Форум

Поговорим о титулах

Балетка: Здесь, предлагаю писать все что вы знаете о титулах.

Ответов - 60, стр: 1 2 3 4 All

Балетка: История аристократии Еще в глубокой древности во всех частях света находились люди, которые утверждали, что они от природы способны править более успешно, чем остальные. По-видимому, достижения отдельных лиц, наделенных чрезвычайным умом и доблестью, сформировали основу для таких претензий со стороны их потомков, по аналогии с результатами селекционного разведения лошадей, собак и других одомашненных животных, по которым видно, что отдельные желательные черты – сила, скорость, ум и другие – имеют тенденцию к передаче от родителя к потомку. В средние века мистика знатной крови была особенно сильна в познании для более раннего периода истории. В новое же время её сменили уже более привилегированные оправдания статуса знати. Сохранилась вера в биологическое признание знатской крови, но так же был принят способ знатства как превосходство над всеми. Многие пытались вынести свои претензии по этому поводу, потому что ведь было нечестно, если какой-то бродяга, который может одержать превосходство над действительно знатным человеком, становится знатным человеком. Тут применима пословица Из грязи в князи. Хотя претензии на статус аристократии первоначально основывались на происхождении, ее правление (как, возможно, впервые указал Аристотель) с поразительной частотой оправдывалось как логическое следствие обладания богатством. Известное правдоподобие этим претензиям придает тот факт, что в различные периоды истории аристократы действительно предъявляли к себе весьма суровые требования и внедряли чрезвычайно высокий стандарт личной цельности и самопожертвования. Средневековый рыцарский кодекс свидетельствует о таких устремлениях, а его центральный принцип – noblesse oblige («положение обязывает») воплотил альтруистический идеал рыцарства в двойном его значении: знатное происхождение не только требует («обязывает») служить другим из вежливости и христианского смирения, но и накладывает долг («обязывает») ставить нужды других, особенно слабых и беззащитных, выше собственных. Это всего лишь малая часть из истории аристократии, того. как становились люди. На самом деле там целая книга, где рассказывается более подробно о происхождении, становлении, правлении, проблемах и так далее.

Балетка: Кастелян В древние века, и сегодня в некоторых слаборазвитых странах существовал титул Кастелян. Титул Кастелян использовался в феодальных странах, и этот титул носил человек, который исполнял обязанности управляющего феодальным замком, прислугой, а также всеми прилагающими к замку территориями. Титул кастелян возник на территории Речи Посполитой, где он считался весьма почётным титулом. Нередко кастелян выступал в качестве начальника местной шляхты или войска. Титул кастелян был примерно равен титулу воевода, а в некоторых случаях даже превосходил его. Кастеляны принимали активное участие в королевских советах.

Балетка: Пэрство Пэрство (англ. Peerage) имело место быть в Великобритании и Франции и представляло из себя систему дворянских титулов Согласно английской традиции, человек, не являющийся пэром, либо Сувереном, считается простолюдином. Таким образом простолюдином в Англии мог считаться даже член семьи пэра, в том числе и член Королевской семьи. В Великобритании существовало несколько частей пэрства с небольшими отличиями в привилегиях: пэрство Англии, пэрство Шотландии, пэрство Ирландии, пэрство Великой Британии и пэрство Соединённого Королевства. В пэрстве пять рангов: герцог, маркиз, граф, виконт и барон. Однако, в Шотландии их всего четыре, последний, пятый, ранг является всего лишь титулом дворянина. Имя титула, как правило, помимо ранга включает в себя фамилию и обозначение места, например баронесса Тэтчер графства Сюррей. Добавление названия местности в Средневековье значило, что данный человек следил за ней. Пэрство могло наследоваться, а могло и вовсе быть пожизненным. И если первый вариант был распространенным для мужчин, то пожизненными пэрами было довольно много женщин. В Франции пэры имели свободный доступ к королю и место в суде Пэров, который впоследствии стал парижским парламентом. Однако того значения и тех размахов, которые были в Великобритании, во Франции пэрство не достигло. А в 1848 году пэрство во Франции и вовсе было отменено.


