждый имеет право на собственную долю общей добычи. Капитан и квартмейстер получают двойную долю. Боцман, канонир и владелец корабля получают по полторы доли, помощник, плотник и остальные офицеры получают долю с четвертью. - Если любой из команды проявит трусость, попытается утаить от других часть общей добычи или попытается убежать, команда должна высадить виновного на необитаемый остров с бутылкой пороха, бутылкой рома, бутылкой пресной воды и заряженным пистолетом. - Если любой из команды будет уличён в воровстве или нечестной игре, он должен быть высажен на необитаемый остров только с заряженным пистолетом. - Если на необитаемом острове будет найден человек, моряк или пират, он должен подписать это соглашение, но только по согласию всей команды и капитана. - Если один из команды ударит другого, то обидчику полагается наказание в виде 40 ударов розгами. - Кто будет стрелять из пистолета, курить трубку или зажигать свечу у корабельных запасов пороха, наказывается 40 ударами розог. - Любой, кто не будет содержать оружие в чистоте или не будет выполнять порученные корабельные работы, лишается своей части общей добычи, даже если это будет сам капитан. - Если любой из команды потеряет руку по локоть, ему выплачивается компенсация в 400 дукатов. Если руки не будет до плеча, компенсация увеличивается вдвое. Если будет потеряна нога по колено – выплачивается 400 дукатов из общей добычи, если нога будет отрезана совсем, то сумма увеличивается вдвое. - Если кто попытается завладеть женщиной без её согласия, тот будет приговорён к смерти. Делёж добычи В зависимости от ситуации делёж добычи мог происходить в различных пропорциях. Если капитан действовал под прикрытием каперского свидетельства, он был обязан выплачивать комиссию в пользу государства в размере от 10 до 90% от добычи, к примеру по правилам королевы Елизаветы добыча делилась из расчёта 50/50. Вся остальная добыча делилась на части между членами команды. Каждая часть называлась акцией. Капитану обычно полагалось две акции, наиболее важным членам команды: квартмейстеру – 1 3/4, остальным офицерам (владельцу судна, плотнику, боцману, канониру) по 1 1/4 акции. Остальные члены команды получали по целой акции, новички – 1/4. Члены абордажной команды получали дополнительно по 1/4 акции в качестве премии. Этот делёж добычи касался товаров и золота, оружие же принадлежало тому, кто завладел им в бою и перераспределению не подлежало.

фиалка: Florimon пишет: Любой, кто проведёт на корабль женщину, будет казнён. Ха! Но Жоффа остался даже очень жив! Интересные правила, но похоже относилось это всё же не ко всем. Жоффрей говорил, что на судне он единственный хозяин. А вообще очень интересно, надо же как все строго и какая субординация. Вот и верь пиратским романам.

Арабелла: фиалка пишет: Ха! Но Жоффа остался даже очень жив! Здесь скорее, другой случай. Я так понимаю, "если кто из команды приведет на корабль" женщину с берега - свободную, или допустим, переодетую мужчиной, и поселил ее среди команды... К пленникам-рабам это вряд ли относится - иначе откуда бы брались женщины рабыни на Востоке? Пираты разных мастей вполне промышляли и похищениями людей, с дальнейшей их продажей на рынках. Пассажиры - это пассажиры. Что до Жоффы... Так все эти одалиски - его собственность, как и разные игрушки-побрякушки в его каюте. Они - Не были свободны (официально, так скажем), он в любую минуту мог бы снова их продать... Свободными они становились уже потом, когда он их отпускал или возвращал к родителям.

