Форум » Литературное кафе » Геральдика » Ответить

Геральдика

Nastya_Nefelin: Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. Предлагаю, давайте обсудим интересные для нас гербы, символы и связанные с ними легенды и исторические факты! [more] Если говорить, касаемо "Анжелики", то меня заинтересовал герб Пуату. Нашла на нескольких сайтах разные изображения флага и герба Пуату. а) Герб Пуату — Шаранта*: * - Здесь действует Правило тинктур: Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля. Между тем, существует достаточное количество гербов, нарушающих это правило (для подчёркивания особого статуса или из-за невежества создателей герба), а также множество различных аспектов, когда кажущееся на первый взгляд нарушение правила таковым не является. При этом металлами в геральдике являются золото и серебро. Согласно популярной гипотезе, возникновение правила связано с тем, что чередованием металлического блеска и более спокойных цветов на гербе достигается сильный контраст, что делает герб узнаваемым на расстоянии. В средневековье было весьма важным опознавать рыцарей на большом расстоянии. Это правило могло быть нарушено с целью подчеркнуть особый статус герба. К нарушающим правило гербам относится герб Иерусалимского королевства, в котором золотые кресты размещены в серебряном щите. Это нарушение, вероятно, было сделано чтобы показать высокий статус королевства по отношению к другим государствам. Подобные нарушения освящены временем и в геральдике не рассматриваются как нечто, нуждающееся в исправлении. б) Герб (флаг) исторической провинции Пуату: Описание: В червленом поле пять золотых замков в косой крест.[/more]

Ответов - 17, стр: 1 2 All

Анна: Отличная тема. Вот несколько ссылок: http://www.excurs.ru/ Экскурс в геральдику. http://geraldika.ru/ Согласно правилам, на гербе Пуату изображен "вздыбленный лев"?

Nastya_Nefelin: Спасибо большое за ссылки. Очень интересно. Анна пишет: Согласно правилам, на гербе Пуату изображен "вздыбленный лев"? Думаю, что да. Хотелось бы более изучить данный вопрос.

Nastya_Nefelin: А знаете ли вы, что наш двуглавый орел пришел к нам прямиком из Византии? Двуглавый орел стал государственной эмблемой Восточной Римской империи, а в 1261 году был изображен на гербе последней императорской династии Византии – Палеологов. Так орел попал на великокняжескую печать Ивана III-после его венчания с Софьей Палеолог. Первый русский собственно герб появился при Иване Грозном – первом русском царе, причем на груди у двуглавого орла первоначально был единорог, а потом появился Георгий Победоносец, символ Москвы и всего Московского княжества. Орел менялся – поднимал и распускал крылья, над его головами появлялись короны или православный крест, а в лапах – государственные регалии. Его головы смотрели одна – на Запад, другая – на Восток, а посередине была Россия. В XVII веке двуглавые птицы уселись на верхушках шатров Кремлевских башен. В 1935 году их заменили самоцветные звезды, и сейчас самое раннее изображение двуглавого орла в Москве можно увидеть в изразцовом фризе Степана Полубеса в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах – это 1654 год. Источники: Wikipedia (История герба России).


Nastya_Nefelin: Сколько орлов на российском гербе? А знаете ли вы (точнее замечали ли вы), что на российском гербе вовсе не один двуглавый орел. Если присмотреться, можно заметить, что на скипетре, который держит орел, расположился еще один орел – такой же двуглавый как и первый. Значит их два? Нет – их значительно больше, а точнее – бесконечное количество. Ведь располагающийся на скипетре орел тоже держит скипетр, увенчанный орлом и так далее. Эта геральдическая идея призвана символизировать вечность Российской державы. Источники: Л. Шарковская. Заблуждения о России.