Балетка: Маркграф Маркграф (нем. Markgraf – граф марки) – вначале (VII–IX вв.) должностное лицо, правитель пограничного округа (марки) во Франкском государстве Каролингов. Маркграфы располагали более широкими полномочиями, нежели графы, и прежде всего были военачальниками, так как им нужно было заботиться об обороне пограничной области. Маркграфы в своих областях имели власть, сходную с герцогской, и лишь тем стояли ниже герцогов, что во время походов им приходилось следовать за герцогским знаменем. Институт маркграфства возник и был введён в правление Карла Великого в начале IX века. На границах своего государства Карл Великий создал: аварскую, фриульскую, саксонскую, сербскую и испанскую марки. На восточной границе Баварии была образована Австрийская марка. Саксонские императоры основали, для защиты Тюрингии и Саксонии, Северную марку (Nordmark), а также Мейссенскую и Шлезвигскую марки. После императора Генриха III на границе Каринтии была создана Штирийская марка, а на западе маркграфство Намюр. Маркграфы Северной марки (Бранденбурга) и маркграфы Австрийские рано (с XII в.) сделались непосредственными имперскими князьями (курфюрстами). После разложения герцогств все маркграфы сделались имперскими князьями и наименование их сделалось простым титулом, который, например, от бранденбургских Гогенцоллернов перешел к франконским. Впоследствии марка – титул выше графа и ниже герцога (во Франции – маркиз). В средневековой Германии марка – феодальный князь. В Италии, где императоры также ввели титул маркграфа, a также во Франции, он сделался простым дворянским титулом.

Балетка: Кайзер Кайзер (Kaiser) - немецкое название, означающее "Император", Kaiserin - женский эквивалент, - "Императрица". Этот титул напрямую получен от названия латинских Императоров Цезарей (Caesar), которое в свою очередь было получено от имени Юлий Цезарь. Стиль существования (основание учреждений, политических институтов, регулирование общественной жизни) Римской Империи был восстановлен в Королевстве Франков Императором Карлом Великим в 800 году. Когда его империя была разделена, титул императора отошел к правителю, правившему Римским королевством. Через систему наследования это королевство отошло к восточному ("немецкому") королевству. Святые римские Императоры (962-1806 гг.) называли себя Kaiser, комбинируя императорский титул с титулом Короля Рима; они воспринимали свое правление как прототип господства Римских Императоров и использовали титул, произношение которого происходило от титула "Цезарь", чтобы отразить свое воображаемое наследие. Правители Австро-Венгерской Империи (1804-1918 гг.) из династии Габсбургов, которая представляла всех Святых Римских Императорам с 1440 года. Австрийско-венгерские правители приняли титул Kaiser. На английском языке (непереведенное) слово "Kaiser", главным образом, связано с императорами объединенной немецкой Империи (1871-1918 гг.) и в особенности с Кайзером Вильгельмом II. В 1871 году были проведены дебаты относительно точного титула для монарха объединенной Германии. Deutscher Kaiser ("Немецкий Император") был выбран среди других, таких, как Kaiser von Deutschland ("Император Германии"), или Kaiser der Deutschen ("Император немцев"); поскольку отобранный титул выражал наименьшую степень превосходства над правителями других княжеств. Было только три Кайзера (второй) немецкой Империи. Все они принадлежали к династии Гогенцоллерн, которая была неформальным лидером среди правителей Германии - короли Пруссии, самой большой власти среди немецких княжеств. Немецкие Кайзеры: *Вильгельм I (1871- 1888 гг.); *Фредерик III (1888), который управлял в течение 99 дней; *Вильгельм II (1888-1918 гг.), во время его господства монархия в Германии закончилась после конца П

