Форум » История и культура » Все про Париж » Ответить

Все про Париж

Florimon: Темя посвящена Парижу. Его истории, его культуре, людям которые там жили и живут сейчас...

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

urfine: Глава 3 Современный город ( XVI — XVIII вв .) Население Парижа К этому времени столица занимала уже 439 гектаров в пределах крепостной стены Карла V . После десяти летий войны город постепенно обустраивался . Како вы главные особенности его развития ? Это строи тельство новых улиц , частных жилых домов и сокра щение незастроенных площадей . В XVI и XVII вв . стройка достигла пригородов ( Сент - Оноре , Сен - Мартен , Монмартр ...). Однако они вносили элемент беспорядочности в жизнь , протекавшую внутри го родской стены . Отсюда обострение отношений меж ду обитателями пригородов и горожанами . Причем речь шла не только о соперничестве , но и о безопас ности : ведь крепостная стена перестает быть надеж ной , когда высокие внешние постройки становятся факторами угрозы со стороны вероятных врагов ( ис панцев , англичан ), способных превратить новые зда ния в укрепленные пункты и осадить город . Париж разделили на городские и полицейские кварталы . Последние соответствовали делению , 43 проведенному в Шатле ( местонахождение прево - те ) для обеспечения безопасности столицы . В XVI - XVII вв . существовало 16 таких кварталов различ ной площади . Их увеличение до нынешних двадца ти произошло позднее - в 1702 г . в царствование Людовика XIV . Квартал представлял собой базовую территориальную единицу для упорядочения сбора налогов , обеспе чения жизнедеятельности и охраны города ( уборка улиц , организация обороны ...). Управлял таким терри - х ториальным комплексом квартальный . Согласно дав - ^ ней традиции квартал назывался его именем , но уже g - с 1588 г . этот обычай был отменен специальным указом , 3 и квартал чаще всего получал название по имени самой 72 большой церкви , находившейся на его территории . Шестнадцать кварталов Парижа 1. Нотр - Дам Сен - Мартен Сен - Жермен - л ' Оксеруа Де ла Грев Сенз - Иносан Симетьер Сен - Жан Сент - Эсташ ДюТампль Сент - Оноре Сен - Жервэ Сен - Жак де - л ' Опиталь Сент - Антуан Сен - Жак - де - ла - Бушри Сент - Женевьев Сен - Сепюлкр Сен - Северен Оценить численность городского населения в XVI в . не простое дело . Историческая демография обычно опирается на свидетельства венецианских послов . Одно из безусловных достоинств этого источника заключается в том , что он заполняет статистиче -44 ские пустоты , образовавшиеся после разрушения Ратуши в 1871 г . Судя по вышеупомянутым свидетельст вам , в начале XVI в . в городе насчитывалось 250 тыс . жителей . К концу века их стало 300 тыс . Столь незна чительный рост во многом объясняют эпидемии чу мы (1580) и осада города в эпоху религиозных войн . Однако уже в XVII в . население Парижа существенно увеличивается - около 450 тыс . человек . В XVI в . город утверждается как королевское вла дение . Прево перестает играть былую роль и превра щается в обычное должностное лицо с ограниченны ми полномочиями , поскольку король опасается его влияния ( Жан де Лабар в правление Франциска I ). Губернатор Парижа и Иль - де - Франс , отныне на значаемый монархом , отвечает за военное ведомст во и общественный порядок . Одновременно он яв ляется главным магистратом столицы . Естественно , эту должность могли занимать только представите ли высшей знати ( Бурбоны , Монморанси , Рошфу - ко ). Что касается епископа , то он все чаще служил как бы дополнением к королевской власти . «Дом на ножах» , бывший когда - то ганзой торгов цев водой , в 1357 г . занимает городская канцелярия . Полномочия городского управления определяет указ 1415 г . Канцелярия отвечает за снабжение , городские доходы , привлечение капитала богатых граждан ; в конечном счете , она объединила в себе Большую и Малую канцелярии . Что представляли собой та и другая ? Малая канцелярия - это ядро городского управления , где заседали купеческий прево , королев ский городской прокурор и четыре эшевена . Большая канцелярия помимо тех же должностных лиц включа ла 24 советника , избираемых гражданами . Первый камень будущей Ратуши был заложен 15 июля 1533 г . на месте «Дома на ножах» . Работы на чинаются под руководством знаменитого итальянско го архитектора Доминика де Кортоне , по прозвищу Боккадор , и продолжаются вплоть до 1628 г . Мрамор ная доска напоминает об истории здания : « 15 июля 1533 года городским властям , народу и знати города Парижа , заслужившим эту честь , было поручено и до верено могущественным королем Франции Францис ком I строительство этого здания , предназначенного для заседаний городских собраний и управления об щественными делами . Выгравировано в 1533 году , 13 сентября . Пьер Виоль , купеческий прево ; Клод Да - ниель , Жан Бартелеми , Мартен де Бражелонь , Жан Куртен , эшевены ; Доминик де Куртонне , архитектор» . «После закладки первого камня на долю строительства выпало множество испытаний , оно останавливалось и возоб новлялось вслед за событиями эпохи : мир или война , отсутст вие или наличие денег ... Свидетельства тому можно найти в архивах и - особенно - в протоколах заседаний городской канцелярии . Если можно так сказать , они представляют собой различные этапы строительства . Но в целом , здание возводи лось в нормальном темпе - от его начала в 1533 г . до оконча ния в 1628 г . » (7). Религиозные войны Париж вынес все тяготы религиозных войн . Догматы Лютера и Кальвина были отвергнуты Сорбонной . 46 Первые столкновения на почве религии начались после смерти Жана Вальера , сожженного на костре 8 августа 1523 г . Реформированную церковь поддер жала Маргарита Ангулемская , ставшая королевой Наварры после замужества с Генрихом IV . Фран циск I , обеспокоенный ростом влияния Никола Ко - 3 па , Жана Кальвина и Жерара Русселя , сбрасывает I с себя личину веротерпимого монарха и приступает = з к решительной борьбе . По Парижу шествуют анти - " § лютеранские процессии , повсюду преследуются ина - * комыслящие , сооружаются костры для еретиков . При Генрихе II репрессии усиливаются . Он стано вится непримиримым противником парижских про тестантов . 8 октября 1547 г . королевским указом со здается чрезвычайная судебная коллегия ( «Огненная палата» ), наделенная правом судить и выносить смертный приговор уличенным в ереси . В 1551 г . Эдикт Шатобриана запрещает издание любых рели гиозных трактатов без разрешения на то теологов из Сорбонны . Компьенский эдикт (24 июля 1557 г .) на значает наказание за поездки в Женеву и хранение запрещенных книг . Однако сильная протестантская община Парижа , насчитывающая около 20 тыс . членов , продолжает собираться в храме Поппинкур , что вызывает гнев католической партии , предводительствуемой Гиза - ми . В ночь на 24 августа 1572 г ., когда отмечался пра здник св . Варфоломея , и в последующие шесть дней Париж становится ареной кровавой бойни . От 5 до 6 тыс . человек ( как протестантов , так и католиков ) гибнут в этой резне , прокатившейся по всему коро левству и превратившейся в Четвертую религиозную войну (1572 — 73). На протяжении последующих 47 двадцати лет Париж будет ощущать последствия этих страшных событий . Попытка примирения Ген риха III и короля Наварры влечет за собой создание Лиги защиты Святой Католической церкви . Начиная с мая 1588 г . Париж превращается в крепость Генри ха Гиза , иезуитов и францисканцев . Убийство герцога , а вслед за ним и Генриха III (1 августа 1589 г .) тол кает город в лагерь противников короля Наварры - будущего Генриха IV . Пять лет осады превращают Париж в цитадель католицизма . Парижане испыты вают страдания , терпят муки голода , питаются соба ками , кошками и даже крысами ... но не сдаются . Ча ще всего говорят о 30 тыс . умерших во время осады . Начинается поиск политического решения , Генрих Наваррский произносит знаменитую фразу : «Париж стоит мессы» , принимает католичество и 22 марта 1594 г . - уже как король франции Генрих IV - всту пает в измученный город . «Состояние города было ужасно : немногие дома уцелели , большинство стояли пустыми , поля заросли сорняками . Од нако Париж не замедлил возродиться к жизни» (8). Возрождение города В правление Франциска I после недолгой опалы ( король обосновался в ту пору на берегах Луары ) Париж возвращает себе статус главного города (1528). Именно этот король стал одним из тех , кто в начале XVI в . восстановил столицу Франции . «Молодой еще век верит в прогресс и блага развития , в возможность государственного деятеля влиять на социаль но - экономическую жизнь . Франциск I радуется взрывному росту Парижа и гордится им . Более того , он лично активно