Nastya_Nefelin: А есть ли все-таки герб? А знаете ли вы, что Япония является практически единственной страной, у которой нет официального государственного герба. Иногда, например на обложке заграничных паспортов, вместо него используется эмблема Императорского дома которая представляет собой символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы с двойным рядом (хотя, кстати, именно на паспортах второй ряд лепестков по какой-то причине не изображен). Хризантема, завезенная из Китая, в Японии стала символом счастья и мудрости. Также, японцы нередко ассоциировали этот яркий, пышущий силой и энергией цветок с солнцем. Поэтому, с давних времен хризантема являлась символом высокого положения или знатности. Император Готоба-ин, правитель (1183-1198) периода Камакура, был большим любителем цветков хризантемы и стал использовать их изображение в качестве собственной печати. Эту традицию продолжили другие императоры, и, со времен периода Камакура (XII-XIV вв.; тогда Японии появился первый сегунат), считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи. Официально шестнадцатилепестковая хризантема была признана камоном (гербом) правящего императорского дома в 1869 году приказом правительства Мэйдзи и с 1871 года лицам, не принадлежавшим к императорскому роду, строго запрещалось пользоваться им. После Второй мировой войны этот запрет был отменен, и, например, самый старший из японских орденов называется – Высший орден Хризантемы. Источники: Татьяна Косарева. Государственные символы Японии; Wikipedia (Императорская печать Японии, Камон, Император Го-Тоба).

Nastya_Nefelin: Национальные символы Комбинация Шотландского белого андреевского креста на голубом фоне, Ирландского красного андреевского креста на белом фоне и Английского красного георгиевского креста. Этот флаг называется Union Jack. Британский флаг Union Jack известен всему миру. Он является объединением национальных флагов стран, составляющих Соединенное Королевство. Национальный флаг Англии — белый с прямым крестом Святого Георгия, который считается небесным покровителем англичан. Георгиевский флаг начал использоваться англичанами не позднее 1277 года. [img]http://londonmania.ru/userfiles/flag%20Anglii.jpg[/img] Ранее использовались обратные по цветам знамёна: согласно английскому летописцу XIII века Мэтью Пари 13 января 1188 года крестоносцы трёх суверенов: Филиппа II Французского, Ричарда I Английского и Фридриха I Барбароссы решили использовать различные крестовые знамёна: • французы — красный крест на белом; • англичане — белый крест на красном; • немцы — зелёный крест на белом. Георгиевский флаг служил знаком национальности, а не принадлежности к королевскому двору. Например, на гравюре, посвящённой восстанию Уота Тайлера, последний изображён с георгиевским флагом, а король Англии — с королевским «четырёхчастным» штандартом. Некоторые исследователи считают, что именно под георгиевскими флагами корабли крестоносцев плыли на покорение Палестины в 1190 году. А особо доверчивые исследователи приписывают георгиевский флаг даже королю Вильгельму Завоевателю. Небесным покровителем Шотландии считается Святой Андрей. С ним связан и национальный флаг этой страны — косой(андреевский) крест на синем полотнище. Святой Андрей, один из апостолов, проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят в греческом городе Патры около 69 г.н.э. Его останки хранились 300 лет, и были перевезены в Шотландию одним из монахов. Косой крест ассоциируется со Святым Андреем, так как по преданию Святой был распят именно на таком кресте. Андреевский крест является национальной эмблемой Шотландии с XIII века (некоторые исследователи относят его даже к XII веку). Первое историческое упоминание об этом символе датируется 1165 годом, легенды же относят его к ещё более раннему периоду — ко временам короля Хунгуса (VIII в.). В начале XVII века английский трон достался сыну шотландской королевы Марии Стюарт Якову. Таким образом, под его короной оказались и Англия, и Шотландия. 12 апреля 1606 года Яков I (Яков VI Шотландский) утвердил единый флаг для обоих государств — «флаг королевских цветов», который сочетал в себе английский георгиевский и шотландский андреевский кресты (в синем поле прямой красный крест с белой окантовкой и косой белый крест). Новый флаг, получивший позже наименование Юнион Джек, было приказано поднимать на грот-мачте английским и шотландским кораблям.