Форум

Разговоры о жизни-3

Florimon: Девочки, как дела??? Как жизнь??

Ответов - 346, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 All

urfine: Подумала я, подумала и решила, что это будет интересным. Вот выкладываю отрывки из статьи "Мы сами уже другие. И дома, куда можно вернуться, давно нет" (Леонтий БЫЗОВ, ведущий научный сотрудник нститута социологии РАН) в Литературной газете. Вся статья здесь:http://www.lgz.ru/article/11017/ КРИЗИС ДУХОВНЫЙ Проводя социологические исследования, мы убеждаемся, что в нашем обществе существуют весьма значительные и даже порядковые различия в описании базовых ценностей русского народа. В качестве таких базовых ценностей нашей цивилизации, на которые часто делают упор и философы, и простые граждане, выступают соборность, коллективизм, духовность, бескорыстие. Одним из важнейших компонентов социокультурного кода, определяющего поведение нации, этноса, социальной группы, является представление о себе, некий образ народа, в данном случае русских, представление об их недостатках и достоинствах (так называемый автостереотип). Так, согласно данным ВЦИОМа, в 2008 г. среди положительных качеств, присущих русскому народу, отмечались такие, как доброта, честность, искренность – 40,6% опрошенных; душевность, благородство, порядочность – 26,1%; взаимовыручка, товарищество – 13,1%; терпимость, безотказность – 12,4%; трудолюбие – 12,1%; гостеприимство – 10,2%. Среди же отрицательных на первые места вышли пристрастие к алкоголю, наркотикам – 43,2%; надежда на «авось», лень, безынициативность, вялость – 23,2%; бескультурье – 10,9%. Согласно результатам специального исследования базовых ценностей россиян, проведённого нами в 2001–2002 гг., в целом присутствует представление о том, что русские смелы (3,87 по пятибалльной шкале); отзывчивы (3,87); душевны (3,85); доверчивы (3,82); умны (3,76); жизнерадостны (3,74), щедры (3,66) и простодушны (3,64). В меньшей степени им присущи такие положительные качества, как основательность (3,22); активность (3,13); религиозность (3,08); уравновешенность (3,06); независимость в суждениях (3,00); законопослушность (3,00). Однако, когда мы исследуем современную генерацию по всем этим же параметрам, выясняется, что эти ценности уже занимают место, прямо противоположное ожидаемому. Опрошенные отмечают доминирование в окружающих их людях таких качеств, как чёрствость, жадность, готовность ради денег перешагнуть через нормы морали, хамство и цинизм. Те, кто занимается сравнительными социологическими исследованиями России и стран Европы, говорят, что более индивидуалистического общества, чем современная Россия, в Европе просто не существует. ....Что касается идеи русской духовности – нынешняя генерация россиян очень сильно дистанцирована от традиционной русской культуры. Эта культура осталась частью «наследия прошлого». Наши соотечественники сегодня смотрят на неё примерно так же, как современные греки – на развалины антич-ных Афин. То есть это нечто, что уже ушло и никоим образом не затрагивает нынешнюю жизнь. Следуя мудрости «узнавать дерево по плодам его», оценим культурное состояние нашего общества по изуродованным и фактически уничтоженным историческим городам страны, по содержанию основных телеканалов, по проникшей во все поры общества попсе, по тому, какие здания возводят представители новой генерации русских, как они себя держат, что читают и на каком языке говорят. ... ДВА ЛОЖНЫХ МИФА Мнимая традиционность русских сегодня служит основой сразу для двух, внешне противоположных, мифов, но оба не выдерживают критики при внимательном рассмотрении. С одной стороны, некоторые либеральные исследователи пытаются увидеть в современном плачевном положении жителей России усиление антидемократических, деспотических черт политической системы – последствия дурного русского характера. Возникает контрмиф о народе, который является источником собственных бед, неким объективным фактором, который вызывает неудачи любой реформы. Народ объявляется беспробудным пьяницей, варваром, которому недоступны ценности цивилизации, дух предпринимательства, трудолюбие. Отмечается при этом, что «феномен современного западничества отягощён деструктивным комплексом, в основе которого лежит резкое неприятие российской действительности». Надо ли говорить о злостной недобросовестности мифа? С другой стороны, представители нашей патриотической общественности с самыми, вероятно, лучшими намерениями призывают нас вернуться к патриархальному образу жизни, земледелию, многодетным семьям, православной духовности и коллективизму, ошибочно полагая, что эти ценности сохранили свою актуальность в стране, почти бесповоротно порвавшей уже со своими традициями и историей. Однако цитировавшееся выше исследование показало, что такие русские мифы, как «для русского человека важно не материальное преуспеяние, не карьера, а жизнь по правде и справедливости», «русский человек стремится делать добро не только для себя, а для всего человечества», «русский человек не может не быть честным», «русские честнее других народов», являются в современной России ценностями лишь традиционалистского сегмента общества, который стремительно сокращается.... ЦЕРКОВЬ СПАСЁТ? ....Как показали результаты исследования «Базовые ценности», формально отождествляющих себя с православием верующих можно разделить на «старых» и «новых». И если «старые православные» сохраняют в себе соборно-коллективистский менталитет, в чём-то, правда, очень сходный с советской традицией, то «новые православные» – это в основном носители индивидуалистического типа сознания, ориентированные на индивидуальный успех и, по-видимому, на индивидуальное спасение души. Для современных новорусских консерваторов характерны прагматизация и рационализация сознания, достаточно ироничное и секуляризованное отношение к религии, а их коллективизм основан скорее на корпоративистской этике, чем на сакральной соборности. ...