участвует в подъеме города , отписав ему в 1543 г . веете боль шие бесполезные домены , которыми он продолжал владеть о в городской черте . Тем самым он следует примеру Карла . V , | g игнорировавшего принцип неотчуждаемости королевских g владений . Кроме того , суверен приказывает открыть ворота ^ Бюси , ведущие к местечку Сен - Жермен , что стимулировало -8 уже начавшееся строительство вокруг старого аббатства» (9). ^ В правление Франциска I город расцветает . Тог да же печатаются его первые точные планы . Влияние короля чувствуется в гуманистическом те чении мысли , распространении итальянского искусст ва , развитии готики . Король утвердил десятки архитектурных проектов , завершение которых пришлось на конец века и даже на середину будущего . К строи тельству Ратуши добавилась постройка западного крыла Лувра . Создавая его , Пьер Леско вдохновлялся идеями нового в то время стиля Ренессанс . В 1564 г . Екатерина Медичи решает строить дворец неподале ку от Лувра , в Тюильри . Первым распорядителем ра бот назначается Филибер де л ' Орм . Затем на смену ему приходит Жан Бюллан . Однако регентша так ни когда и не жила в этом дворце , предпочтя более на дежное место - особняк Суассон ( сегодня здесь находится Торговая биржа ). Тем не менее Тюильри нужно рассматривать как новый этап расширения Парижа , перешагнувшего городскую черту . Король продолжает строить церкви и восстанав ливает старые . Для большинства из них , идет ли речь 4 S о Сен - Мерри , Сент - Эсташ или Сен - Виктор , характе рен готический стиль ( «пламенеющая готика» ). На левобережье , в Сент - Женевьев ( Латинский квартал ) и в Сен - Северен по - прежнему сосредоточе на университетская и интеллектуальная жизнь города . Основная часть здешнего населения - духовенство , преподаватели и студенты . Коллежи , о плачевном со стоянии которых в Х 1| — XIII вв . мы уже упоминали , теперь превращаются в настоящие учебные заведения , очаги гуманизма ( здесь изучают латинский , гречес кий , древнееврейский ). Отныне в них стремятся по ступить и дети состоятельных родителей - аристокра тов и богатых купцов . В 1556 г . основан коллеж Сент - Барб . В 1530 г . Франциск I инициирует открытие Кол лежа королевских лекторов *. Пользуясь соперничест вом коллежей , орден иезуитов усиливает в них свое влияние ( середина XVI в .). Революция в издательском деле ( книгопечатание , появление первых книжных лавок ) обретает здесь свое жизненное пространство . Лавка «Золотое солнце» на улице Сен - Жак превраща ется в издательский центр религиозных и правовых трактатов . Вдоль улиц Сен - Жак и Монторгей тянутся лавки наборщиков , переплетчиков , позолотчиков . И все же главной проблемой остается рост горо да . Расширение пригородов вызывало насторожен ное отношение короля , опасавшегося , что этот про цесс выйдет из - под контроля , нарушив тем самым выстраиваемое им равновесие между столицей и провинцией . * Был основан Франциском I по совету известного гуманиста Гий - ома Бюде как ассоциация ученых , противостоящая Сорбонне . В 1545 г . именовался Королевским коллежем , в годы Французской революции - Национальным коллежем , при Первой импе рии - Императорским коллежем . С 1814 г . - Коллеж де Франс . Строительство новой городской стены , начатое во времена Франциска I , было завершено при Людови - о ке XIII . Это крепостное сооружение с бастионами ох - о раняет в ту пору исключительно правобережье от ворот Конференции до ворот Сен - Дени . Сюда входят 1 пригород Сент - Оноре и квартал улицы Ришелье . 3 «Париж , расположенный в центре прекрасной долины , где нет ни гор , ни холмов , наслаждается великолепным воз духом . Без пригородов город насчитывает по прямой линии 3820 шагов в длину ( римская мера ) и 3650 шагов в ширину . Что касается пригородов , то каждый из них насчитывает при мерно 1000 шагов . Пригород Сен - Жак , через который идет дорога в город , больше других на 1740 шагов ; то же можно сказать и о пригороде Сен - Марсель ; пригород Сен - Жермен , самый большой из всех , почти что город : перед последними войнами его население , говорят , составляло 18 000 душ . В го роде 14 ворот , пять из которых сделаны из кирпича» ( отрывок из описания Парижа Франциско Грегори д ' Иерни , 1599 г .). В царствование Генриха IV городской пейзаж меняется : появляются новые больницы , фонтаны , мосты , площади , улицы . Вместе с Максимилье - ном де Сюлли и Франсуа Мироном ( купеческим прево с 1604 по 1605 г .) король продвигает и уточняет многочисленные проекты . Все они об-легчают «дыхание» Парижа за счет расширения улиц и площадей , совершенствования водоснаб-жения и улучшения дорожного движения . Вот символический пример замыслов короля : Новый мост ( строительство началось при Генрихе III 51 в 1578 г . и завершилось в июле 1606 г .) - одно из наиболее оригинальных сооружений города , созданное по проекту архитектора Батиста Андруэ Дюсерсо . Мост впервые напрямую (270 м ) соеди - нил оба берега Сены . В отличие от других мостов ж на нем не было жилых построек , а по обеим сто -> ронам тянулись мощеные тротуары . Новый мост - г : становится важнейшим путем сообщения и одно -8_ временно местом прогулок . После смерти Генри -,^ ха IV Жан де Болонь создал конную статую коро - х ля . И в наше время мост остается связующим зве - % ном центра города ( «Новый мост занимает в го - g - роде такое же место , какое сердце занимает в те - 3 ле человека» , - сказал Луи Себастьян Мерсье ). ™ Расположенные выше по течению острова Нотр - Л Дам и Коровий соединяет мост Мари ( назван по 1 — имени его создателя ). Другая характерная особенность застройки Па рижа во времена Генриха IV — городские площади . В 1607 г . между Новым мостом и дворцом король решает создать улицу и площадь Дофина — в честь шестилетия своего наследника , будущего Людови ка XIII . Площадь Дофина имеет форму равнобед ренного треугольника , направленного в сторону Нового моста . К созданию этого замечательного ан самбля причастны три творца : Жак Андруэ , Клод Шатильон , Луи Метезо . На правом берегу на землях бывшего дворца Турнель ( владение Карла VII и Людовика XI ) строит ся Королевская площадь — квадрат со сторонами по 144 м . Площадь появилась согласно волеизъявле - 52 нию Генриха IV , выраженному в эдикте 1605 г . «В Июльском эдикте 1605 г . изложены подрядные усло вия , которые должны соблюдать архитекторы и будущие владельцы : по каждой стороне квадратной площади следует воз вести девять особняков с фасадами из кирпича и каменными связками . За одинаковыми фасадами каждый может обустра ивать свой особняк по собственному вкусу» (10). В 1612 г ., через два года после смерти короля , площадь была полностью завершена . В том же году на ней прошли празднества в честь женитьбы Лю довика XIII . В 1639 г . в ее центре была воздвигнута бронзовая статуя короля . За несколько месяцев до гибели Генрих IV пожелал возвести на месте огородов ( между Маре и кре постной стеной ) третью площадь . Строительство поручается Клоду Шатильону и Жаку Аллому . В 1610 г . работы приостанавливаются , и площадь Франции , увы , остается в виде архитектурного про екта . К этим работам по благоустройству города следует добавить сооружение Самаритен ( насос * на Новом мосту , улучшивший распределение воды в городе ) и реставрацию многих больниц ( Отель - Дьё , Шарите , Св . Анны и Св . Людовика ). Людовик XIII продолжил дело своего отца . В 1615 г . Мария Медичи поручает Саломону де Брос - су строительство дворца Медичи ( будущего Люксем бургского дворца ) в стиле флорентийского Питти . При ней же заканчивается возведение многих других парижских памятников архитектуры . В период с 1624 по 1636 г . по заказу Ришелье строится Дворец карди нала *. В 1622 г . - решающая дата в истории города - Париж становится архиепископством . * Водяной насос имеет вид колонны , украшенной изображением Христа , принимающего воду из рук самаритянки . В XVII в . появляются новые кварталы . Задуман ное Маргаритой де Валуа строительство в Пре - о - Клерк и возрождение Королевского моста связаны с развитием изысканного пригорода Сен - Жермен . Расширяются и пригороды Сен - Жак и Сент - Оноре . Квартал Маре приобретает популярность благодаря Королевской площади . В восточной части острова Сен - Луи теперь селятся богатые финансисты , что приводит к спекуляции земельными участками . Город в правление Людовика XIV и Людовика XV Для всей страны Париж становится центром королев ской застройки и престижным местом жительства . «Уже при старом режиме Париж подавляет другие города королевства числом своих обитателей и величием своей монументальной архитектуры . Вся символика власти находит свое выражение в камне и пространственных решениях ; монархические и церковные постройки порождают мифы и воз буждают умы . История города сливается с Деяниями королей Франции и победами католической веры . Светоч городской жизни в сельской стране , этот " широкий мир Парижа ", ут верждает свою самобытность как место , где люди и вещи на ходятся в постоянном движении» (11). * См . примеч . с . 