Как писалось в указе Якова: «После больших волнений между нашими возлюбленными подданными севера и юга, мы признали за благо объединить эти два флага». http://londonmania.ru/userfiles/400px-Flags_of_the_Union_Jack.png Само название, Юнион Джек, возможно возникло от фамильярного обращения к Якову — Jacques. Другая версия связывает слово «джек» с английским морским термином для гюйса (гюйс — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей). «Юнион» — союз Англии и Шотландии. 5 мая 1634 года, при Карле I, Юнион Джек был предписан военным кораблям(торговые корабли обязаны были нести Георгиевский либо Андреевский флаги), кормовыми флагами остались цветные флаги с георгиевским крестом в кантоне. 1 января 1801 года в композицию Юнион Джека был добавлен косой красный крест Святого Патрика, который должен был символизировать Ирландию. При этом крест Святого Патрика расположен не посередине Андреевского креста, а смещён в сторону, чтобы не оскорблять национальных чувств шотландцев. На сегодняшний день Британский флаг имеет следующие пропорции: длина L вдвое больше ширины S; ширина: Георгиеского креста A равна 1/5 ширины флага S; окантовки георгиевского креста равна 1/3 A; Андреевского креста равна 1/2 A; креста Святого Патрика равна 1/3 A; белой окантовки креста Святого Патрика равна 1/6 A. Флаг де-факто является национальным флагом. Хотя официально это нигде не зафиксировано. Военный флот использует белый флаг с красным крестом, а торговые корабли красный флаг (оба с вышеописанным «Юнион Джеком» в кантоне). Герб Великобритании [img] http://londonmania.ru/userfiles/Crest.jpg[/img] На гербе Великобритании размещены знаки, представляющие правящего монарха. Символ Елизаветы II — шифр EIIR встречается не только на гербе, но также и на правительственных зданиях, домах и даже почтовых ящиках. Внутри герба центральную часть занимает щит, разделенный на 4 части. Левый верхний и правый нижний углы представляют герб Англии — три золотистых леопарда на красном фоне. В правом верхнем углу основного герба расположен герб Шотландии – красный лев, стоящий на задних лапах внутри красных полос. В левом нижнем углу — герб Ирландии — желтая арфа на небесно-голубом. Использование дважды герба Англии — символ ведущей роли Англии в создании союза. Щит занимает устойчивое положение, так как его поддерживают два мифологических героя — Лев с короной на голове и серебристый единорог с золотым рогом, копытами и гривой и ошейником в виде маленьких скрепленных корон и цепью. Их действия можно оценить как поддержку союза Англии и Шотландии, так как они держат и охраняют щит. Под щитом проходит лента голубого цвета — своеобразная опора для Льва и Единорога, на которой написано «Dieu et mon droit» (Бог и мое право) — этот девиз придумал король Ричард I. Спор с Ирландией Арфа и трилистник — главные символы Ирландии. Изображение золотой арфы с серебряными струнами — государственный герб Ирландской Республики. Похожее изображение есть и на британском гербе. С самых первых дней существования независимого ирландского государства это вызывало большое недовольство ирландцев, которые потребовали изъять арфу с британского герба. Однако в британский герб арфа попала еще в те времена, когда Ирландия целиком входила в состав Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. После создания независимого ирландского государства название поменяли на Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, однако герб решили не трогать, посчитав, что арфа вполне подходит в качестве символа Северной Ирландии. Ирландские политики и историки убеждали британцев, что у Северной Ирландии есть собственный символ — изображение красной ладони на белом фоне, который известен с незапамятных времен. А вот арфа менее всего имеет отношение к той территории острова, которая осталась в составе Соединенного Королевства. Консервативные британцы оставили просьбы и требования ирландцев без удовлетворения. Во-первых, королевский герб Британии уже и так однажды менялся, когда после окончательного разрешения территориальных споров с Францией в конце средних веков из него изъяли символ французских королей — три золотые лилии. Во-вторых, заменить ирландскую арфу было нечем - ну не красной же ладонью?! В итоге, ирландцы успокоились тем, что изображение арфы на британском гербе сильно отличается от арфы на гербе Ирландии. И наконец, ирландцы не устают надеяться на то, что когда-нибудь северные графства Ирландии, находящиеся под британским контролем, воссоединятся с Ирландской Республикой и тогда уж британским властям все же придется поменять герб.