Арабелла: Кстати... Раз уж здесь разговор на "морские" темы, то может и краткая информация о Сабире тоже будет в тему? Тот самый сабир - средиземноморский язык - жаргон, который существовал в те времена как средство общения между моряками и торговцами, независимо от их национальности... На сабире разговаривали мальтийцы с Анжеликой... Сабир или Лингва-Франка Лингва франка (сабир - старороманский микс) В средневековой Европе кроме латыни существовал еще и язык купцов и моряков Средиземноморья, возникший на основе итальянского, французского и провансальского языков и называвшийся "лингва франка" или "сабир". В период крестовых походов его значение стало особенно большим, в него вошли тогда многие слова из испанского, греческого, арабского и турецкого языков. Почему же он исчез? Дело в том, что "лингва франка" возник и существовал как средство общения между европейцами, с одной стороны, и мусульманами (арабами и турками) с другой. Он был нужен, пока между этими народами существовали оживленные торговые и другие связи. В это время "лингва франка" был фактически "всеобщим языком" Средиземноморья. Но затем наступила эпоха Великих географических открытий, торговые пути переместились в океаны, интерес к связям с мусульманским миром резко упал, и "сабир" стал быстро забываться за ненадобностью. Однако, этот язык использовался вплоть до начала XIX века. Сейчас собственное название этого языка используется как лингвистический термин "лингва франка", которым называют любой язык, национальный или нейтральный, являющийся средством межнационального общения. [Возможно, основой лингва-франка послужил гасконский язык как итализированный диалект франситанского или франко-провансальского. И, фактически, этот язык продолжает активно жить как промежуточные франко-провансальские говора за вычетом греко-арабо-ирано-турецких заимстований. Словарь "Лингва-франка / англ" https://pantherfile.uwm.edu/corre/www/franca/edition3/index.html (нашла кучу знакомых испанских слов )))))

Анна: Очень интересно, спасибо!

Арабелла: Florimon пишет: А вот еще интересен такой вопрос: иерархия и распределение должностей на корабле. Только я не говорю сейчас о военных кораблях, а о "пиратских", как у Рескатора. Понятно что Рескатор капитан, но и он же хозяин. Язон тогда получается его заместителем??? Но я неоднократно читала в романе, что Язона тоже называли капитаном?!?! Ну потом понятно идут все остальные моряки. А вот есть ли кто между капитаном и моряками??? Либо же авторитет Рескатора был настолько велик, что он сам справлялся с этой сворой??? Между капитаном/капитанами и моряками обязательно есть боцман (один или двое). Существует еще должность quartermaster-а, которой в свое время досталось от переводчиков. Но по сути, "квотермастер" - в военном и торговом флоте того времени так называли рулевого. У пиратов - скорее выборный "старшина", ответственный за поддержание дисциплины, рулевой. Об иерархии на корабле у Рескатора действительно очень мало написано. Из "Главных" по кораблю у нас только трое. Собственно монсеньор Рескатор, Язон и Эриксон. 1. Рескатор - главный капитан, он же хозяин с непререкаемым авторитетом. 2. Язон получается - второй капитан, и заместитель первого в его отсутствие. Также он старший помощник Рескатора и штурман. 3. Эриксон – боцман и второй помощник капитана. Справляться «со всей этой сворой» приходилось по большей части как раз ему. Если интересно, то у Питера Блада расклад мог выглядеть примерно так. Питер Блад Офицер, врач – до восстания. После - Капитан, по совместительству судовой врач. Джереми Питт До восстания Монмута – шкипер, капитан торгового судна, на ответственности которого находится товар и сам корабль. (При этом владельцем корабля он мог и не являться, а скажем, быть нанятым каким-нибудь торговцем из Бриджуотера). На «Арабелле» - штурман, навигатор, рулевой. Далее, три помощника Питера, которые помогали ему управляться со всей оравой головорезов. Нужно учесть, что в пиратской иерархии понятие «офицер» подразумевает старшего над матросами, необязательно военнослужащего. Также, есть некоторое различие между шкипером и капитаном. Шкипер командует на торговом корабле. Капитан – на военном / пиратском. Волверстон У Блада – офицер, помощник капитана. Позже - капитан «Атропос» Натаниель Хагторп Офицер королевского военно-морского флота. У Блада – офицер, помощник капитана. Позже - капитан «Элизабет» Николас Дайк Младший офицер королевского военно моского флота У Блада – офицер, помощник капитана. Хэйтон – Появился уже после захвата «Синко Льягас» и бегства с Барбадоса. Боцман, командир абордажной команды (во время последнего боя). Нед Огл – Старший канонир. Если по Стивенсону, то Флинт – капитан и владелец «Моржа». Трелони – хозяин, или вернее, арендатор корабля «Испаньола» Смоллетт – капитан «Испаньолы» Ливси – судовой врач. Билли Бонс У Флинта Штурман, старший помощник капитана. Эрроу На Испаньоле - первый помощник, штурман. Джоб Эндерсон У Флинта – Боцман. На Испаньоле - Боцман. После исчезновения штурмана/старпома Эрроу - первый помощник капитана. Израэль Хэндс У Флинта – канонир. На Испаньоле - Второй боцман. После повышения Эндерсона – Боцман. Джон Сильвер У Флинта – выборный старшина, рулевой. На Испаньоле – кок.