Балетка: Конде Луи II Бурбон (Великий Конде) 1621—1686 Принц. Французский полководец. При жизни отца Конде носил титул герцога Энгиенского. Был он «принцем крови», то есть прямым родственником королевской семьи. Вступил в брак с племянницей могущественнейшего герцога Ришилье Майе-Брезе. С ранних лет знатнейший из знатнейших аристократов Франции отличался дерзостью, честолюбием и храбростью. Военную карьеру принц начал в 17 лет: знатное происхождение гарантировало ему блестящую карьеру. В 22 года принц уже командовал французскими королевскими войсками в войне с испанцами, получившей название Тридцатилетней. В той войне, 19 мая 1643 года, Конде одержал свою первую победу в сражении под городом Рокруа. В этой битве участвовала 22-тысячная французская армия под командованием принца Луи II Конде, освобождавшая Рокруа, и 26-тысячная армия испанцев под знаменами дона Франсиско де Мело. Сражение было крайне ожесточенным. Вначале неудача постигла французов — испанская пехота, несмотря на огонь вражеских орудий, в атаках смяла их центр и потеснила левый фланг армии Бурбонов. Однако недостаток кавалерии не позволил дону Франсиско де Мело развить наметившийся успех. Конде же сумел навести порядок в своих расстроенных рядах, восстановил боевой порядок королевской армии, его более многочисленная конница разгромила кавалерию противника. Потери испанцев исчислялись в 8 тысяч человек, из них 6 тысяч пехотинцев, которые являли собой цвет армии. Французское командование объявило о потери всего 2 тысяч человек, явно скрывая от всех действительную цифру потерь в выигранном сражении. Большая победа в сражении при Рокруа над превосходящими силами испанцев воодушевила Конде на дальнейшие подвиги. В том же году он взял несколько городов противной стороны, в том числе овладел хорошо укрепленным городом Тионвиллем. В следующем 1644 году принц встал во главе французской королевской армии, сменив на этом посту опытного виконта де Тюренна. Луи II Конде отправился командовать войсками в Германию, где баварцы готовы были начать вторжение в Эльзас. Близ города Фрейбурга произошло одно из самых значительных сражений Тридцатилетней войны. Оно длилось три дня — 3, 5 и 9 августа. 20 тысячью французами командовали принц Конде и виконт Тюренн, 15 тысячью баварцами — граф де Мерси. В первый день сражения Тюренн после долгого отхода решился атаковать баварцев во фланг. В тот же день принц Конде под вечер ударил противнику во фронт. Когда окончательно стемнело, французы позволили баварцам отступить, и ночью граф де Мерси отошел на новую, удобную для ведения оборонительного боя позицию. Здесь на второй день сражения баварское войско подверглось упорным атакам французов, которые успеха не имели. Более того, атакующие понесли потерь вдвое больше, чем противная сторона. Два последующих дня противники ничего не предпринимали друг против друга, ведя лишь разведку. 9 августа граф де Мерси решил отступить от Фрейбурга. Принц Конде узнал о начале отхода баварской армии своевременно и послал в преследование французскую кавалерию. Баварцы едва не разгромили ее, но подоспевший с главными силами королевский полководец обрушился на них и отбросил прочь неприятельское войско, захватив всю его артиллерию и обоз. После этой победы французы под командованием принца Конде взяли с боя города Майнц и Филиппсбург. 3 августа 1645 года противники встретились вновь — в сражении близ Нердлингена. Только на сей раз герцог Энгиенский и виконт Тюренн имели под своими знаменами 15-тысячное войско, а фельдмаршал де Мерси — 12-тысячное. Баварцы укрепились в деревне Аллерхейм, предоставив французам все возможности их атаковать. После ожесточенного боя баварцы, потеряв за день половину своего войска убитыми, ранеными и пленными, бежали с поля битвы. Победителями они оставили почти все свои пушки. В сражении погиб баварский главнокомандующий граф де Мерси. В 1646 году королевская армия Франции после ряда военных операций, то решительно наступая вперед, то удачно маневрируя на германской земле, одерживает еще одну победу. Войска принца Конде захватили город Дюнкирхен и много трофеев. Победы над баварцами укрепили полководческий авторитет Луи Конде. Теперь при королевском дворце даже и не мыслили продолжать войну на границе Франции. Армия, окрыленная победами над испанцами и баварской армией, буквально боготворила Конде. Однако теперь у «принца крови» среди парижской аристократии появились многочисленные враги. Многие влиятельные лица во Франции стали всерьез опасаться возросшей популярности Конде, и в последующие десять лет ему пришлось приложить немало усилий для их умиротворения. В 1647 году Конде во главе французских войск отправился в поход за Пиренейские горы, в Каталонию. Хотя он сумел оккупировать эту большую провинцию Испании, здесь его постигла одна из немногих в его полководческой биографии неудач. Французы осадили город Лериду, но взять ее не смогли. Лериду стойко оборонял 4-тысячный испанский гарнизон под командованием дона Хорхе Бритта. 