Nastya_Nefelin: Интересные фактики. Девиз на гербе Великобритании написан на французском языке: "Dieu et mon droit" («Бог и мое право»). Акт английского парламента об обязательном использовании английского языка в государственных судах также был написан на французском. На гербе Элтона Джона изображены 2 круга белый и черный: черный сиволизирует виниловую пластинку, белый — компакт диск. На гербе Латвийской ССР было изображено солнце, восходящее из моря. Только художник не учёл, что Балтийское море находится к западу от территории Латвии. Поэтому солнце могло в это море только заходить, что можно было воспринимать как символ регресса вместо прогресса. Бобр изображен на гербе г. Иркутска с 1880 года. Впоследствии оказалось, что там должен быть не бобр, а бабр (устаревшее название уссурийского тигра). В итоге название герба изменили на бабр, а изображение бобра оставили. Пермский герб присутствовал на одном из шести щитов, которые изображались на Большом государственном гербе Российской империи 1882 года. Амурский тигр изображён на флаге и гербе Приморского края, а также на многих геральдических символах городов и районов края. Также амурский тигр изображён на гербе Хабаровского края. Кенгуру и страусы-эму не могут ходить задом, за что удостоились чести быть размещёнными на австралийском гербе.

Nastya_Nefelin: Интересные факты о гербе СССР герб 1923 При работе над гербом СССР художник стремился как можно нагляднее и точнее изобразить все элементы герба Следуя этому принципу, он видимо попросил достать ему "настоящий крестьянский серп" Рукоять серпа имеет утолщение в нижней части, т.е. серп насажен на более тонкий его конец. Точно также крепятся рукоятки многих других инструментов (напильники, скребки и др.), т.к. утолщенная часть рукояти создает удобство и надежность в удержании. Причин насадки серпа на утолщенный конец рукояти могло быть несколько: например, повреждение тонкого конца ручки при небрежной насадке, появление в этом месте трещин и т.п.; в любом случае это делалось для временного использования серпа. Можно только предположить, что когда из города пришел запрос предоставить серп как образец, крестьяне отдали не нужный в хозяйстве, со сломанной ручкой И в комиссии ЦИК не нашлось ни одного человека, который бы обратил внимание на то, что рукоятка серпа насажена вверх ногами. Герб с бракованным серпом появился на государственной печати, различных бланках государственных бумаг, на банкнотах, монетах, нагрудных знаках, кокардах.. Ошибка была исправлена только через 14 лет герб 1937 года

Nastya_Nefelin: и был период, когда российский орел был украшен розочками и цветочками...

