Форум » Литературное кафе » Французское законодательство Средневековья и раннего Нового времени » Ответить

Французское законодательство Средневековья и раннего Нового времени

Анна: Французское законодательство Средневековья и раннего Нового времени.

Ответов - 58, стр: 1 2 3 4 All

Ryana: Анна пишет: Но если Анжелика назначила ему определенную ренту, то сверх этой суммы он брать не сможет. Тут какое-то противоречие. такое же, как и случае с рудником. В общем ясно, что дело темное. urfine пишет: (личное имущество жены, не вошедшее в приданое (не уточняется что это) Это например, если она наследница рода, у нее есть имущество, которое мужу не отдается. Или личные вещи, драгоценности к примеру. Т.е. то на что муж не имеет право. Оно и оговаривалось в контрактах. Леди Искренность пишет: Из всего написанного, я так понимаю, можно сделать вывод, что со смертью Пейрака, рудник возвращался анжелике, исходя из прав наследования, автоматически. Просто она об этом не знала. Вот, надо было ей в монастыре лучше учиться.

Оленька: Ryana пишет: Вот, надо было ей в монастыре лучше учиться. Вы полагаете в монастыре было что-то типа предмета "Правовое регулирование брачно-семейных и наследственных отношений".

Оленька: Ryana пишет: Это например, если она наследница рода, у нее есть имущество, которое мужу не отдается. А разве дочери наследовали тогда имущество своей семьи, ведь получалось, что она после замужества уже не принадлежала к своему роду, а принадлежала роду мужа. Скорее тут идет речь о каких-то подарках лично женщине, например какой-нибудь дядя подарил ей ценный подарок в виде нежвижимости и это будет принадлежать лично ей.

Оленька: Семейное и наследственное право. Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI—XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя по-прежнему фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Кроме того, в XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия. В связи с нерасторжимостью брака по каноническому праву парламент не мог признать его недействительным, но объявлял заключенным незаконно. В результате брак не порождал юридических последствий. Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему жены, совместное проживание и т.п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. В стране обычного права родительская власть рассматривались как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. Здесь также длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены. В период позднего средневековья под влиянием норм римского права сократилась имущественная правосубъектность жены. На юге все сделки, заключённые ею без согласия мужа, признавались ничтожными. Напротив, на севере режим общности имущества пе- рестал был обязательным, и за супругами закрепилась большая свобода решать свои имущественные взаимоотношения по обоюдному согласию. Повсеместно во Франции к этому времени усиливается родительская (прежде всего отцовская) власть над детьми, которые, как и в римском праве, не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей. В наследственном праве Франции наиболее характерным институтом был майорат, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям, выдавать замуж сестер. На юге Франции под влиянием римского права широкое распространение получили завещания. В них особенно было заинтересовано духовенство, поскольку священники считались исполнителями завещательной воли умершего и часть завещанного имущества отказывалась церкви. Под воздействием церкви завещание все более начинает проникать и в обычное право, хотя завещательная свобода на севере была существенно ограничена в пользу законных наследников. Последние не могли быть лишены наследства завещательным распоряжением без особо серьезных к тому оснований. Вот ссылка на всю книгу http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/21.php

Оленька: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. В средневековой Франции семейное право регламентировалось каноническим правом. Были установлены правила при заключении брака:  брачный возраст: 14 - для мальчиков, 12 - для девочек.  недействительными считались браки: • духовенства и монашествующих • с некрещеными; • между родственниками; • под влиянием насилия или ошибки; • без согласия;  незаконный брак: • после помолвки с другим лицом; • в постный день; • без предварительного публичного согласия;  церковный обряд. Брак сохранял силу, супруги подлежали церковному обряду. Супружеская измена – правонарушение. Главой семьи являлся муж, он же имел права наносить жене телесные наказания. С XIVв. Жена не имеет дееспособности. Церковная – единственная форма брака. Главный принцип брачно-семейных отношений – власть мужа и отца. На севере Франции – отношения свободные, общность имущества, которым распоряжается муж. На юге Франции – римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял. Тут вот еще какая заковыка Анж. у нас девушка с севера, а наш Жоффрей - южанин. Вот и получается, что по закону т.с. страны мужа Анж. принадлежит рудник, а по закону страны жены (где на минутку заключен брак - это важно) рудник в совместной собственности, следовательно, арест д.б. наложен и на рудник, а Анж. уже через суд могла вытребовать снятие ареста со своей половины.