12 мая французское войско осадило город-крепость, стоявшую на перекрестке дорог. Оборонявшиеся сражались мужественно, совершая частые вылазки за крепостные стены. Однако в середине июня у Фраги стала сосредоточиваться большая испанская армия. Принц Конде оказался перед выбором: или идти на штурм Лериды, неизбежно понеся при этом большие потери, или снять осаду. Он решился на второе — 17 июня осада была снята и королевский командующий отвел свои войска от города на более удобную позицию. Долго повоевать на испанской земле принцу Конде не пришлось. В 1648 году он был отозван из Католонии и отправлен в Нидерланды и Фландрию. Близ города Ланса 20 августа 1648 года произошло последнее сражение Тридцатилетней войны. Здесь французский полководец во главе 14 тысяч французов сразился с австрийцами, которыми командовал эрцгерцог Леопольд-Вильгельм. Чтобы выманить противника за его укрепленные линии, Конде сделал вид, что отступает. Австрийцы попались на эту хитрость и двинулись за французами. Те совершили неожиданный маневр и обрушились на австрийцев, которые оказались вне укреплений. Воспользовавшись растерянностью в рядах неприятельской армии, Конде нанес им сокрушительное поражение, умело распорядившись на поле боя своей пехотой, кавалерией и артиллерией. Потери армии эрцгерцога Леопольда-Вильгельма оказались для той войны огромны: 4 тысячи убитыми и 6 тысяч пленными. Австрийцы потеряли в ходе бегства всю артиллерию и весь обоз. Сражение при Лансе известно еще и тем, что там были уничтожены остатки испанской пехоты, находившиеся на нидерландской территории и входившие в то время в состав австрийской армии. В октябре 1648 года был заключен Вестфальский мир, по которому Испания признавала себя побежденной вместе со своими союзниками. По этому мирному договору Французское королевство получало немалые выгоды, прежде всего благодаря победам Луи Конде. Став одним из популярных людей во Франции, принц оказался в самой гуще политической борьбы. В войне королевской власти с Фрондой (такое в истории название получила внутренняя смута во Франции в 1648—1658 годах) он принял сначала сторону кардинала итальянца Джулио Мазарини и королевы Анны Австрийской-регентши сына — малолетнего коронованного сына Людовика. В январе — феврале 1649 года во главе преданных ему войск Конде двинулся на столицу, захватил крепость Шарантон и овладел Парижем. Мятежный парижский парламент распустил свою армию и заключил с королевским двором Рюэйльский мир. Кардинал Джулио Мазарини был восстановлен на посту первого министра. Королева Анна Австрийская объявила всеобщую амнистию. Но между честолюбивым и заносчивым полководцем Луи Конде и властолюбивым первым министром Франции столкновение было неизбежно. По приказу Мазарини принц Конде был заключен в замок Венсенн, откуда через год его освободили. Кардинал приказывает арестовать также и младшего брата Конде принца Конти, его шурина Анри II Орлеанского и герцога де Лонгвиля. Руководители Фронды стали непримиримыми врагами. Принц Конде возглавил новую Фронду (так называемую Фронду принцев), намереваясь свергнуть кардинала Мазарини и даже обратить свои немалые владения в независимое государство. Его ближайшим соратником стал младший брат принц Конти. В сентябре 1651 года Луи Конде собрал на юге страны, в городе Бордо, дворянское ополчение, подчинил себе все южные провинции и намеревался захватить столицу Франции. Под его знамена встало немало французских аристократов. Кроме того, Конде заключил союз с Испанией. Однако его недавний соратник по Тридцатилетней войне виконт де Тюренн, защищая королевский двор от мятежника, вышел ему навстречу и разбил 5-тысячное войско инсургентов Конде в бою у Сент-Антуанских ворот Парижа. Сторонники принца отбивались от королевских солдат на устроенных баррикадах, которые 2 июля 1652 года несколько раз переходили из рук в руки. После тяжелых ранений своих ближайших помощников герцога де Немура и герцога де Ларошфуко глава мятежной Фронды отказался от мысли войти в Париж и отступил с большими потерями. Конде удалось спастись, спрятавшись у приверженцев в самом Париже. Великий полководец оказался не менее искусным политиком. Анархия во французской столице, раздоры между ним и остальными вождями Фронды, возвращение в Париж его врага кардинала Мазарини заставили принца бежать из отечества в Нидерланды и там в 1653 году сдаться испанцам, своим недавним врагам. В 1654 году за государственную измену его во Франции заочно приговорили к смертной казни. Теперь Конде обратил свое оружие и военное искусство против отечества. Во главе испанского войска (он стал командующим — генералиссимусом) он опустошил северные провинции Франции. Но в этой войне на долю принца редко выпадали удачи — против него воевала воспитанная и обученная им французская армия. В августе 1654 года испанские войска под командованием Конде осадили город Аррас. Подошедшая на выручку его гарнизона армия под командованием маршала виконта де Тюренна атаковала испанцев и обратила их в бегство. Их потери составили около 30 тысяч человек. Конде с большим трудом удалось собрать остатки своих войск и отвести их к Камбре. В июне 1656 года город Валансьенн, в котором находился испанский гарнизон, был осажден французской армией маршала де Тюренна и генерала Лаферте. Французы разделились на две колонны на противоположном берегу реки Шельды. Но когда городской гарнизон уже был готов сдаться, колонна Лаферте была атакована подошедшим 20-тысячным испанским отрядом под командованием принца Конде. Прежде чем маршал Тюренн смог прийти на помощь, войска генерала Лаферте были разгромлены, и потери французов составили 400 офицеров и 4 тысячи солдат. Это поражение вынудило Тюренна снять осаду Валаньсенна. 14 июня 1658 года состоялась «битва в дюнах». Близ Дюнкерка 14 тысяч испанцев под командованием дона Хуана Австрийского и принца Конде сразились с войском маршала де Тюренна примерно такой же численности (в составе французских войск была английская пехота). Исход сражения решил десант с английских кораблей, поддержавший французов, и фланговый удар кавалерии Тюренна, который умело воспользовался отливом. Испанские войска, потерявшие 4 тысячи человек, оказались полностью разгромленными. Осажденный испанский гарнизон Дюнкерка капитулировал, и город отошел к Англии, которая в 1662 году продала этот порт французскому королю. Гражданская война закончилась в 1659 году заключением мира и укреплением королевской власти. Кардинал Мазарини помирился с принцем Луи II Конде, которому Испания решила отдать самостоятельное княжество у северной французской границы. Был отменен и заочный смертный приговор принцу за измену Франции и ее монарху Людовику XIV, который женился на Марии-Терезе, дочери испанского короля Филиппа IV. Конде был восстановлен во всех своих титулах и правах, но 8 лет оставался не у дел. В эти годы принц оказался втянутым в борьбу за польский престол в 1660—1669 годах. Однако французский король Людовик XIV, который сначала поддерживал кандидатуру Конде, впоследствии склонился к кандидатуре герцога Нейбургского, хотя в самой Польше имя принца-полководца было очень популярно и местная аристократия связывала с новым польским монархом в его лице определенные надежды. Благодаря своему полководческому таланту и политическому влиянию при королевском дворе принцу Конде удалось вновь стать командующим французской армии. В 1669 году он по поручению короля Людовика XIV всего за 14 дней завоевал Франш-Конте. В 1672—1673 годах командовал французскими войсками в Испанских Нидерландах, но без особого успеха, хотя победы над нидерландцами у него были. Конде довелось сразиться с не менее известным полководцем той эпохи принцем Вильгельмом III Оранским — у Сенеффе 8 августа 1674 года. Армия Франции насчитывала 45 тысяч, фламандско-испанское войско — 50 тысяч человек. Принц Оранский, найдя позицию противника неудобной для атаки, начал отступать к Ле-Кене, открыв свой фланг. Опытный Конде сразу же воспользовался такой ошибкой и в атаке рассеял часть союзных войск фламандцев и испанцев. Однако принц Оранский укрепился в Сенеффе, откуда французы не смогли его выбить. Продолжительное 17-часовое сражение так и не выявило победителя. Однако Сенеффское сражение имело самые благоприятные последствия для Франции. Союзники, потерявшие в нем около 30 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, скоро отступили в Голландию. Был сорван план Вильгельма Оранского вторгнуться в Северную Францию. Последнюю военную кампанию в своей полководческой биографии принц Луи Конде провел в 1675 году, воюя в Эльзасе. Там ему удалось оттеснить за Рейн прославленного полководца Священной Римской империи графа Монтекукули. После гибели маршала де Тюренна и пленения другого французского маршала Франсуа де Креки, Конде принял командование их войсками. Он был уже пожилым и страдающим ревматизмом человеком, так что ему все же пришлось отказаться от дальнейшего командования королевскими войсками. В конце 1675 года Конде подал в отставку и последние годы жизни провел в своем владении Шантильи. Скончался он в Фонтебло. Во всех войнах, в которых участвовал принц Луи Конде, он демонстрировал прежде всего высокое тактическое искусство. Отличительной чертой прославленного французского полководца являлись его знаменитые «вдохновения». Благодаря этому он не раз побеждал противников, которые превосходили его в силах. Но Конде современники справедливо корят за то, что ради быстрого и сильного натиска он не щадил людей. Своих солдат на войне он не берег. Войска Конде на чужой территории прославились грабежами и насилием.

