Форум » История и культура » Ричард III Глостер » Ответить

Ричард III Глостер

La comtesse: Вот читаю сейчас роман Симоны Вилар "Анна Невиль", и этот персонаж там играет одну из главных ролей в сюжете. И никак не могу определиться в своем к нему отношении - он и злодей, каких еще свет не видывал, но какой ум, какая целеустремленность, какая сила ума! Но в истории его образ один из самых противоречивых. Шекспир изобразил его убийцей, хладнокровно перешагивающим через трупы на пути к власти. Однако известно, что многие документы, порочащие Глостера, а также трагедия Шекспира - возможная фальсификация Тюдоров. Я вот склонна этому верить, так как... ну нравится мне он у Вилар, я совсем необъективна... А вы что думаете?

Ответов - 29, стр: 1 2 All

La comtesse: Нашла информацию на одном сайте, увы, не помню адреса - не могу дать ссылку. Король Ричард: злодей или неудачник? Уже четыре века английский король Ричард III служит олицетворением жестокости и коварства — таким он выведен в гениальной пьесе Шекспира. Но современные историки считают, что реальный облик этого монарха был далеко не таким однозначным. Очерняя его, драматург выполнял «социальный заказ» династии Тюдоров, которая лишила Ричарда короны, а заодно и жизни. 22 августа 1485 года деревня Босворт, затерянная в центре Англии, вошла в историю. Рядом с ней сошлись в смертельной схватке армии двух претендентов на трон — короля Ричарда III и Генриха Тюдора. Два часа кровопролития не принесли успеха ни одной из сторон. Тогда Ричард решил переломить ситуацию: с горсткой рыцарей он спустился с холма Эмбион-Хилл и на полном скаку врезался в ряды врагов, пытаясь убить их предводителя. Казалось, победа близка, но вдруг конь Ричарда споткнулся о кочку и сбросил своего хозяина. Тут же на монарха набросились валлийские лучники Тюдоров и буквально растерзали его. Короны на нем не было, но она нашлась в седельной сумке, и граф Стэнли тут же надел ее на подоспевшего Генриха. Король умер — да здравствует король! У Шекспира вся эта история изображена несколько иначе. В его пьесе Ричард бестолково мечется по полю битвы, восклицая: «Коня, коня! Венец мой за коня!» (здесь и далее цитаты даны в переводе Анны Радловой). В конце концов граф Ричмонд — таков был титул Генриха Тюдора — лично убивает его в поединке, восклицая над трупом: «Победа наша, сдох кровавый пес!» И зрители склонны с ним согласиться: ведь Ричард у них на глазах пролил море крови. По его приказу были убиты его жена леди Анна, брат герцог Кларенс и двое малолетних племянников — король Эдуард V и герцог Ричард Йоркский, не говоря уже о множестве знатных лордов. Кроме того, упоминается убийство Ричардом предыдущего короля Генриха VI и его сына Эдуарда. Все эти злодеяния Ричард совершает не просто так, а с явным наслаждением. Это утонченный злодей, цитирующий классиков и произносящий в свое оправдание длинные речи. В первом же монологе, которым открывается пьеса, он прямо объявляет: «Решился стать я подлецом». Причина проста — Ричарда никто не любит. Его жизнь несчастна, потому что он урод — маленький кривобокий горбун с неприятной физиономией. Когда он ковыляет по улице, люди смеются, а собаки поднимают лай. Ричард тоскует о любви и семейном счастье, но уверен в том, что полюбить его нельзя. Власть — вот единственная отрада, и он добьется ее, даже если при этом душа его станет столь же отвратительной, как внешность. Если между ним и троном стоят чужие жизни, он должен их отнять, «расчистив путь кровавым топором». Пьеса «Ричард III» входит в цикл исторических хроник Шекспира, но заметно отличается от этих многоплановых произведений с множеством действующих лиц. Это спектакль одного главного героя, вернее, антигероя. Ричард виртуозно лицемерит, гипнотизируя окружающих, которые не хотят узнать в нем своего палача. Чем ближе он к очередному злодеянию, тем слаще его улыбки и горячее объятия. Незадачливый герцог Кларенс, по навету брата заключенный в Тауэр, до последнего надеется на заступничество Ричарда, а тот велит утопить его в бочке с вином. Лорда Хейстингса узурпатор обласкивает, назначает председателем королевского совета — и тут же велит казнить. Вынудив выйти за себя замуж леди Анну — жену погубленного им принца Эдуарда, Ричард вскоре убивает и ее, чтобы жениться на собственной племяннице Элизабет и упрочить права на трон. Список злодеяний так велик, что вызывает подозрения: а повинен ли реальный Ричард в тех грехах, что взвалил на него драматург? И чем ближе мы знакомимся с историческими фактами, тем этих сомнений становится больше. «Убей или будешь убит!» Современному читателю нелегко разобраться в династических хитросплетениях. Однако нужно знать, что Ричард, родившийся в октябре 1452 года, был младшим сыном герцога Ричарда Йоркского, погибшего в знаменитой войне Алой и Белой розы. После угасания в 1399 году династии Плантагенетов за трон начали бороться две ветви ее потомков — Ланкастеры и Йорки. В гербе Ричарда Йорка была белая роза, а в гербе у короля Генриха VI — алая. Боевые действия начались в 1455 году и велись с переменным успехом до 1461 года, когда Ланкастеры были окончательно разбиты, уступив место Йоркам. Тридцатилетняя череда битв и военных походов произвела заметные опустошения в рядах британской аристократии — особенно той, что была близка к трону. Для остальной Англии эта война была почти незаметной. По выражению одного историка, она оставляла лишь «мелкие царапины» на поверхности обыденной жизни. Если сложить время боевых действий за все тридцать лет, то его не наберется и трех месяцев, а численность рыцарских армий редко превышала несколько тысяч. В то же время сражения были крайне ожесточенными, да и за пределами поля боя враждующие стороны истребляли друг друга всеми возможными способами. Ричард был сыном этого жестокого века и всецело придерживался его главного принципа: «Убей или будешь убит!». Таким же был и его брат Эдуард IV, которого Шекспир без особых оснований выводит в амплуа слабого, но доброго монарха. На самом деле он сыграл решающую роль в отстранении от власти, а потом и убийстве короля Генриха VI — последнего из Ланкастеров. Первый раз Эдуард пришел к власти в 1461 году в возрасте 18 лет и тут же вступил в конфликт с самым могущественным сторонником