25. Последняя четверть XVII в . - XVIII в . окончательно закрепляют за Парижем это особое место в исто рии Франции . В 1648-1652 гг . Париж - город Фронды ( парла ментарии и дворянство ), очаг смуты . Воспользовав шись несовершеннолетием короля , а также недо вольством народа из - за увеличения налогов ( «Эдикт Туазэ» ), парламент вступает в прямую кон фронтацию с кардиналом Мазарини . После целого дня баррикадных боев (26 августа 1648 г .), в кото рых участвовали сотни парижан , двор бежит в Сен - Жермен - ан - Ле и принимает решение ввести в сто лицу войска принца Конде . «В городе последний раз видели баррикады в мае 1588 г ., но воспоминание о них было очень живым . 26 августа 1648 г . Лига всплыла в памяти и заставила горожан взять в руки оружие , которое шестьдесят лет пылилось на чердаках» (12). Заключенный в Рюе мир ( март 1649 г .), последо вавшее за этим возвращение королевского двора в Париж (18 августа ) лишь на несколько недель опе редили Фронду принцев . Союз между Конде , прин цем Конти , кардиналом Рецем и герцогом Лонгви - лем вновь толкает Париж в пучину беспорядков . Молодой король вынужден во второй раз бежать из города . 2 июля 1652 г . пригород Сент - Антуан стано вится местом ожесточенных сражений между вой сками маршала Тюренна и принца Конде . Герцогиня де Монпансье ( «Великая Мадемуазель» ), дочь Гастона Орлеанского , помогает Конде одержать победу , заставив стрелять пушки Бастилии и открыв ворота Сент - Антуан . Через два дня Конде выступает против парижского муниципалитета и открывает огонь по толпе горожан , собравшейся перед Рату шей . Столкнувшись с враждебностью титулованной знати , Конде 13 октября 1652 г . покидает столицу и находит убежище в испанской армии , воевавшей в Нидерландах . И вновь Париж празднует торжест венный въезд короля в город (21 октября ). Народ рукоплещет Людовику XIV и Анне Австрийской . Од нако празднества в честь возвращения короля не могут стереть из его памяти недавно пережитые драматические потрясения . Король предпочитает Лувр Королевскому дворцу . Он остается в Париже до начала 1671 г .: 10 февраля ко ролевская чета переезжает в Версаль . Отныне центр королевской власти и двор разделены несколькими десятками километров . Тем не менее в царствование Людовика XIV Париж продолжает расти и хорошеть . «Париж , насчитывавший в ту пору от 400 000 до 500 000 жи телей , оставался столицей государства , и Кольбер долгое время надеялся на то , что ему удастся вернуть сюда короля . В 1663 г . он пишет свое знаменитое письмо королю , где упрекает его в том , что он отдает предпочтение Версалю перед Парижем , несмотря на то , что резиденции королевских министров и придворных оста лись в Париже ... В городе по - прежнему сосредоточены все круп нейшие государственные институты : Верховный суд и Парламент , Правосудие и Полиция , академии , научные учреждения , коро левские мануфактуры . Однако решения принимались отныне в Версале на заседаниях королевских советов . И тем не менее то , о чем писал Кольбер в своем " Наставлении сыну ", через двадцать лет , когда двор уже окончательно обосновался в Версале , сохраняло свою силу : " Париж - это столица королевства , официальное место пребывания короля , и поэтому все дела в королевстве бы ли и будут начинаться в этом городе ..." » (13). За время пребывания короля в Париже город су щественно меняется . Кольбер , занимавший пост сюринтенданта строений , мечтает превратить сто лицу в новый Рим . Этим самым он пытается привя зать короля к городу и одновременно как бы облас кать город и его жителей светом королевского мо гущества . Добиваясь осуществления своих планов , Кольбер рассчитывает на помощь лейтенанта го родской полиции Никола де Ла Рейни . Они оба оли цетворяли собой стремление к величию и чистоте . Этому двойному замыслу подчинены все крупные городские проекты того периода , в основном разра ботанные архитекторами Луи Лево (1612-66), Франсуа д ' Орбеем (1634-97) и Жюлем Ардуэн - Мансаром (1646-1708). Завершается строительство Квадратного двора Лувра ( северное крыло , затем южное ). Итальянско му скульптору и архитектору Джованни Бернини не удается отстоять свой проект , и знаменитую колон наду * сооружают по проекту Клода Перро ( работы завершены в 1670 г .). Тюильри расширяется за счет северного павильона ( архитектор Лево ) и велико лепного сада , созданного Ле Нотром . Дом Инвалидов , построенный вслед за зданием госпиталя Ла Сальпетриер и открытый в 1674 г ., предназначался для лечения раненных в бою солдат . Этот величест венный архитектурный ансамбль ( с двумя церквя ми ) как бы вырос посреди обширной равнины Гре - нель . В честь короля сооружаются две большие пло щади : площадь Побед (1689) и Вандомская (1698). Обе были созданы по инициативе маршала де Ла Фейяда и Делувуа и представляют собой замечатель ные образцы придворной городской архитектуры . * Колоннада Лувра представляет собой группу колонн с фронто ном , на котором изображен Людовик XIV ; ниже между колон нами помещена статуя крылатой богини Победы на колеснице . «Все эти работы были делом рук придворных . Все , что свершалось в Париже той поры , было обращено к Людовику XIV , которому эти люди так хотели понравиться . В конечном счете личность короля затмила собственно градостроительные задачи - вот почему сравнение Парижа с античным Римом справедливо в том смысле , что тот и другой застраива лись с целью понравиться властителю» (14). Во времена Людовика XIV Париж становится от крытым городом , поскольку военные успехи страны , как казалось , обеспечили безопасность столицы . В конце 1660- х гг . Франция располагает самой мощной в Европе армией и может , подписав мирный до говор в Экс - ла - Шапель ( май 1668 г .), присоединить к себе Лилль и часть Фландрии . Через 30 лет после окончания строительства крепостной стены с бастио нами , называемой «стеной Желтых Рвов» , король приказывает снести укрепления вокруг города . Это решение , закрепленное ордонансом от 7 июня 1670 г ., крайне важно , поскольку означает полное из менение политической стратегии . На месте бывших укреплений сейчас находятся Большие бульвары . Отныне город получает в свое распоряжение широкие дороги , обсаженные деревьями ( «Новый проспект» ). В 1672 и 1676 гг . строятся две триумфальные арки ( во рота Сен - Дени и Сен - Мартен ), призванные увекове чить это королевское решение . «Ворота Сен - Дени , расположенные на одноименной улице - Королевской дороге тогдашнего Парижа , - ведущей от базилики Сен - Дени к острову Сите , строятся на деньги города в 1672 г . Они возвеличивают победу короля на Рейнской границе , где менее чем за два месяца было захвачено 40 укреп ленных пунктов . Тяжеловесная архитектура и отсутствие ко лонн делают ансамбль грубоватым . Оживляют эту первую из парижских триумфальных арок барельефы работы братьев Ангье , изображающие переход Людовика XIV через Рейн ( на стороне ворот , обращенных к Парижу ) и взятие Маастрихта ( на противоположной стороне ворот ), а также высокие обелиски по сторонам , украшенные рельефами военных трофе ев . Проект арки Сен - Мартен , возведенной в честь взятия Бе - зансона и поражения немецкой , испанской и голландской ар мий , также создал Блондель , но непосредственно строитель ством занимался его ученик Пьер Бюлле (1674), а барельефы принадлежат скульпторам Дежардену , Марси , Леонгру и Ле - гро . Король представлен здесь в образе Геркулеса , обнажен ный и в парике» (15). Париж продолжает расширяться за счет приго родов . Чтобы навести в этом порядок , новый гене ральный лейтенант полиции Марк Рене Левуайе де Полми д ' Аржансон приводит в исполнение коро левский ордонанс от 12 декабря 1702 г ., что означает окончательное разделение города на 20 кварталов . Эпоха Регентства , начавшаяся после смерти Лю довика XIV (1715) с возвращения пятилетнего монарха * в столицу (12 сентября 1715 г .), вновь превра щает Париж в место придворных празднеств . Одна ко было бы неправильно думать , что город только и ждал такого события , чтобы предаться развлече ниям . Уже за несколько лет до этого в многочиспен - 5< ных городских залах для игры в мяч давались теат - > ральные спектакли . В 1643 г . Жан Батист Поклен -^ ( Мольер ) поселяется на улице Мазарини . Театр 8. «Комеди Франсез» , основанный в 1681 г ., занимает ,^ зал для игры в мяч на