Nastya_Nefelin: Легенда о барсе и наука о гербах (О гербе города Самарканда) Символические знаки были известны на Востоке с незапамятных времен. С возникновением частной собственности появилась и необходимость личных знаков принадлежности, которые передавались по наследству вместе с собственностью и становились своеобразным "свидетельством о рождении" основателя рода. Позднее восточная знаковая традиция объединилась с европейским опытом и вошла составной частью в науку геральдику. Современная геральдика стала общечеловеческим достоянием, а ее законы соблюдаются во всех странах мира, независимо от того, кому принадлежит герб государству, городу или отдельной личности. Но в любом случае первым и основным требованием геральдики является установление происхождения владельца герба. Не "звездный час", не какие-то другие события в истории владельца герба, а только его происхождение. К сожалению, большинство древних городов мира не сохранило исторических данных о своих истоках, о первой "точке отсчета" в собственной истории. Поэтому геральдика дает право устанавливать владельца герба на основе народного творчества: легенд, мифов, сказаний. Главное, чтобы герб выражал дух "первородства" его владельца. Наглядным примером такого решения является герб древнего Рима. Его идейной основой стала народная легенда о "волчице"вскормившей двух братьев - Ромула и Рема, которые впоследствии основали город Рим. Удивительно, но факт: несколько лет назад в Риме была предпринята попытка заменить старый герб на новый. Но эта инициатива с позором провалилась, т.к. в защиту своей "волчицы" выступили не только жители Рима, но и большинство итальянцев. Объяснение Клавихо тамги Тимура полностью соответствует воззрениям античности, по которым обитаемый мир - Ойкумена ? состоял из трех соединенных между собой частей света: Европы, Азии, Африки, по периферии омываемых Внешним океаном. Идея овладения миром, что на практике пытался осуществить Александр Македонский и позже римляне, также претендовавшие на мировое господство, была символически отражена Амиром Темуром в грех кольцах. Интересно, что в дореволюционном гербе г.Самарканда, описание которого приводится в сборнике "Гербы городов Российской Империи", можно увидеть те же три кольца Темура, помещенные в верхней части голубого щита, обрамленного Александровской лентой с гроздьями винограда и увенчанного зубчатой башенкой. В гербе Самаркандской области вместо башенки щит увенчан древней царской короной. Современный герб Самарканда (автор - Улько Г.И.) утвержден в июле 1994 г. Основу герба составляет красный щит - символ защиты города. В центре изображен снежный барс с крыльями, по легенде благословивший постройку города. Внизу - золотистая волнообразная линия, символизирующая реку Зарафшан, "несущую золото". В верхней части герба - семиконечная бирюзовая звезда - почитаемый на Востоке знак совершенства, единства науки, искусства, архитектуры. Город как человек, он с особой теплотой мысленно возвращается в свое детство. Закон "первородства" соблюдали все правители прошлого, в том числе и Амир Темур. И поэтому они никогда не допускали введения своих родовых знаков в гербы городов. Иначе каждый город имел бы столько гербов, сколько было у него правителей. Для самоутверждения правителя существовали более сильные и надежные средства, лучшим из которых являлось производство собственных монет. Изготовленные в металле, огромными тиражами эти монеты распространялись по всему миру, прославляя время правителя и его имя, в этом отношении не было правителей, равных Амиру Темуру. Его монеты, изготовленные из серебра высокой пробы, до сих пор представляют не только материальную ценность, но в еще большей степени ценность историческую и научную. Кстати, царь Николай II тоже имел свой родовой символ фантастического "грифона". Но этот "грифон" всегда оставался в пределах личной собственности императора. В государственном гербе Российской империи его нет. В наше время изготовление различных знаков приняло массовый характер: значки, эмблемы, медали, ордена и т.д. Но с гербом они не связаны не только из-за своей массовости, но и по причине их функциональных различий; герб должен быть уникальным во всем. Возвращаясь к гербу Самарканда 1910 г., необходимо вспомнить, что среди главных требований геральдики есть правило, которое определяет герб, как символ защиты его владельца. Поэтому внешний вид герба должен соответствовать традиционной форме боевого щита в данном регионе. Если на Западе боевые щиты в основном были прямоугольные, то на Востоке боевой щит - всегда круг. Анализируя герб Самарканда 1910 г., мы видим, что он прямоугольник, с заостренным концом внизу. В центре этого герба, где должна быть главная геральдическая фигура, говорящая о "происхождении города" тамга Амира Темура три кольца. На языке геральдики это означает, что Самарканд европейский город, основанный Амиром Темуром... Произойди этот геральдический казус при Амире Темуре, то подобная вольность дорого обошлась бы ее автору. Грозный правитель не только сам был законопослушен, но строго требовал тоге же от других. Нарушения законов геральдики - прямого ответа нет. Не исключено, что это результат юбилейной горячки, с которой царское правительство готовилось в 1913 году отметить 300 летие дома Романовых. Именно тогда, в числе многих юбилейных мероприятий состоялось утверждение гербов городов Российской империи, в том числе и городов Самаркандской области: Самарканда, Джизака, Катта-Кургана и др. К сожалению, все эти гербы изготовлены стандартно и с одинаковыми нарушениями геральдики. Основное отличие одного герба от другого в том, что на месте главных фигур символов, говорящих о происхождении города - отраслевые знаки: табаководство, шелководство и т.