Йорков — графом Ричардом Уорвиком, которого прозвали «делателем королей». Пока тот сватал новому монарху испанскую принцессу, Эдуард скоропалительно женился на вдове простого английского дворянина Грея, которая была старше его на 11 лет. Миссия Уорвика провалилась, и гордый феодал счел себя оскорбленным. Отношения между ним и королем портились все больше, а в 1470 году Уорвик переметнулся на сторону Ланкастеров и восстановил на троне свергнутого Генриха VI. Эдуард бежал в Голландию вместе с Ричардом, которому было 17 лет. Именно в тот период будущий король впервые появился на страницах истории. Ни тогда, ни потом источники ничего не сообщали о его особой жестокости или физическом уродстве, которое живописал Шекспир. В пьесе Ричард сам говорит о себе: «уродлив, исковеркан и до срока я послан в мир людей». Но в хрониках, написанных при жизни Ричарда, о пресловутом горбе короля нет ни слова, говорится лишь, что одно плечо у него выше другого. На немногих сохранившихся портретах у Ричарда тоже нет никакого горба, и вообще он кажется довольно приятным молодым человеком. Да, именно молодым — ведь ему довелось прожить всего 32 года. В ранних битвах войны Роз Ричард вопреки Шекспиру участия не принимал. Но уже в 17 лет он активно помогал брату Эдуарду организовать вторжение в Англию. Завербовав в Нидерландах наемных солдат, Йорки в апреле 1471 года пересекли Ла-Манш и разбили Уорвика в битве при Барнете. После чего четыре дня толпа лицезрела обнаженный труп «делателя королей», распростертый на паперти лондонского собора Святого Павла. В мае при Тьюксбери был убит 16-летний наследник Ланкастеров принц Эдуард. А ночью 21 мая в Тауэре оборвалась жизнь его отца Генриха VI. Едва ли Ричард Глостер был причастен к этим смертям больше своего брата. Все годы правления короля Эдуарда IV Глостер предстает его верным слугой. Он успешно исполнял важные военные и государственные должности, демонстрируя свою преданность и умение быть полезным. Для брата он, очевидно, был человеком, на которого можно было положиться в наиболее трудных и важных делах. Глостер получил в управление северные области Англии, страдавшие от нападений сторонников Ланкастеров и шотландцев. Во главе армии, посланной на север, он одержал важную победу, которая почти на полвека обеспечила спокойствие на шотландской границе. В те годы принц редко появлялся при дворе. Причина — недоброжелательность королевы Элизабет и ее многочисленной энергичной родни. Как известно из Шекспира, герцог Ричард Глостер женился на леди Анне Невилл — младшей дочери графа Уорвика и вдове принца Эдуарда Ланкастерского. О достоинствах невесты говорит факт безуспешного противодействия этому браку со стороны герцога Кларенса, который был женат на старшей дочери Уорвика. «Делатель королей» оставил громадное наследство, и Кларенс, который вовсе не был безобидным простаком, не желал отдавать брату его половину. Он без устали пытался настроить короля против Глостера, и нет ничего удивительного в том, если Ричард, в конце концов, решил отплатить ему той же монетой. И все же винить его в смерти Кларенса можно лишь с оглядкой: когда в 1478 году того заключили в Тауэр, Ричард оставался на севере, вдали от двора. К тому же утопление герцога в бочке с мальвазией — не более чем легенда. Скорее всего, он был тайно задушен и, вероятно, по приказу самого короля, которому неутомимый интриган давно надоел. В столице Ричард появился только в апреле 1483 года после смерти Эдуарда IV. Его наследниками оставались два малолетних сына — 12-летний Эдуард и 10-летний Ричард. Вопрос о завещании короля до сих пор остается открытым. Мы не знаем, кто был назначен регентом королевства до совершеннолетия наследника. Вдовствующая королева Элизабет и ее родня хотели оставить регентство в своих руках. Они даже не поставили Ричарда в известность о смерти брата. Но влиятельные магнаты — лорд Хейстингс и герцог Бекингем — пригласили Ричарда в Лондон и высказались за его избрание регентом. Скорее всего, они опасались алчной родни королевы, вполне способной покуситься на их владения. При их поддержке Ричард со своими войсками двинулся на Лондон. После неудачной попытки организовать военное сопротивление королева с родней укрылась в Вестминстерском аббатстве, и герцог Глостерский стал регентом. 4 мая оба принца въехали в Лондон и началась подготовка к коронации Эдуарда V, назначенной на 22 июня. Однако уже 13 июня был арестован и казнен лорд Хейстингс, якобы готовивший заговор. Шекспир считал этот заговор лишь предлогом, но не исключено, что он действительно был. Первые же шаги нового регента показали его решительность и независимость от чужих мнений. Такой правитель был не нужен ни лордам, ни партии королевы-матери, которая надеялась править страной при малолетнем Эдуарде. Ричард хорошо понимал, что он сохранит жизнь и свободу только в одном случае, если сам станет королем. Времена и нравы 22 июня 1483 года лондонский проповедник Джеймс Шоу выступил перед собором Святого Павла с речью, в которой дети королевы от Эдуарда и сам покойный король объявлялись незаконнорожденными. Эти обвинения не были навеяны летней жарой: о них давно шептались столичные жители. Королевский двор не отличался строгой нравственностью. Когда герцог Кларенс попробовал стать королем вместо брата Эдуарда IV, их мать Сесилия Невилл встала на его сторону, публично признав, что родила Эдуарда не от герцога Йоркского, а совсем от другого мужчины. А когда Эдуард захотел жениться на вдове Грей, она выступила с новым скандальным заявлением: ее сын уже женат на некоей Элизабет Люси. Молодой король действительно был большим ловеласом. Когда ему попадалась девушка строгих правил, не склонная уступать его домогательствам, он с ходу обещал на ней жениться. Видимо, так и произошло с Элизабет — красавицей из хорошего и набожного семейства. Эдуард цинично отзывался о ней как о «самой благочестивой шлюхе во всем королевстве, которую нельзя вытащить из церкви никуда, кроме его постели». Когда Элизабет должна была родить от него ребенка, король срочно женился на многодетной вдове Грей. Тем не менее Элизабет Люси поступила благородно: не слушая ничьих советов, поклялась перед епископами, что она и король Эдуард не связаны узами брака. После чего король