Вот высказывания о религии, поддерживаемые новорусскими консерваторами: – «обряды, посты – всё это не столь уж важно, главное – жить по нравственным законам»; – «церковь должна заниматься только духовной сферой, не вмешиваясь в политику и повседневную жизнь общества»; – «важно во что-то верить, а конкретная форма веры не столь важна»; – «религия – это то, что привязывает человека к его истокам, к вере и обычаям предков». В связи с этим даже некоторые православные философы признают, что «религиозный миф перестаёт быть живым и превращается в иносказание, этнографическую диковинку или даже в примитивный бытовой ритуал, который сам по себе не порождает никаких чувств сверх тех, которые прихожанин приносит в Церковь. ...Антифундаментализм современного массового сознания, причём не только россиян, но и, по-видимому, всего западного мира, может быть с известной мерой условности охарактеризован как кризис монотеизма. Действительно, монотеистическое мировосприятие предполагает признание единой правды, абсолютной истины. Между тем более 55% опрошенных в ходе исследования согласились с утверждением, что «единой правды вообще не существует, у каждого она своя». Соответственно, православное мироощущение всё больше приобретает функцию национально-исторической идентичности, его «экзотерические» стороны (связанные с обрядами, ритуалами) становятся более актуальными, нежели эзотерические (связанные с поиском сокровенного смысла бытия). Как отмечает современный религиовед С. Филатов, «совершенно не случайно на вопрос: «Что такое в вашем понимании религия?» – люди отвечают: культура, верность национальным традициям, мораль. И лишь один из десяти – «личное спасение», «отношения человека с Богом». Одной из важнейших составляющих этики современного молодого преуспевающего русского является культ жизненного успеха. Поэтому неслучайно лишь 18% опрошенных россиян готовы согласиться с православным тезисом, будто «судьба посылает страдания наиболее достойным людям, страдания просветляют и очищают духовно», тогда как более 40% разделяют протестантистский тезис о том, что «судьба наказывает нас страданиями за грехи, а успехами и достатком вознаграждает за праведную и добродетельную жизнь». ГОСУДАРСТВО: УТРАТА ДОВЕРИЯ Вопреки расхожим представлениям о неизменной склонности русских к этатизму, культу государства как высшей силы, дающей народу смысл жизни, нынешние русские неоконсерваторы относятся к государству достаточно прагматично. По их мнению, «государство существует ради своих граждан; оно должно быть сильным, чтобы эффективно защищать их интересы» (68%), тогда как с традиционным взглядом на государство («государство олицетворяет высший смысл деятельности отдельных граждан; жить ради государства, самозабвенно служить ему – нравственный идеал русского человека») готовы согласиться только 9,5% опрошенных. Приведённые данные убедительно свидетельствуют о том, что в современной России государство перестало быть экзистенциальной ценностью, превратившись в сугубо инструментальную. И в этом нам представляется главный разрыв с так называемой русской традицией. Именно поэтому «западофобию» в сегодняшней России далеко не во всём следует интерпретировать буквально. По своей социально-культурной составляющей Россия является сегодня страной индивидуализированной и во многом вестернизированной. Восток с его культом коллектива, подавлением личности, патриархальной семьёй, в отличие от Запада, становится и культурно, и социально всё более чужд современному россиянину.... ....Наблюдается огромный разрыв между системой парадных ценностей и системой реальных ценностей, мотивирующих трудовую и социальную активность. С одной стороны, на уровне парадных ценностей общество стремится к «новому единству», оно очень патриотично, оно собирается «в кучу» вокруг национальных интересов, вокруг государства, вокруг образа будущего. Во всех опросах, связанных с поисками новой национальной идеи, на первое место выходит идея возрождения России как великой державы. С другой стороны, в своей реальной жизни постсоветский гражданин ничем не готов поступиться – не то что проливать кровь за «великую Россию», но даже самым малым. Консервативные ценности во многом повисают в воздухе и остаются не более чем парадными декларациями. Современное российское общество (как и общество 90-х) антимобилизационно, оно поддерживает власть ровно до того момента, пока власть лишь рассуждает о величии, но не требует от граждан никаких активных действий. Мы сами по себе – вы сами по себе. В то же время стремление общества к национальному единству, запрос на формирование дееспособной нации, безусловно, существует. Это некий идеал, который пока только греет, но не мотивирует. Идёт попытка формирования современной нации в России, поиск её базового смысла, но попытка эта сопряжена с большими сложностями и проблемами. Ясно одно: идеи восстановления традиционного уклада жизни, многодетных семей, русского коллективизма (являющегося своего рода экспортным брендом «русского характера»), патриархального быта в целом не имеют сегодня своих социально значимых носителей. Современная генерация россиян – в основном представляющих городской универсальный, унифицированный образ жизни – очень далека от каких-либо глубинных корней.