Арабелла: Как часто бывает, искала одну информацию, попутно наткнулась на другую. В романе упоминается марокканский город Сале. Тот самый, куда берберский корабль привез Жоффрея перед отправкой в Фес. Текст большой, для удобства часть спрячу под каты. Сале. 1. Древний город Сале, получивший название от основанного еще римлянами города Сала, издавна стал прибежищем пиратов. Уже в XIV веке отсюда отплывали корабли «рыцарей удачи», но только в XVII веке пиратский промысел превратился в основное занятие жителей этих мест. А началось все в 1609 году, когда на берега реки Бу-Регрег, разделяющей слившиеся теперь города Рабат и Сале, прибыли бежавшие из Испании мориски, изгнанные в ходе реконкисты королем Филиппом III. Столкновения их с мусульманами приняли довольно острую форму, и в 1619 году вытеснив арабов из города Сале, мориски организовали свою республику – Сале Аль Джадида, которую объявили независимым государством, не подчиняющимся даже туркам. Республика эта стала магнитом для всех беженцев-инородцев из Андалузии, а вскоре – и со всей Европы. 2 Потом к ним присоединилось много соотечественников-единоверцев, которые спасались от инквизиции. Пришельцы обосновались на левом берегу реки в запущенном монастыре, построенном еще в X веке, и под его стенами. Поселение назвали Новым Сале в отличие от старого Сале, расположенного на противоположном берегу. Старинные стены монастыря-крепости были восстановлены и подняты до высоты 8—12 метров, на них втащили самые мощные по тому времени пушки, отлитые в Голландии. Среди изгнанников оказалось немало бывших судовладельцев, купцов и ростовщиков, которые успели прихватить на новую родину нажитые богатства. Движимые жаждой мщения, многие из них снарядили корабли, наняли команды и отправили их захватывать испанские суда, шедшие из колоний с драгоценными грузами, пряностями и рабами, либо в колонии — с оружием, мануфактурой и предметами роскоши. По сути жители Сале издревле жили контрабандой и торговлей, и теперь новое государство стало настоящим пиратским центром, которым управляли 14 пиратских главарей, один из которых избирался главой государственного совета. За 10 лет корсары Сале смогли награбить ценностей на 15 миллионов фунтов стерлингов, а так же взять до 6000 христианских рабов. В 1631 году Франция была вынуждена заключить с Сале соглашение, согласно которому она ежегодно выкупала у пиратов рабов-французов. Первым главой правительства Сале стал Ян Янсон Ван Харлем, голландский ренегат и пират; более известен под именем Мурат Рейс младший после своего обращения в ислам. Обстановка благоприятствовала корсарам: самые оживленные морские пути были как раз у берегов Марокко и западнее Гибралтара. Кроме того, европейским державам, занятым тогда Тридцатилетней войной 1618— 1648 годов, было не до охраны этих путей, а в самом Марокко упадок правящей династии Саадийцев привел к обострению междоусобиц и фактическому отдалению окраинных районов, в том числе и Нового Сале. Сначала у корсаров было всего четыре корабля, но в 1637 году английский адмирал Рейнсборо видел уже 50 пиратских кораблей, хотя порт был рассчитан всего на 30—40 судов. Очень скоро пираты совсем перестали подчиняться центральной власти и в 1627—1641 годы были совершенно независимы: не платили никаких налогов суверену и создали собственное