так же продолжал крутить роман с Люси, в результате на свет появился еще один внебрачный ребенок. Другой его женой до свадьбы считалась Элеонора Батлер, дочь графа Шрусбери. Можно не верить епископу Батскому, подтверждавшему то, что он обвенчал короля Эдуарда с леди Элеонорой, но об этом браке упомянуто в документах английского парламента. Таким образом, Ричард получил хорошую отговорку, чтобы отстранить племянников от наследования трона. По тогдашним обычаям, дети двоеженцев лишались права на отцовское наследство. Поэтому подготовку к коронации Эдуарда V потихоньку свернули. Обоих принцев поселили в Тауэре, и после коронации Ричарда о них никто ничего не слышал. Куда же пропали дети? Слухи об их смерти пошли очень скоро, но после восшествия на престол Генриха Тюдора о судьбе детей короля Эдуарда так и не было объявлено. Позже поговаривали, что они живы, и появилось даже несколько самозванцев, претендовавших на трон под именами Эдуарда или Ричарда. Прояснить ситуацию помог случай. Дело в том, что к заговору графа Саффолка против Генриха VII примкнул некто Джеймс Тиррел — комендант форта, прикрывавшего важную крепость Кале. В марте 1502 года форт был осажден королевскими войсками и после непродолжительного сопротивления сдался. Тиррелу грозила смертная казнь, перед которой, на предсмертной исповеди, он признался в убийстве детей короля Эдуарда IV. По словам коменданта форта, он и его подручные, убив детей, закопали их тела там же в Тауэре, под лестницей, и навалили сверху груду камней. Приказ об убийстве отдал король. Осталось узнать — какой? Ричард III или же приказ исходил от Генриха VII? Маленькие Йорки, если они оставались в живых при дяде Ричарде, для Тюдора должны были оказаться неприятным сюрпризом — от них нужно было быстро избавиться. В 1674 году в ходе земляных работ в Тауэре под фундаментом лестницы были обнаружены человеческие кости. Сначала находке не придали никакого значения, и два года кости пролежали в ящике в углу. Но, в конце концов, ими заинтересовались, дело дошло до короля, и было объявлено, что останки принадлежат некогда пропавшим принцам. Их похоронили в Вестминстерском аббатстве. В 1933 году могилу вскрыли для научной экспертизы, которая подтвердила, что кости действительно принадлежали двум детям, вероятнее всего, мальчикам лет 12—15, находившимся в близком родстве. В скором времени историки пришли к выводу, что эта находка косвенно свидетельствует против Генриха VII. По причинам, о которых пойдет речь ниже, Тюдор был заинтересован в дискредитации Ричарда III, как никто другой, и сделал для этого немало. Обвинив его в убийстве принцев, он не только губил репутацию своего соперника, но и скрывал собственное преступление. Дело в том, что, если бы преступление совершил Ричард, убитым детям должно было быть 10—12 лет. Более поздний возраст найденных останков указывает на то, что убийство было совершено в другое время: как раз после прихода к власти Тюдоров. К тому же, если Тиррел был верным слугой Ричарда, он вряд ли мог преуспеть при новом царствовании и занять достаточно важный военный пост. Не была ли должность коменданта платой за тайную услугу, оказанную королю? Об этом уже никто не узнает — Генрих Тюдор славился своей скрытностью. Бедный Йорк Стараниями Тюдоров о недолгом правлении Ричарда III известно очень немного. Мы знаем, что король покровительствовал торговле и увеличил налог на импортные товары, защищая английских купцов от конкуренции. Он любил читать, что для монархов того времени было не таким уж обычным делом. Его стараниями в королевском дворце появились библиотека и небольшой оркестр, услаждавший короля и его гостей звуками флейт и виол. Со своей женой Анной Невилл он прожил гораздо дольше, чем изображает Шекспир, — целых 13 лет. Она умерла незадолго до гибели Ричарда по неясной причине, и можно не сомневаться, что его вины в этом не было. Скорее всего, королева не вынесла смерти единственного сына Эдуарда, едва дожившего до десяти лет. Дети в то время умирали часто, даже королевские. Конечно, Ричард не был ангелом — он казнил десяток лордов, виновных в подлинных или мнимых заговорах. При этом он был куда более гуманен, чем сменивший его Генрих Тюдор, который отправлял своих противников на плаху целыми семьями. Во времена Ричарда ничего подобного не было, что, собственно говоря, и стоило ему жизни. В октябре 1483 года Ричард подавил мятеж своего бывшего сторонника Генри Стаффорда — того самого герцога Бекингема. Целью этого выступления было возведение на английский престол Генриха Тюдора, тогда еще бывшего графом Ричмондом. Вероломный Бекингем окончил жизнь на плахе, но другим активным участникам заговора дали бежать во Францию. Замешанная в деле семья Стэнли также избежала репрессий. Лорд Уильям Стэнли был вторым мужем матери Ричмонда Маргариты, которая открыто интриговала в пользу сына. Однако ни она, ни ее супруг не пострадали из-за своего родства с бунтовщиком. 7—8 августа 1485 года Генрих высадился в Милфорд-Хейвене на юге Уэльса с пятитысячной армией, в основном состоящей из опытных французских наемников. В остальной ее части были дружины обиженных Ричардом феодалов и валлийские лучники, преданные своему земляку Тюдору. У Ричарда было более 10 тысяч воинов, но их подготовка и организованность оставляли желать лучшего. Обходя посты накануне решающей битвы, Генрих увидел одного из часовых спящим и тут же заколол его со словами: «Ты спишь — так спи вечно!» В войске Ричарда часовых вообще не выставляли. Лорду Стэнли, который командовал резервом, никто не мешал обмениваться письмами со своим пасынком Тюдором. Получив обещания чинов и почестей, Стэнли в роковой день битвы при Босворте предал своего господина. Уклонился от участия в битве и граф Нортумберленд. Обманутому королю осталось одно — устремиться в последнюю отчаянную атаку и умереть, сражаясь. Его изуродованное тело на три дня выставили в Лестере на потеху черни, а после похоронили без почестей в отдаленном монастыре «Серых братьев». На этом его злоключения не кончились: во время разорения монастырей при Генрихе VIII кости Ричарда были выброшены из могилы в реку Сор. Битва при Босворте привела на английский трон новую династию Тюдоров. Вообще-то считалось, что Ричмонд выступает против