д. Таким образом, очевидно, что герб Самарканда 1910 г. далек от совершенства и предлагать его в качестве образца могут только малокомпетентные люди, слабо разбирающиеся в геральдике и не изучившие всесторонне предмета, о котором берутся судить. Вернемся к истории создания современного герба Самарканда. Известно, что конкурс на лучший проект герба Самарканда длился более 25 лет. На первый взгляд этот гербовый марафон говорит о нашей слабости. Но время показало, что нас вдохновляла ответственность за порученное дело. И действительно, все участники конкурса, многочисленное жюри и руководство города за время конкурса проделали огромную совместную творческую работу в поиске наилучшего решения герба города. Одновременно это была и своеобразная школа для общественности города. В обсуждении проектов герба принимали участие ученые ВУЗов, работники музеев, археологи и др. На конкурсе доминировали две гербовые идеи и обе были связаны с миром животных. Одна идея представляла "льва с солнцем", другая "барса с крыльями". И это не случайно. В качестве главных гербовых фигур геральдика широко использует представителей фауны. В геральдике они означают символы природы. Но их характеристики четко регламентированы законами геральдики. Так, лев означает силу и власть. И потому он должен изображаться с головой в профиль и открытой пастью, на лапах -выпущенные когти. Барс символ храбрости и благородства. Он должен изображаться стоящим на трех ногах, четвертая - вытянута вперед. Голова с закрытой пастью повернута к зрителю, лапы без когтей. Но проект герба "лев и солнце" изначально был обречен на неудачу не только потому, что повторял аналогичное изображение с портала самаркандского Шер-Дора. Геральдика категорически запрещает использовать ту символику, которая принадлежит другим владельцам. В данном случае лев и солнце давно является главной фигурой в гербе Ирана. "Снежный барс" достиг финиша благодаря соблюдению законов геральдики. Принципиальный творческий поиск, при соблюдении правил игры рано или поздно должен был привести нас к "легенде о снежном барсе". Эта легенда говорит нам о многом: "...Когда на холмах Афрасиаба появились первые поселенцы и начали возводить для себя жилища, с Зерафшанских гор спустился снежный барс. Он обошел прекрасное поселение и благословил его жителей на строительство города будущего Самарканда. С тех пор самаркандцы называли себя "барсами". "...Их герб и знамена всегда украшались его изображением" "...Самаркандцы были горды, своенравны и не терпели лжи". "..В любой стране, где бывали самаркандцы, они отличались от других людей". "...Душа их открыта к прекрасному, среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир". Легенда изящна по форме и глубоко народна. Благословление снежного барса на строительство города - образ единства человека и природы. В гербе Самарканда - это главная идея. Легенда свободна от политических и религиозных взглядов. Она сохранила в чистоте свою нравственную сущность, которую передает нам по наследству, как гражданственность и патриотизм к своему городу. Легенда интересна еще тем, что в характеристиках древних самаркандцев легко узнаются самаркандцы сегодняшние. Древняя легенда выдержала тысячелетнее испытание на прочность и поэтому является бесценным достоянием народа. Объявлять ее "непопулярной в народе" значит объявить ей смертный приговор. Историю полезнее изучать, а не переписывать ее заново в угоду конъюнктуре. Изобразительное решение герба построено на единстве традиций искусства древнего Самарканда и современности. Герб состоит из круга - боевого щита красного цвета, в центре - главная гербовая фигура легендарного снежного барса с крыльями, в позе благословения. Как в древности, так и в современной геральдике, крылья означают вдохновение. Внизу герба золотая волнистая линия - река Зеравшан, на берегах которой вырос город Самарканд. Вверху герба семиконечная бирюзовая звезда древний восточный символ гармонии. Звезда и ее цвет означают гармонию самаркандских памятников архитектуры, у которых доминирующий цвет - бирюзовый. Широкая линия вокруг герба не является гербовой фигурой. Она выделяет герб из окружающей среды подобно раме в картине. Но ее растительный орнамент глубоко содержателен. Орнамент свободно движется по кругу, ритмично фиксируя свое положение листьями: "низ -- верх", верх - низ", и т.д. На образном народном языке такая композиция означает смену поколений, где "низ" старшие, "верх" - младшие. Не случайно у всех народов мира этот бесконечный орнамент называется "вечное движение жизни". Поразительно просто и мудро. 15 июля 1994 года по рекомендации жюри конкурса сессия Самаркандского городского Совета народных депутатов единогласно утвердила новый герб Самарканда с легендарным снежным барсом. Но как любой новорожденный, герб сразу же потребовал поддержки, защиты, т.к. вхождение его в реальную жизнь города связана с проблемами его массового изготовления. К сожалению, первыми начали "осваивать" герб не художники, а ремесленники. Они пользуются плохими фотопубликациями герба в местной печати, типографические возможности которых сильно ограничены. Таким образом, герб оказался беззащитен перед произволом случайных людей. Автор герба глубоко переживал за судьбу "крылатого барса", и в одиночку пытался оказать ему практическую помощь. Более года велась работа по переводу герба в различные материалы: текстиль, металл, бетон и т.д. Не нарушая геральдической основы, изображение герба приобрела более универсальную форму, способную без ущерба переходить в любой материал. Так, по заказу Сиабского хокимията шелкоткацкая фабрика удачно выполнила серию гербов на текстиле для праздничного оформления улиц города. К международному теннисному турниру "Челленджер" Городской хокимият выпустил специальный альбом и плакаты, где в хорошем полиграфическом исполнении воспроизведен герб Самарканда. Можно привести и другие примеры использования герба города. Но этого мало. Нужны серьезные меры на уровне руководства города по защите герба от искажений. Оформить правовую защиту герба Самарканда в юридических органах. Осуществить массовый выпуск плаката с гербом Самарканда в качественном полиграфическом издании. Хорошее изображение герба сразу же снимет главные причины искажения, и станет надежным гарантом в любой работе над гербом. Самаркандской организации Союза художников РУз освоить высокохудожественное изготовление гербов в различных материалах. Главным художникам города и районов усилить контроль за качеством декоративных установок с гербом Самарканда. Завершая авторскую исповедь перед согражданами о гербе Самарканда, хочется "верить, что придет время, когда современные самаркандцы будут гордиться споим гербом города так же, как гордились наши древние сограждане, называя себя "барсами". Но для этого нужно помочь "барсу" сегодня, и тогда он будет помогать нам всегда. Улько Г.И. - заслуженный деятель искусств Узбекистана, автор герба города Самарканда. Источники: Виртуальный Самарканд