Балетка: Сословие http://ru.wikipedia.org/wiki/Сословие

Эвелина: Балетка Столько информации. Спасибо.

Балетка: Ой девочки, обязательно зайдите на этот сайт "О гербах и геральдике" http://www.excurs.ru/history/Heraldry_history.htm очень интересно.

Эвелина: Балетка Действительно интересно. Спасибо.

Леди Искренность: Балетка , спасибо за труд.

Zoreana: А вот на гербовых значках французских и итальянских династиях,что означет дикообраз? А веревка?

urfine: Zoreana , а вот вы поищите и нам расскажите.

Балетка: Вот на этом сайте многое о составных частях герба http://www.excurs.ru/pravila/armature/Armature.htm

Балетка: История французского герба Неискушенный в геральдике читатель, наверное, немало удивится, когда узнает, что современная Франция вовсе не имеет собственного государственного герба. Не обнаружить щита с его изображением на здании посольства Франции в Москве, тогда как это обязательный атрибут посольств других стран! Такое обстоятельство, конечно, не означает, что у одной из самых крупных европейских держав нет суверенитета. Если спросить у француза о национальном символе, то он, немного подумав, вспомнит о Марианне, символическом женском образе, олицетворяющем Францию. Подобное изображение впервые появилось в годы Великой французской революции, а сегодня часто используется вместо гербовой печати на различных официальных документах.Но все-таки Марианну правильней называть национальным символом, а не гербом. От геральдического герба французы гордо отрекались всякий раз, когда в стране уничтожалось монархическое правление и устанавливалась республика. Смена политического строя в истории Франции происходила не однажды, поэтому нетрудно понять, почему чтущий революционные традиции и республиканские свободы народ сегодня не изъявляет желания принять официальный государственный герб.Однако было бы ошибкой думать, что французская геральдика осталась только достоянием прошлого. Наряду с различной республиканской символикой можно увидеть и так называемый Большой герб Франции, в котором объединены унаследованные из далекого средневековья гербы всех французских провинций и территорий.Древняя французская символика испытала большое влияние господство-завшей в стране христианской религии. Известно, что в конце V века на белом знамени основателя франкского государства Хлодвига были изображены три жабы. В 496 году Хлодвиг принял христианство и сменил белое полотнище на синее — символ святого Мартина, считавшегося покровителем Франции. Епископ Тура Мартин, живший в IV веке и впоследствии объявленный святым, согласно легенде, повстречав однажды на дороге оборванного нищего, отсек мечом и отдал ему половину своего синего плаща. Длительное время франки имели знамя в виде синей хоругви, укрепленной красным шнуром на кресте. В 800 году Карл Великий провозгласил Франкскую империю. Его знаменем стало треххвостое красное полотнище с изображением шести сине-красно-желтых роз. Однако возникшее в 843 году после распада империи Французское королевство вернулось к прежнему синему флагу. В первой четверти XII века при короле Людовике VI Толстом (по другим сведениям это произошло несколько позже, при короле Людовике VII или Филиппе II) на синем флаге появилось множество золотых геральдических лилий, и он стал официально именоваться “Знаменем Франции”. Щит с таким изображением на лазоревом поле и стал в начале XIII века первым французским гербом. Поясним только, что геральдическая лилия — это стилизованное изображение цветка желтого ириса, что символизировало в средние века Пресвятую Деву. Лилии еще с Х века считались эмблемой королевской династии Капетингов, правившей во Франции до 1328 года. В конце XIV века при Карле V или Карле VI (из династии Валуа) на синем флаге осталось только три лилии, что, вероятнее всего, было связано с догматом о троичности христианского божества — Троицей.