Йорков как предводитель Ланкастеров. Его мать Маргарита была правнучкой основателя этой династии, хотя королю Генриху VI она приходилась только троюродной сестрой — седьмая вода на киселе. Если бы не долгое соперничество Ланкастеров и Йорков, изрядно почистившее ряды претендентов на трон, права на корону Генриха Тюдора никто бы всерьез рассматривать не стал. По отцу он происходил от валлийцев, которых в Англии презирали и считали дикарями. Йорк занимал трон с неизмеримо большим основанием, так что победитель при Босворте выглядел форменным узурпатором. Нагнетание страстей вокруг персоны Ричарда III было ответом на слабость династических претензий Тюдоров. Первым делом Генрих объявил недействительным парламентский акт, некогда обосновывавший династические права Йорков, и приказал уничтожить все существующие копии этого документа, как будто боялся воскрешения кого-то из Йорков. Скорее всего, Ричард оставил о себе неплохую память, а в сравнении с Генрихом Тюдором явно выигрывал. Правда, новый король продолжал политику поддержки купцов и ремесленников, но осуществлял ее такими методами, на которые Ричард так и не решился. Налоги при Генрихе росли едва ли не каждый год, горожан в принудительном порядке переселяли на новые места, а крестьян сгоняли с земли. По дорогам скитались толпы нищих, против которых принимались суровые меры, вплоть до виселицы. Экономный Тюдор прекратил выдачу подданным хлеба в голодные годы и не освобождал от податей тех, кто пострадал от неурожая. Все это привело к росту популярности свергнутой династии. Поэтому многие вспоминали Йорков с ностальгией. Не случайно придворные писатели Тюдоров возводили на Ричарда III одну клевету за другой. Когда сошли в могилу люди, знавшие покойного короля, грязь хлынула потоком. Его начали изображать настоящим исчадием ада, уродливым душой и телом. Шекспир утверждает, что он родился недоношенным. По другой версии, за его рождение мать заплатила долгой мучительной беременностью, причем Ричард появился на свет ногами вперед, со всеми зубами и с волосами до плеч. Судя по этим выразительным описаниям, маленький скрюченный монстр походил на злого эльфа и был хромоног, как сам дьявол: по христианской легенде, Люцифер сломал ногу, когда Господь сбросил его с небес. Гуманисты-мифотворцы Образ получился весьма эффектным. Оставалось найти и описать место Ричарда III в истории и событиях той эпохи, то есть связать с его именем все громкие убийства. И демонический Ричард III, создаваемый его врагами, в конце концов, превратился в доказательство его вины. Каждый хронист, не хотевший поссориться с королем, спешил внести свою лепту. К началу XVI века не хватало только талантливого пера, способного свести все, что налгали, в одну законченную картину. Окончательным оформлением мифа занялся великий английский гуманист Томас Мор, написавший в 1513 году «Историю Ричарда III». О Томасе Море можно вспомнить то, что он придумал слово «утопия», а заодно и саму Утопию — вымышленную страну с идеальным общественным строем. Мы употребляем слово немного в другом смысле, подразумевая под утопией неосуществимые мечты и пустые фантазии. Гуманизм времен Мора тоже отличался от того, что вкладывается в смысл этого слова сегодня. Гуманистами называли деятелей Возрождения, пытавшихся вернуть в европейский обиход достижения античной науки и искусства. Разумеется, такой человек не был продажным писакой, составлявшим под диктовку властей предержащих пасквили на их врагов. Для гуманиста задача смешать с грязью короля Ричарда была привлекательна, как возможность сделать шаг к торжеству истинных ценностей. Ричардом можно было пожертвовать, чтобы обнажить общественные язвы, показав сущность тиранов, причем сделать это при полном попустительстве правящего монарха, который только порадуется обличению своего врага. Для нелюбви Мора к Ричарду имелась и личная причина: его воспитателем и наставником был кардинал Джон Мортон, относившийся к покойному королю резко враждебно (в пьесе Шекспира он выведен под именем епископа Илийского). При всем этом Мор не спешит считать правдой все слухи о Ричарде. В своей «Истории» он признает, что во всем случившемся при последнем Йорке много темного и скрытого. Что многое люди рассказывают по злобе и выдают подозрения и догадки за факты. Он пишет: «В те времена все делалось тайно, одно говорили, другое подразумевали, так что не было ничего ясного и открыто доказанного». Но все равно приговор Ричарду выносится однозначный: под пером Мора он превращается в физическое и моральное чудовище. По иронии судьбы гуманиста ждала та же судьба, что оклеветанного им монарха, — насильственная смерть и посмертная опала. В 1535 году он был казнен по приказу сына Тюдора — короля-деспота Генриха VIII. Это помешало распространению «Истории» под его собственным именем, которое долгое время оставалось под запретом. Но само сочинение без упоминания его опального автора то и дело переписывалось в английских исторических трудах XVI века. В частности, «История» Мора оказалась включена в хронику Рафаэля Холиншеда, изданную в 1577 году. При написании многих своих пьес, включая «Ричарда III», Шекспир пользовался ею во втором издании, вышедшем 10 лет спустя. Великий драматург не был историком. Его нисколько не интересовало истинное лицо Ричарда — к тому же открывать это лицо в правление Тюдоров было небезопасно. Как и Мору, ему было интересно другое — истинное лицо власти, ее воздействие на душу человека. В его пьесе Ричард из способного, но довольно посредственного правителя превратился в настоящего гения — но только гения зла. Он без труда манипулирует окружающими его ничтожными людишками, по очереди убирая их со своего пути. Он отвергает моральные нормы, открыто заявляя: «Кулак — нам совесть, и закон нам — меч!» Но в мире Шекспира за преступлением неизбежно следует наказание. Против Ричарда выступает сама Судьба в образе духов убитых им людей, и Генриху Тюдору остается только довершить его поражение своим мечом. Пьеса сыграна, урок преподан. И Шекспир не виноват, что на этот раз в роли наглядного пособия оказался злосчастный король, заслуживший лучшей участи в глазах потомков. Только вот не знаю, насколько много тут правды, но так или иначе факты подогнаны в обеих версиях.