Анна: Nastya_Nefelin пишет: Бобр изображен на гербе г. Иркутска с 1880 года. Впоследствии оказалось, что там должен быть не бобр, а бабр (устаревшее название уссурийского тигра). В итоге название герба изменили на бабр, а изображение бобра оставили. История с гербом Иркутска еще более интересная. Изображен там вовсе не бобр, и не тигр, а химера См. Википедию и сайт геральдика.ру Герб Иркутска, утверждённый в 1997 году, представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный «бабр» с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Первоначально на печатях Иркутского острога изображался одноглавый орёл, который в 1689 перекочевал в печать Нерчинска. Печать с изображением бабра, держащего в пасти соболя, использовалась Якутским острогом с 1635 года, а в более позднее время в печати ленской таможни. Эта символика была воспроизведена в гербе и печати Иркутска, утверждёнными, как принято считать, 18 февраля 1690 года. По мнению историка А. Дулова эта дата является неправдаподобной: если печать и могла появиться в конце XVII столетия, то герб возник не раньше 1760-х годов при учреждении Иркутской губернии. Герб города со следующим описанием: «в серебряном поле щита бегущий бабр, а в роту у него соболь. Сей герб старый.» был утверждён Екатериной II в 1790 году. Тогда же бабр появился на гербах Охотска, Нижнекамчатска и других городов, подчинявшихся Иркутску. Словом «бабр» русские с XVII века называли ранее неизвестного им тигра, обитавшего в Прибайкалье и впоследствии истреблённого. Иркутский современник в 1817 году отмечал:[109] Бабр — большой, сильный и лютый зверь..., которого относят к роду тигров. Из китайских владений через границу иногда перебегают бабры в Иркутскую губернию, особенно бывают нередко в краю Нерчинском. После геральдической реформы Б. Кёне в 1878 году Иркутск получил губернский герб, сильно отличавшийся от прежнего. Тогда по ошибке столичных чиновников малоизвестное слово бабр превратилось в более знакомое — бобр, а на гербе появился фантастический зверь чёрной окраски с кошачьей мордой, чешуйчатым хвостом и перепончатыми лапами. В годы советской власти о гербах городов впервые вспомнили в 1950-е годы: иркутский бабр стал воспроизводиться на открытках и в литературе. В 1996 году в качестве герба Иркутска был утверждён герб дореволюционного варианта 1878 года с незначительными изменениями.[110] Далее изображены Печать Иркутска XVII в. Тигр (бабр) держит в зубах соболя. Герб Иркутска 1790 г. На гербе тигр (бабр) Герб Иркутска, XIX в. (аналогичный современному) Вместо тигра изображен гибрид - хищник с кошачьей мордой и кошачьими передними лапами. Задние лапы похожи на бобровые, хвост тоже как у бОбра. Известно, что в гербах городов, включенных в какую-либо губернию, тоже изображался герб главного города (в верхнем поле). В наше время на гербах некоторых городах Иркутской области и соседних областей (ранее входивших в Иркутскую губернию), изображен старинный тигр, а в некоторых - новый бАбр.

Nastya_Nefelin: Анна пишет: История с гербом Иркутска еще более интересная. Изображен там вовсе не бобр, и не тигр, а химера Так это вовсе не бобр.)) Ну надо же. А химер я люблю. Вообще, геральдика, как и симвология всегда меня привлекала. Спасибо большое за это пояснение.

Леди Искренность: В этой связи интересен флаг Тулузы click here на котором изображен крест почти такой, как описан в книге относительно креста альбигойцев, и такой, какой был на перстне-печатке Жоффрея.

Nastya_Nefelin: Леди Искренность пишет: на котором изображен крест почти такой, как описан в книге относительно креста альбигойцев, и такой, какой был на перстне-печатке Жоффрея. В книге или в фильме?

Леди Искренность: В книге

Nastya_Nefelin: Леди Искренность пишет: В книге Интересно.

Леди Искренность: А то!!!!



полная версия страницы