улице Фоссе - Сен - Жермен . Ча - i стные и общественные сады , мосты , бульвары ста - % новятся местами развлечений и прогулок . g - Королевский сад лекарственных растений ( Бота - 3 нический сад ), Тюильри , Двор королевы , Новый ™ мост и др . — отныне это модные уголки Парижа , где Щ проводят время тысячи горожан , приходящие сюда "~ себя показать , прогуляться между торговых лавочек или поаплодировать бродячим акробатам . В последнюю четверть XVIII в . зажиточные парижане уже могут побаловать себя в кафе «Прокоп» , откры том в 1686 г . итальянцем Франческо Пропокопио деи Кольтелли . Радость бытия и одновременно экономическая драма : проект шотландца Лоу вновь выводит Па-риж , а точнее улицу Кенкампуа , где расположен «Банкженераль» ( «Общий банк» ), на авансцену ис тории , В течение четырех лет (1716 — 20) столица жи вет в ритме проектов ( банк , бумажные деньги ), завершившихся крахом богатого финансиста , друга герцога Орлеанского . 60 * Правнук Людовика XIV , будущий Людовик XV . О правнуке Короля - Солнце напоминает и его конная статуя , воздвигнутая на площади между Двором королевы и Тюильри 20 июня 1763 г . ( впос ледствии — площадь Революции , переименованная затем в площадь Согласия ). 30 мая 1770 г . здесь уст роили большой праздник по случаю женитьбы дофина ( внука короля ) на эрцгерцогине Марии - Анту анетте . Это был радостный день с грандиозным фейерверком , который , однако , завершился всеоб щей давкой , в которой погибли люди . Царствование Людовика XV привнесло некоторые изменения в парижский пейзаж . В 1773 г . строится Во енная школа ( архитектор Анж Жак Габриель ), о кото рой мечтала мадам де Помпадур , два года спустя — Хирургическая школа ( архитектор Жак Гондуен ). Здание Монетного двора , созданное в 1768 г . Жаком - Дени Антуаном , открывает собой стиль Людови ка XVI . Строительство Пантеона ( бывшая церковь Сент - Женевьев ) заняло почти всю вторую половину XVIII в . Более 30 лет разделяет появление проекта Ж . Суфло (1757) и завершение работ накануне Револю ции . Одновременно город продолжает развиваться в западном направлении . Расширяется квартал Руль , продолжается прокладка через лес Елисейских полей от Рон - Пуэн ( Круглая площадь ) до площади Этуаль ( Звезды ), а затем и до Сены . За городскими граница ми , разделением на собственно город и его пригоро ды зорко следят королевские власти , по - прежнему опасающиеся беспорядочной застройки и роста чис ленности парижского населения . Однако королевские указы не могут не то что остановить , но даже притор мозить рост города за счет периферии . Сам город на протяжении XVIII в . постоянно меняется - не только в силу королевских указов и санкций прево , но и в связи с появлением инди видуальных застройщиков . Улицы также приоб ретают новый облик . Отныне их название и номер каждого здания указываются на специальных табличках , сделанных из жести или камня . Лейте нанты полиции ( Аржансон , Сартин , Ленуар ) оп ределяют приоритеты : гигиена , безопасность , со вершенствование городского движения . В по-следние десятилетия века улицы начинают освещаться масляными фонарями . Паровые насосы Гро Кайю и Шайо , построенные Водной компанией банкирского дома Перье (1777), способствуют улучшению распределения питьевой воды , а также водоснабжению городских бань . Благодаря изобретению Никола Соважа и Блеза Паскаля появляется новый конный транспорт ( фиакры , каре ты , кабриолеты ). Исчезают портшезы , их место в 1750 г . занимают 10 тыс . наемных экипажей , разъезжающих по всему городу . Увеличение числа пожарных насосов и организация пожарной службы ( Королевская пожарная стража ) старани ями Антуана Габриеля де Сартина (1729-1801) га рантируют гражданам усиление мер пожарной безопасности ( к слову , 8 июня 1781 г . происходит пожар в Опере Пале - Рояль ). Контроль за чистотой улиц становится одной из первейших задач превоте . Чтобы поддерживать са нитарию и гигиену , основные городские дороги , в том числе тротуары и мосты , регулярно поливают водой . Ключевая проблема — сброс сточных вод , стекающих в речушку Бьевр , левый приток Сены . I На протяжении одиннадцати лет , что Мишель Тюрго исполнял должность купеческого прево , шли капитальные работы по сооружению закрытой канализации , в частности были вырыты канал и большой резервуар ( на улице Фий дю Кальвер ).