Анна: Вика, спасибо за великолепную тему. Сейчас надо уходить, приду - обязательно прочитаю и будем обсуждать. Нечто подобное излагалось в романе Джозефины Тэй "Дочь времени".

La comtesse: Анна пишет: Нечто подобное излагалось в романе Джозефины Тэй "Дочь времени". Возьму на заметку и почитаю, как будет время. Я, кажется, серьезно заинтересовалась временем и личностью.

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: А вы что думаете? мне вот он тоже понравился у Вилар. Так и хотелось порой, что Анна с ним была)) Но все же Филип Максгрейв вне конкуренции(хотя мне и Эд Ланкастер понравилсяв романе).

La comtesse: Ой, сейчас с исторической личности я переметнусь к герою романа... но... Мария-Антуанетта пишет: мне вот он тоже понравился у Вилар. Так и хотелось порой, что Анна с ним была)) И мне. Все меня упрекают за такое предательство Фила. В итоге пара из них, конечно, получилась, но неизвестно, какая, я еще не начала читать 4 книгу (отхожу от смерти Филиппа). Понимаю, что Глостер злодей, и все-таки есть в нем что-то интригующее, что трогает мою душу. Надеюсь только, что Вилар немного отойдет от шекспировской версии, и Анна умрет не от отравления собственным мужем. Мария-Антуанетта пишет: Но все же Филип Максгрейв вне конкуренции(хотя мне и Эд Ланкастер понравилсяв романе). Филипп - это Филипп, но все же он мне понятен, а Ричард нет, он слишком противоречив. А Эдуарда мне было жалко.

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: . В итоге пара из них, конечно, получилась, но неизвестно, какая, я еще не начала читать 4 книгу (отхожу от смерти Филиппа). А я так и не отошла и читать не могу себя заставить... так, пробежала глазами... и бросила.. La comtesse пишет: Надеюсь только, что Вилар немного отойдет от шекспировской версии, и Анна умрет не от отравления собственным мужем. О, да:)) конец я прочла...

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: О, да:)) конец я прочла... А эпилог читала? В котором Тиррелл убивает Ричарда?

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: А эпилог читала? В котором Тиррелл убивает Ричарда? нет , нифига себе Слушай Вик, ава у тебя прикольная..ты это... по Кенди ностальгия? ТОже любила этот мульт?

Анна: Этот роман посвящен Ричарду III и его исторической репутации Джозефина Тэй. Дочь времени

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: нет , нифига себе http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?p=1476686#1476686 - вот тут читай Мария-Антуанетта пишет: Слушай Вик, ава у тебя прикольная..ты это... по Кенди ностальгия? ТОже любила этот мульт? Оооо! Ревела в 7 или 8 классе... в три ручья! Мы с Катей обсуждаем уже полгода его. Анна пишет: Этот роман посвящен Ричарду III и его исторической репутации Спасибо большое, скачала! Вот дочитаю четвертую книгу "Анны Невиль" и примусь за этот роман. ПыСы для Марии-Антуанетты: с другой стороны, я рада 4 книге. Анна и Ричард наконец хоть какое время вместе проводить будут (он ей щенка подарит, как и обещал), а то все по несколько страниц в каждой книге (правда, каких страниц - а признание в любви! Правда, не верю я ему, но как красиво было ссказано! Да и Фил под ногами не будет мешаться (а за эту фразу меня, наверное, сразу на плаху).

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: Оооо! Ревела в 7 или 8 классе... в три ручья! Мы с Катей обсуждаем уже полгода его. А я так его и не досмотрела... тоже в школе в 8 или 9 классе это было.. мы с девочками обсуждали в школе после каждой серии.. у нас в Украине его показывали на одном из каналов 2 раза в неделю(в выходные). Слушай Кенди и Терри так вместе и не остались. да? La comtesse пишет: с другой стороны, я рада 4 книге. Анна и Ричард наконец хоть какое время вместе проводить будут (он ей щенка подарит, как и обещал), а то все по несколько страниц в каждой книге (правда, каких страниц - а признание в любви! Правда, не верю я ему, но как красиво было ссказано! А ты знаешь. я когда прочла 3 части. то стала в инете шарить в поисках инфы об Анне, хотелось знать, что будет дальше и вот нашла, что Ричард таки вроде бы любил Аннуи хотел жениться на ней даже отказавшись от ее наследства, только чтоб жениться, а вот братец его наоборот только о наследстве своей жены(Изабеллы) и думал и вроде Ричард был готов уступить ему. Но в самом романе Ричард влюблен в Анну и это видно, но он обманывает сам себя, не желает этого признавать.