Балетка: urfine , я почитала(не все правда, большую часть), задумалась. Но эта статья не пробудила во мне негатива, даже позитива. Я просто усидела нашу действительнось. Про религию мне очень понравилось.

Леди Искренность: Балетка , я не в таком глубоком смысле имела ввиду. Я всего лишь о том, что теряюсь и боюсь опростоволоситься перед теми, кто умнее меня в профессии. Не более того.


Балетка: эти люди, перед которыми ты боишься опростоволоситься боятся того же самого, перед тем кто умнее их. Перед тобой тоже наверно есть люди эспытывающие тоже самое.

Эвелина: Балетка Удачи Вам на преподавательском поприще. Балетка пишет: вот первый день переживу и все мне будет непочем. Первое время они будут к вам присматриваться. Тут главное найти золотую серединку-не быть чересчур мягкой или суровой.

Zemlya Natalya: Балетка, как никто понимаю твои чувства... У самой 11-го конференция. Ситуация почти аналогичная. Ты - в центре внимания. Сейчас каждый день реппетируем и я пока ничего не могу сделать с волнением. Хотя в принципе, не боюсь ни людей в зале, ни профессоров за отдельным столиком. Просто от чего-то волнуюсь до дрожи и все тут...

La comtesse: Балеточка, у самой было такое же волнение перед первым уроком. Не переживай, все будет отлично! Главное-найти с ними контакт, и в этом плане тебе повезло, что возраст детишек самый подходящий. А каким видом танцев будешь заниматься?

Балетка: Zemlya Natalya La comtesse , да я волнуюсь, во первых потаму что первый день, а во вторых два гда в моей жизни ничего серьезного не происходило(кроме рождения ребенка, но это совсем другое), жила как говорим мы хореографы в пол силы. La comtesse буду заниматься джаз танцем, он мой любимый.

Zoreana: urfine Спасибо за статью. как правильно подмечено о новом времени.Спасибо.

Zoreana: Балетка главное начать,а там пойдет .как по маслу.

Тара: Балетка у Вас всё получится, будете вспоминать этот день с улыбкой... Вы не можете не понравиться детям

Эвелина: Балетка Как говорил всеми любимый Карлсон: "Спокойствие, только спокойствие". Главное, что Вы любите свое дело и готовы детям передать свое умение и любовь к танцу.

Gal_gu: Балетка , Верочка, не волнуйтесь! У вас все получится и все пройдет замечательно! Я тоже буду мысленно с вами. Дети чувствуют фальш очень тонко. Так что будте сама собой, не пытайтесь понравится или специально не понравится. Считайте себя капитаном, а значит единственным, кто все решает. Детям нужно, чтобы ими руководили и их учили. Это естественная потребность, даже, если сами дети в этом не признаются. СЧАСТЛИВОГО ВАМ ПЛАВАНИЯ, КАПИТАН-ВЕРА!! Маша, спасибо за статью! Главным наследием Советского Союза стало превращение росийского общества в собрание индивидуалистов, проживающих на одной территории. А теперь это собрание проходит долгий и болезненный обратный процесс превращения в общество. Описанное в статье, отношение к власти очень закономерно. Было бы странно ожидать чего-то другого после 70 лет равнодушия, откровенной эксплуатации во имя чего угодно, преследований и т д. Мне интересно следущее, девочки, как вы думаете: сколько времени займет этот процесс перерождения-востановления? Я сначала думала лет 15, а теперь считаю, что лет 25 не меньше.

Эвелина: Девочки, ушел из жизни Тихонов. Слишком много потерь за последнее время в кинематографе.

Mar Zysh: Эвелина и не говори, да и не только, вообще этот год какой -то плохой вышел...катастрофы...аварии.. вот мне интересно по 1 каналу сегодня уже покажут фильм о Тихонове, это что получается они уже на всех эти фильмы состряпали??? уж больно быстро...



полная версия страницы