Балетка: urfine, просто здорово, так интересно. Я правда еще только начала читать, но мне уже очень нравится.

Westlifik-romantik: В Париже я была 3 дня в январе этого года... И до сих пор не верю, что это не сон! Не верила, когда ходила по Парижу, а теперь мне кажется это ещё более невероятным! Мы с братом не взяли ни одной экскурсии и за 3 дня пытались исследовать Париж по максимуму... Я бы сказала Увидеть Париж и не поверить в это! Подписываюсь под словами из брошюрки, купленною мной в Париже - Разве можно забыть Париж, Париж не забывают, он навсегда остаётся частичкой сердца. Фотографии выкладывать продолжу


Балетка: Westlifik-romantik, а вы по-подробнее опишите свои ощущения. Фотки у вас необыкновенной крассоты.

Westlifik-romantik: Ощущения нереальные... Шум города сочетается с тихими уголками природы. Чувствуешь себя как бы среди истории и в центре мира, потому что повсюду туристы из самых разных стран. Все вокруг улыбаются и фотографируются Атмосфера доброжелательности везде - в метро только и слышны слова извинений, когда кто-то пытается пробиться к выходу. Не поздороваться в магазине там невозможно. Звон колоколов соборов переносит в средневековье. Утром Париж покрыт дымкой и пахнет свежим хлебом. Узкие улочки переплетаются и можно запросто запутаться. Даже зимой это город - весна! Ночью практически вся архитектура освещена... Путешествие на речном трамвайчике по Сене...в сопровождении французской музыки. Есть район небоскрёбов - де Фанс. Там огромная арка, в которой размещаются офисы. И этот район выглядит таким же весенним, как и остальной Париж Там фантазия проявляется везде - необычные скульптуры, разрисованные сиденья в метро, разукрашенное метро, какие-то уголки природы необычные, в которые можно случайно забрести... Завтра постараюсь выложить кадры ночного Парижа, де Фанс и другие достопримечательности этого сказочного города

Балетка: Westlifik-romantik, почувствовали себя на минутку Анжеликой?

Эвелина: Westlifik-romantik Фотографии у вас замечательные и пишите так вдохновенно!

Zoreana: Westlifik-romantik спасибо за фотографии!!!

Westlifik-romantik: Балетка пишет: Westlifik-romantik, почувствовали себя на минутку Анжеликой? Балетка, Анжеликой себя не почувствовала, но Жоффрея по телевизору в Париже увидела, в передаче, посвящённой Жан-Полю Бельмондо Мне кажется я почувствовала бы, если бы в Версале побывала... Эвелина пишет: Westlifik-romantik Фотографии у вас замечательные и пишите так вдохновенно! Спасибо, Эвелина! Воспоминания о Париже вдохновляют Zoreana пишет: Westlifik-romantik спасибо за фотографии!!! Спасибо, Zoreana! Продолжу фотосессию

Анна: Westlifik-romantik Спасибо за такие красивые фотографии и чудесное, позитивное описание

Балетка: Westlifik-romantik, а мне фото в метро напоминает кадры из кино "Амели".

Эвелина: Красивые фото ночного Парижа.

Florimon: Все, хочу в Париж!!!

Westlifik-romantik: Анна пишет: Westlifik-romantik Спасибо за такие красивые фотографии и чудесное, позитивное описание Спасибо, Анна! Рада, что нравится! Балетка пишет: Westlifik-romantik, а мне фото в метро напоминает кадры из кино "Амели". Балетка, я теперь не помню смотрела я Амели перед Парижем или после него Фильм действительно наполнен атмосферой города Florimon пишет: Все, хочу в Париж!!! Florimon, и я хочу вернуться!!! Только по родным всё же там скучаешь, всех не возьмёшь в эту сказку Эвелина пишет: Красивые фото ночного Парижа. Эвелина, ночью Париж весь искрится

toulouse: посмотрите на Париж http://www.paris-26-gigapixels.com/index-en.html



полная версия страницы