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: А ты знаешь. я когда прочла 3 части. то стала в инете шарить в поисках инфы об Анне, хотелось знать, что будет дальше и вот нашла, что Ричард таки вроде бы любил Аннуи хотел жениться на ней даже отказавшись от ее наследства, только чтоб жениться, а вот братец его наоборот только о наследстве своей жены(Изабеллы) и думал и вроде Ричард был готов уступить ему. Вот что я нашарила: Ричард Глостер и Анна Невилл. Документальных свидетельств о царствовании Ричарда III сохранилось катастрофически мало и поэтому на протяжении нескольких сотен лет официальная историческая версия его правления строилась на основании хроники Томаса Мора. Доверчивые историки, зная, что во времена Ричарда Глостера Мору было всего пять лет, не усомнились в правдивости «Истории Ричарда III», хотя и предполагали, что его хроника не что иное, как копия труда Джона Мортона, епископа Илийского, заклятого врага Ричарда. Одним из пунктов обвинения было убийство Ричардом жены Анны Невилл с тем, чтобы жениться на своей племяннице Елизавете. Но если пролистать сохранившиеся документы из личных архивов окружения Глостера, выясняется, что Анна и Ричард испытывали друг к другу глубокую привязанность. С детства они прекрасно знали друг друга — Анна была дочерью графа Уорвика, кузена Ричарда. Уорвик по прозвищу «делатель королей» был известен своими интригами, а политические пристрастия он менял как перчатки — в зависимости от того, кто в данный момент был сильнее и союз с кем был для него выгоднее, даже замужество дочери он собирался использовать в своих целях. Но один из заговоров, которые так мастерски организовывал граф Уорвик, провалился, и он погиб. Теперь Анна была свободна в своем выборе. Женитьба брата короля была делом непростым и Эдуард уже подыскал Ричарду невесту с учетом государственных интересов. Но Глостер любил Анну Невилл и не собирался жениться ни на ком другом даже по приказу короля. Он выложил все это Эдуарду со свойственной ему прямотой и заставил брата дать согласие на брак с Анной. Отправляясь на шотландскую границу, Ричард поручил заботу о невесте среднему брату — Георгу, герцогу Кларенсу. Георг, который был женат на старшей сестре Анны, быстро сообразил, что после смерти отца Анне досталась приличная часть наследства и решил, что деньги ему самому не помешают. Когда, после успешного завершения шотландской кампании, Ричард вернулся в Лондон, выяснилось, что Анна исчезла. Георг утверждал, что не имеет ни малейшего понятия, куда она подевалась. Понимая, что пытаться узнать что-либо о невесте у брата — напрасная трата времени, Ричард принялся за поиски самостоятельно. Несколько недель он буквально прочесывал Лондон в поисках Анны, пока, наконец, не разыскал ее в доме у одного из сторонников Георга, где «сбежавшая» невеста работала... кухаркой. Весной 1472 года Ричард и Анна обвенчались. После свадьбы они отправились жить в дом их детства — Миддлхэм, где вдали от суетного Лондона вели жизнь провинциальных дворян и где в 1473 году родился их единственный сын Эдуард. Мальчик родился болезненным и слабым и в апреле 1484 года, едва достигнув 11-летнего возраста, умер. Его смерть стала большим горем для родителей, от которого они так и не смогли оправиться. Через год, в марте 1585-го, умерла и жена Ричарда Анна. О том, что она болела туберкулезом, знали все и причина ее смерти, засвидетельствованная врачами, ни у кого не вызвала тогда и тени сомнения. Обвинения в адрес Ричарда III в убийстве жены, кстати, как и многие другие, появились лишь после того, как к власти пришел Генрих VII, положивший начало династии Тюдоров. Уж не знаю, насколько тут правда, а насколько то, что хотят верить противники версии Мора/Шекспира. Честно говоря, сейчас все кидаются из крайности в крайность. И если раньше Глостера только и делали, что оговаривали, то сейчас стараются так обелить, что герой побелее самого Филипа Майсгрейва будет. На самом деле сейчас уже НИЧЕГО невозможно точно доказать, ведь события произошл более 500 лет назад. Бумаги все уничтожены Тюдорами. Конечно, это само по себе доказательство, но слишком уж эфемерное. Мария-Антуанетта пишет: Но в самом романе Ричард влюблен в Анну и это видно, но он обманывает сам себя, не желает этого признавать. По Вилар-то? Я уж надеюсь наа это, но счастливы они, конечно, не будут. Просто в романе брать его поступки - они противоречивы. Да, он жаждет власти и Анна для него - это отличная возможность, но тем не менее тогда зачем он ей признавался в любви перед битвой при Барнете? Говорили мне, что это у него тактика такая. Но Анна не дура, чтобы поверить ему, и Ричард не дурак, чтобы думать, что Анна поверит. Именно поэтому у меня и мелькнула мысль, что Анна ему нужна не просто потому, что с ее помощью он получит большое влияние. И, кстати, он обещал ей подарить щенка, помнишь? Так вот, он ей его подарит в 4 книге (не читала еще, но мне сказали). О чем говорит это исполненное обещание, данное почти 8 лет назад? Мария-Антуанетта пишет: Слушай Кенди и Терри так вместе и не остались. да? В мультике - нет. Но мне Катрин наша дала роман, фанфик по продолжению. Там любовь и хеппи-энд. Я пока не читала, но знаю.

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: По Вилар-то? Я уж надеюсь наа это, но счастливы они, конечно, не будут. Просто в романе брать его поступки - они противоречивы. Да, он жаждет власти и Анна для него - это отличная возможность, но тем не менее тогда зачем он ей признавался в любви перед битвой при Барнете? Говорили мне, что это у него тактика такая. Но Анна не дура, чтобы поверить ему, и Ричард не дурак, чтобы думать, что Анна поверит. Именно поэтому у меня и мелькнула мысль, что Анна ему нужна не просто потому, что с ее помощью он получит большое влияние. И, кстати, он обещал ей подарить щенка, помнишь? Так вот, он ей его подарит в 4 книге (не читала еще, но мне сказали). О чем говорит это исполненное обещание, данное почти 8 лет назад? Ну, подарит он ей щенка еще до свадьбы и это будет тактическим ходом с его стороны, сделанным для того, чтобы Анна быстрее прониклась к нему хорошими чувствами и вырвать ее из оцепенения после смерти мужа. Слушай, я вот подумала и стала читать сегодня 4 часть(наконец появился интерес. после того, как с тобой об этом поговорила) Ну и дочитала пока только до свадьбы и брачной ночи... что сказать? пока Ричард в своем репертуаре, а, что будет дальше... не знаю, боюсь и думать...у него же теперь полная власть над Анной... По поводу инфы из инета, то я в другом источнике читала так же, что Ричард по всей видимоти таки любил свою жену, главный аргумент этого то, что он отказался от ее наследства в пользу старшего брата,чтоб только жениться на ней.(хотя у Вилар наоборот, но это нужно для сюжета я думаю) La comtesse пишет: В мультике - нет. Но мне Катрин наша дала роман, фанфик по продолжению. Там любовь и хеппи-энд. Я пока не читала, но знаю. ну, всеееее смотреть точно не буду, хватит с меня стрессов.....