государство — «Республику Бу-Регрег», столицей которой стала крепость Удайя. «Президент» ее избирался всеми гражданами сроком на один год, он председательствовал в совете, который управлял этой «республикой», жившей доходами от морских грабежей. В задачу «президента» входило и улаживание часто возникающих конфликтов между различными сословиями этой «республики», а также между нею и старым Сале. 3 Первыми и поначалу единственными жертвами корсаров были испанские и португальские купцы. Однако позднее нападениям стали подвергаться и английские корабли, и суда других стран, проходившие через Гибралтарский пролив. Голландия, установившая тесные контакты с пиратами из Сале, всячески поощряла их, пользуясь их услугами не только против Испании — своего противника в Тридцатилетней войне, но и против Англии — своего главного торгового соперника. Обычно пиратские корабли отправлялись на свой промысел небольшими группами — по два-три судна, которые рыскали западнее Гибралтарского пролива, вдоль побережья Испании и Португалии. Но нередко они добирались и до устья Темзы, подняв флаги дружественных или нейтральных государств и поджидая неосторожное судно, чтобы взять его на абордаж. Европейские государства страдали от пиратов «Республики Бу-Регрег», но ничего не могли сделать с ними" мелководье и тяжелые орудия крепости Удайя не позволяли кораблям Англии и других морских держав даже приблизиться к берегу. Самое большее, чего им удавалось иногда добиться, — это выдача пленников, захваченных во время набегов. Кроме того, усилия правительств европейских стран порой расходились с интересами некоторых своих подданных, которые предпочитали поддерживать «деловые отношения» с корсарами, поставляя им необходимое оружие и снаряжение и наживаясь на посредничестве при выкупе пленников. Появилась и особая категория европейских купцов, которые наживали целые состояния на скупке и перепродаже товаров с кораблей, захваченных пиратами из Сале. Обычно эти товары продавались с торгов за четверть их стоимости, а затем контрабандным путем ввозились в Европу. Современники свидетельствовали, что только за 10 лет (1620—1630) корсары из Сале захватили более 1000 кораблей европейских стран С 1641 года республика, запутавшись в собственных маневрах и расчетах, попала под протекторат марабутов Дилы. Те поощряли корсарство, но под своим контролем. Для этого они изгнали прежних хозяев (и орначерос, и морисков, и «старых андалусцев») из касбы и разместили там берберский гарнизон. Андалусцы двадцать лет терпели берберов, но в 1664 году изгнали их и восстановили республику во главе с «новым каудильо» Гайланом, который придал новый стимул корсарству, одновременно установив бурные торговые связи с Марселем. Однако в 1666 году он был разбит султаном Мулаем Рашидом, который ввел в касбу свои войска. С 1668 года Сале был полностью подчинен власти султана, а выборный каид казнен как государственный преступник. Так закончились полвека существования республики Сале

Florimon: Арабелла очень интересно!

Florimon: Дамы, на нашем сайте появился новый раздел МОРЕХОДСТВО В 17 ВЕКЕ http://anngolon-angelique.com/category/morexodstvo-v-17-veke/ Словарь морских терминов http://anngolon-angelique.com/slovar-morskix-terminov/

Леди Искренность: Иришка, ты человечище! Молодец!



полная версия страницы