На первом этапе Столетней войны французы потерпели несколько сокрушительных поражений от Англии. В битве при Пуатье в 1356 году был уничтожен сражавшийся под синим флагом цвет французского рыцарства и захвачен в плен король Иоанн Добрый. В битве при Азенкуре в 1415 году французское войско вновь было разгромлено, после чего значительная часть территории Франции оказалась захваченной англичанами. В дальнейшем под предводительством крестьянской девушки Жанны д'Арк французы добились перелома в войне. Знаменем патриотов стало белое полотнище с традиционными лилиями, на одной стороне которого изображался французский герб, а на другой — Бог и два ангела, надписи “Иисус Христос” и “Мария”. Сторонники Жанны д'Арк широко использовали белые шарфы, повязки, перья, вымпелы, как свои отличительные знаки. Белый цвет говорил о святости и чистоте и был символом Пресвятой Девы. В ходе освободительной борьбы этот цвет приобрел значение символа национальной независимости. Впрочем, после освобождения Франции от иноземцев флагом французских королей снова стало синее полотнище с тремя золотыми лилиями. Но когда в 1498 году к власти пришла новая Орлеанская династия королей, для которой белый цвет считался фамильным, он приобрел значение национального. В 1589 году на престол вступили Бурбоны. При основателе династии Генрихе Наваррском во французском гербе рядом с традиционным синим щитом с лилиями появился красный наваррский щит с цепью. Оба щита, помещенные на одной мантии, увенчивал рыцарский шлем с короной, и все это окружали гербы двенадцати крупнейших французских провинций: Пикардии, Нормандии, Бретани, Лионне, Иль-де-Франс, Орлеане, Гиени, Лангедока, Прованса, Дофине, Бургундии, и Шампани. Постепенно Нижняя Наварра превратилась в заурядную французскую провинцию, и в гербе страны остался лишь коронованный щит с лилиями. Его окружали цепи орденов Святого Духа и Святого Михаила и поддерживали два ангела. Иногда герб сопровождал девиз: “С нами Святой Дени!” фамильным гербом Бурбонов был синий щит с лилиями, поделенный красной диагональю. Вместе с тем Бурбоны узаконили прежний белый флаг в качестве государственного. В центре флага помещался тогда герб без девиза и мантии, а полотнище усеивали золотые лилии.Великая французская революция смела монархическую символику. В июльские дни 1789 года восставшие парижане нашивали кокарды, соответствующие расцветке городского парижского знамени. Некоторое время монархия еще сохранялась, и к сине-красному знамени Парижа прибавилась белая монархическая лента. На знаменах революционной национальной гвардии сочетались с тех пор три цвета, положившие начало современному французскому триколеру: в расположенных по углам полотнища синих и красных прямоугольниках изображались парусные кораблики герба Парижа, принятого в 1385 году, а также новая республиканская эмблема древне-римского происхождения—“ликторский пучок” (так называют топор а связке прутьев, который был символом власти должностных лиц в Древнем Риме). В образованном на полотнище красными и синими прямоугольниками белом кресте помещались лилии и надписи: “Король. Закон. Свобода. Отечество”. Дикторский пучок был первойэмблемой Французской Республики после отмены прежнего королевского герба. В 1804 году Наполеон стал императором Франции. При этом флаг из трех вертикальных полос с синей полосой у древка, введенный в мае 1794 года всего за два месяца до поражения революции, не изменился. Однако государственным гербом стал золотой орел с пучком молний в лапах на фоне синего диска, окруженного цепью учрежденного в 1802 году ордена Почетного легиона. Диск помещался на фоне скрещенных скипетров и усеянной пчелами (личная эмблема Наполеона) мантии с короной.