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: Ну, подарит он ей щенка еще до свадьбы и это будет тактическим ходом с его стороны, сделанным для того, чтобы Анна быстрее прониклась к нему хорошими чувствами и вырвать ее из оцепенения после смерти мужа. Вот у него всегда так, поступки объясняются тактикой. Так что нам только и приходится гадать, что он там чувствует. Мария-Антуанетта пишет: пока Ричард в своем репертуаре, а, что будет дальше... не знаю, боюсь и думать...у него же теперь полная власть над Анной... Насколько мне известно, он до самого финала будет таким и даже хуже. Так что сейчас надо мной все иронизируют "Нравится Глостер? Посмотрим, что ты скажешь после 4 книги... кхе-кхе..." Мария-Антуанетта пишет: По поводу инфы из инета, то я в другом источнике читала так же, что Ричард по всей видимоти таки любил свою жену, главный аргумент этого то, что он отказался от ее наследства в пользу старшего брата,чтоб только жениться на ней.(хотя у Вилар наоборот, но это нужно для сюжета я думаю) Я бы, наверное, почитала книгу, гдк рассказывается про их историю в таком ключе.

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: Насколько мне известно, он до самого финала будет таким и даже хуже. Так что сейчас надо мной все иронизируют "Нравится Глостер? Посмотрим, что ты скажешь после 4 книги... кхе-кхе..." Все, я прочла Ты знаешь, яочень разочарована в образе Глостера в 4 части. И не потому, что я не знала, что он такой раньше, нет. Но разочарована именно тем, что у Вилар в его внутреннем образе в итоге оказалась пустота и ничего там нет, никакого внутреннего мира... И Анну он не любил(по Вилар), он испытывал к ней странную смесь чувств, но любовью я бы это не назвала, возможно сначала в душе у него и было что-то сродни этому, он гордиться своей женой, но постепенно он возненавидел ее за то, что не мог подчинить полностью, хотя и сильно подавлял, но до конца она противостояла ему, могла как-то оказать сопротивление(ибо видела его насквозь) и если бы не дочь. то ой как не сладко бы Пришлось Ричарду! У него сперва к ней такое чувство похожее на то, что мы обсуждали по поводу любви Николя к Анжелике. То есть он хочет присвоить ее. заполучить любой ценой, украсть и тому подобное. Как красивую вешь, как богатую наследницу, как дочь своего отца и просто наваждение всей его жизни. Навязчивую идею отомстить и заставить склониться после первого знакомства в монастыре, когда она высмеяла его и унизила. Вот такой образ сложился у меня послепрочтения 4 части.

La comtesse: Вот поэтому я пока отложила 4 книгу на пару дней. При моей симпатии к Глостеру читать о том, какой он плохой... Мария-Антуанетта пишет: У него сперва к ней такое чувство похожее на то, что мы обсуждали по поводу любви Николя к Анжелике. То есть он хочет присвоить ее. заполучить любой ценой, украсть и тому подобное. Как красивую вешь, как богатую наследницу, как дочь своего отца и просто наваждение всей его жизни. Навязчивую идею отомстить и заставить склониться после первого знакомства в монастыре, когда она высмеяла его и унизила. Да, хотя, в отличие от Николя, Глостера я уважаю даже такого, каким нам представила его Вилар. Читаю "Дочь времени", мне очень нравится. Показано, как по цепочке можно раскрутить весь этот клубок клеветы Тюдоров. Я вообще с ума сошла по этой войне Роз! Собралась перечитывать все, что найду (хотя у меня дома на очереди лежат книги, которые давно отложила на чтение ). Скачала Викторию Холт "Жена ювелира" и "Алая роза Анжу". Жаль, что нет в электронном варианте Филиппы Грегори и ее "Алой королевы" и "Белой королевы", а остальные книги серии об этой войне только лишь аннонсированы, но даже не написаны. Особенно я жду "Дочерей делателя короля". Не знаешь, что еше можно почитать хорошего об этом времени? Помимо клеветника-Шекспира и Стивенсона, которого я еще в юности прочла...

La comtesse: И немного истории в портретах. - Ричард III Глостер - памятник Ричарду в Лейстере (нормально было ставить памятник "королю-убийце", да? Интересно, когда он поставлен...) "...В Лейстере, где некогда стоял старый замок, напротив моcта, по которому проезжал Ричард, направляясь на свою последнюю битву, теперь стоит памятник. Молодой рыцарь в разбитых доспехах с мечом в руке высоко поднимает корону. Не горбун, не убийца, не жаждущий власти интриган, а человек, пронесший через всю свою недолгую и горькую жизнь идею верности, чести и милосердия." - Анна Невилл - Генрих Тюдор - Маргарита Бофор, мать Генриха Тюдора (1443 - 1507) - Генрих VI Ланкастер (1421 - 1471) - Эдуард IV (1442 - 1483) ("шесть фунтов английской красоты" :lol: ) - Елизавета Вудвилл, жена Эдуарда IV - Маргарита Анжуйская - Маргарита Анжуйская и сые-наследник Эдуард - граф Уорвик, создатель королей

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: Читаю "Дочь времени", мне очень нравится. я тоже вот начну читать эту книгу, но немного передохну(аж глаза режут до сих пор, весь день вчера за монитором провела, - читала до ночи 4 часть), даже наплакалась дура...ну Вилар, ну молодец!!! пишет так, аж дух захватывает, невозможно оторваться! И какая игра чувств персонажей книги, просто блеск! Тыговорила. что теперь Филип не будет путаться под ногами, да? Так вот Анна вспоминает о нем постоянно, всех мужчин мысленно сравнивает с ним, как внешне, так и физически а воспоминания о нем отзываются такой мукой и болью в ее сердце, что хочеться и себе застонать и заплакать каждый раз... как ей только хватило сил, я бы уже умом тронулась от таких вот перепетий судьбы.