После реставрации бурбонской монархии в 1814 году были восстановлены дореволюционные королевский флаг и герб. Этот герб немного отличался от старого: щит стал овальным,были убраны щитодержатели. И вновь королевскую символику смела революция 1830 года. Она проходила под республиканским трехцветным флагом, который снова стал официальным. Тем не менее монархия во Франции сохранилась, лишь Бурбонов сменила родственная им Орлеанская династия. Поэтому и новым государственным гербом стал фамильный герб Орлеанов. Впрочем, уже через год он был заменен синим щитом с текстом конституции 1830 года.В 1832 году в Париже и спустя два года в Лионе вспыхнули республиканские восстания. Они проходили под красными знаменами. Красные знамена поднял народ и в революции 1848 года. Эмблемой республики 1848— 1852 года стал популярный в народе образ — галльский петух, резная фигурка которого украшала древко официальных флагов с 1830 года.35 После восстановления монархии на троне оказался Наполеон II, и это привело к возвращению подзабытого уже наполеоновского герба. Единственное отличие заключалось в том, что орел изображался уже не на диске, а на щите. Такой герб продержался до очередного падения монархии.В 1871 году была провозглашена Парижская коммуна. Два месяца над столицей Франции развевалось красное знамя. После падения Коммуны эти флаги вновь заменили на трехцветные. В семидесятые годы появилась и новая эмблема Французской Республики: золотые буквы ее названия на синем овале, окруженном лавровым венком, орденом Почетного легиона, двумя национальными флагами, дикторским пучком и ветвями оливы и дуба. В двадцатые годы нынешнего столетия эмблема была видоизменена. Вместо овала принят щит цветов французского флага, на котором помещались те же буквы, дикторский пучок, ветви оливы и дуба.В годы второй мировой войны Францию оккупировала фашистская Германия. В южной части страны образовалось марионеточное французское государство маршала А. Ф. Петена со столицей в городе Виши. Своей эмблемой ставленник Гитлера избрал топор с двумя лезвиями, ручкой которого служил маршальский жезл. Флаг оставался прежним. Чтобы отличаться от “ви-шистов”, французские патриоты, объединившиеся в движение “Свободная Франция” (с 1942 года—“Сражающаяся Франция-') во главе с генералом де Голлем, помещали в центре трехцветного флага красный лотаринг-ский крест. Помещенный на щите цветов французского флага, он являлся эмблемой “Свободной Франции”.После освобождения Франции три-колер вновь стал государственным и национальным флагом, а в 1953 году официально утверждена видоизмененная эмблема образца 1929 года. Поэтому наряду с изображением Марианны дикторский пучок считается символом Франции, ее республиканского строя. Ветви дуба и оливы на синем овале — символы достоинства и славы. Надпись на французском языке гласит — “Свобода. Братство. Равенство”. Довольно часто с этим девизом связывают символику цветов французского флага: синий — свобода, белый — равенство, красный — братство. Щит окружен цепью ордена Почетного легиона образца 1871 года.Вензель из латинских букв в центре двойного венка в нижней части цепи составляют инициалы названия “Французская Республика”. На самом ордене вокруг профиля Марианны помещена надпись “Французская Республика. 1870”. Последняя цифра — дата окончательной ликвидации монархии и провозглашения Третьей республики во Франции. Золотой и синий цвета эмблемы указывают на определенную преемственность национальных символов — королевского, наполеоновского и республиканского периодов.



полная версия страницы