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: Тыговорила. что теперь Филип не будет путаться под ногами, да? Так вот Анна вспоминает о нем постоянно, всех мужчин мысленно сравнивает с ним, как внешне, так и физически Чего не скажешь о нашей прекрасной Анжелике. Знаю, что Тиррела она с Филом сравнивать будет постоянно. Мария-Антуанетта пишет: а воспоминания о нем отзываются такой мукой и болью в ее сердце, что хочеться и себе застонать и заплакать каждый раз... как ей только хватило сил, я бы уже умом тронулась от таких вот перепетий судьбы. Чувствовала я, что не закочились на смерти Фила мои слезы. В общем, пора мне свыкаться с мыслью, что у Вилар не получилось пары Ричард-Анна и читать 4 книгу. Мария-Антуанетта пишет: я тоже вот начну читать эту книгу, Давай! Очень интересное расследование, с середины книги главный герой явно становится пристрастным (что не очень хорошо для сыщика, но очень нравится мне, потому что я тоже пристрастна). А начинается все с портрета. На который я, кстати, тоже обратила внимания, как только увидела, - очень уж он отличается от других портретов современников, и как-то цепляет лицо. В общем, в книге об этом тоже расссуждения есть...

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: Чего не скажешь о нашей прекрасной Анжелике. ага, но знаешь там есть несколько интересных моментов, которые мне чем-то Анжелику напомнили. Например, когда Анна поняла, что беременна от Ричарда, то расплакалась и сказала:"Я бльше не твоя жена Филип" И потом, когда муж вернулся, то сразу она ему не сказала о ребенке. пока он не поднял на нее руку...тебе ничего часом не напоминает? La comtesse пишет: Знаю, что Тиррела она с Филом сравнивать будет постоянно. И не только его La comtesse пишет: Давай! начну завтра наверное. а то до сих пор глаза пекут...да еще аллергия на амброзию замучила, жесть:)

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: Например, когда Анна поняла, что беременна от Ричарда, то расплакалась и сказала:"Я бльше не твоя жена Филип" И потом, когда муж вернулся, то сразу она ему не сказала о ребенке. пока он не поднял на нее руку...тебе ничего часом не напоминает? Ладно, не считая это плагиатом, скажу, что Симона Вилар очень любит "Анжелику", что неоднократно говорила сама. Дубль второй: в "Лесной герцогине" (это последняя книга серии "Нормандская легенда") есть слова главной героини о том, что (дословно) "Шрамы украшают лишь мужчину, для женщины они — след перенесенных унижений." Тоже очень и очень напоминает кое-что... А еще у нее есть серия о Светораде, которую она сама назвала "славянской "Анжеликой". Книги очень похожи по сюжету, но в то же время разные, и в первую очередь характерами героев. Мария-Антуанетта пишет: И не только его И Бэкингема тоже? Что-то у меня получился сплошной оффтоп - с Ричарда перешли на Анну, а с Анны уже на всех ее поклонников. Мария-Антуанетта пишет: да еще аллергия на амброзию замучила, жесть:) Это плохо... Выздоравливай!

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: И Бэкингема тоже? да, только ему бедняге не иобломилось, потому как Тирелл большим сходством обладал и в постели ей подошел:)) La comtesse пишет: Выздоравливай! спасибо, стараюсь не поддаваться. Но еще месяц как пить дать страдать буду(уже проверено) пока эта дрянь не отцветет)))

La comtesse: Мария-Антуанетта, я-таки нашла, что искала, в дебрях худ.литературы по этому времени (кстати, переведенной ее не так и много ). http://lib.rus.ec/b/269092/read

La comtesse: Кстати, по поводу Глостера у Вилар: меня преследует мысль, что Ричард в первых книгах и Ричард в 4 томе - два разных человека. Неужели же он так маскировался? Он, конечно, был злодеем, но с неизменным обаянием, и я так надеялась, что после свадьбы он останется таким же. АА там просто монстр какой-то!

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: Он, конечно, был злодеем, но с неизменным обаянием, и я так надеялась, что после свадьбы он останется таким же. АА там просто монстр какой-то! вот я тебе об этом и говорила! жуть))) Начала читать Нормандскую легенду - уже две книги прочла, начала третью.

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: Начала читать Нормандскую легенду - уже две книги прочла, начала третью. Расскажешь потом в темке Вилар. Я эту серию у нее первой прочитала. Мне книги на день рождения подруга подарила с Украины, тогда как раз переиздание было, книги новые, красивые... А я дочитала "Анну" и сейчас перехожу на Плейди "Обрученная с короной" (почти что с розой ). Там про любовь Ричарда и Анны.

Мария-Антуанетта: La comtesse пишет: Расскажешь потом в темке Вилар. здесь? на этом форуме? La comtesse пишет: Я эту серию у нее первой прочитала. Я прочла две книги и плакала как дурочка а теперь не удержалась полезла читать отзывы о следующих двух томах и теперь вот боюсь читать, не хочу растраиваться и рушить светлые образы первых двух томов...

La comtesse: Мария-Антуанетта пишет: здесь? на этом форуме? Да-да, у нас (чтобы в этой теме не флудить, а то мы увлеклись). Мария-Антуанетта пишет: Я прочла две книги и плакала как дурочка Надо читать дальше (хотя бы ради той встречи, которая ждет их в конце всей истории - она незабываема!) Для меня же третья книга самая интересная, хоть и самая тяжелая. Но это не "Анна", где все хуже и хуже с каждой частью... "Эмма-птичка" хорошо заканчивается.

Арабелла: Час Истины. Ричард III Плантагенет. Король Англии. https://www.youtube.com/watch?v=SOlIX-IIdS0 Ведущие - ШАРОВА Антонина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент факультета истории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; - БРАУН Елена Давыдовна, кандидат исторических наук; доцент кафедры всеобщей истории РГГУ. В программе рассказывается о Ричарде Третьем (1452— 1485), короле с 1483, последнем из династии Йорков. Стал королём во время Алой и Белой розы войны: назначенный в 1483 протектором королевства при малолетнем Эдуарде V (сыне Эдуарда IV) низложил его и заключил в Тауэр. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит. Из книг - очень понравилась "Дочь Времени" - Джозефины Тэй. Детектив, реабилитирующий короля Ричарда, и поиск истинных виновников преступления.



полная версия страницы