Ryana: Оленька пишет: А разве дочери наследовали тогда имущество своей семьи, ведь получалось, что она после замужества уже не принадлежала к своему роду, а принадлежала роду мужа. Ну да, если в семье одна только дочь или одни дочери. Кому еще оставлять. Оленька пишет: Вы полагаете в монастыре было что-то типа предмета "Правовое регулирование брачно-семейных и наследственных отношений". Я предполагаю, что там было что-то вроде Права и обязанности жены. Оленька пишет: Скорее тут идет речь о каких-то подарках лично женщине, например какой-нибудь дядя подарил ей ценный подарок в виде нежвижимости и это будет принадлежать лично ей. Скорее не подарил, а завещал. Это тоже, но второе возникает после брака, а первое уже имеет место быть до замужества.

Оленька: Ryana пишет: но второе возникает после брака Я и имела ввиду, что подарки или наследство замужней женщины, принадлежат только ей, если она не захочет внести их общую собственность или если иное не урегулировани законом.

toulouse: Оленька пишет: после приговора, были изданы указы на аресты ее и Дегре дегре хотели арестовать в зале суда, это я помню. А разве был приказ об аресте Анжелики?

Оленька: toulouse пишет: А разве был приказ об аресте Анжелики? А когда после суда "в снежной пелене" они разговаривают, кажется там было, что изданы указы об аресте ее и его и еще кто-то там упоминался. Хотя я на свою память в полной мере не полагаюсь, после сессии.

Анна: Оленька пишет:  недействительными считались браки: • • между родственниками; А интересно, до какой степени родства запрещались браки? На севере Франции – отношения свободные, общность имущества, которым распоряжается муж. На юге Франции – римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял. Значит, не существовало общей законодательной базы для всего королевства? Если нет, можно ли считать Францию централизованным государством?

Оленька: Анна пишет: А интересно, до какой степени родства запрещались браки? я тоже заинтересовалась этим вопросом, занимаюсь поиском. Анна пишет: общий закон для всего королевства Анна там идет разделение на обычное и писанное право. Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. На Юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось римское право, которое имело здесь достаточно глубокие исторические корни. Влияние римского права в Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило свои позиции и в века, последовавшие за падением римской империи, но трансформировалось в своеобразное галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варва-ризированный сборник римского права, составленный вестготским королем Алариком. Французские юристы, комментирующие эти памятники римского права и использующие при этом методы, подобные глоссированию, развернули свою деятельность еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов. Но настоящий ренессанс римского права во Франции начинается XIII в. на Юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Один из видных представителей этой школы — Плаце-тин — организовал в начале XIII в. преподавание римского права (прежде всего Дигест Юстиниана) в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции. Отношение королевской власти к римскому праву во Франции сначала было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, использовали легистов в государственном аппарате. Но, с другой стороны, узаконение римского права могло быть понято как признание верховенства римско-германского императора. Поэтому король Филипп Август даже запретил преподавание римского права в Парижском университете, хотя оно изучалось в других университетах королевского домена. В Парижском университете официально преподавание римского права было разрешено в 1679 году при короле Людовике XIV. Признав доктринальное значение римского права, французские короли ограничивали его практическое применение. Людовик Святой (XIII в.) постановил, что оно не является обязательным во французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права. Что же касается Юга, то здесь был найден своеобразный выход в том, что королевская власть (с 1312 года при Филиппе Красивом) признала римское право как своего рода вид "писаного обычая". Отсюда Юг Франции первоначально считался страной обычного права, и только с XIV в. за ним окончательно закрепилось назва-. ние "страны писаного права". Впрочем демаркационная линия между этими двумя территориальными правовыми массивами Франции никогда не была абсолютно точной и безусловной. Полностью можно прочитать здесь http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/21.php

Оленька: Некоторые особенности французского средневекового права Главной особенностью можно считать отсутствие единой правовой системы. Другая особенность - большое значение канонического церковного права. На юге Франции существовало римское право, на севере - обычное (сборники его назывались кутюмами). В каждой провинции действовали собственные законы. С конца XV века влияние римского права распространилось на всю страну. Однако большинство жителей Франции находились по-прежнему в сфере действия сеньориального права. Типичный сборник законов того времени - сборник законов XIII века - кутюмы Бовези. Они предусматривали чрезвычайно жестокие наказания за правонарушения. За 80 с лишним правонарушений полагалось сожжение живьем, за 170 - виселица. Предусматривалось также колесование, четвертование и т. д. Таким образом, главной задачей права было устрашающее возмездие. Уголовный процесс был тайным, с применением пыток ко всем участникам процесса, включая и свидетелей. Только во времена Ришелье во Франции возродился институт апелляции. Можно с уверенностью говорить о том, что самостоятельной целостной судебной системы во Франции в средние века создано не было. Ю. В. Пахомов, 2004-2005

toulouse: Оленька по новой версии: Из разговора в потерне Тампля. Дегре: Когда я выходил из Дворца правосудия, меня пытались арестовать, но Сорбонна загрызла одного из полицейских. По счастью, мне удалось скрыться. Собака взяла ваш след и привела меня сюда. Теперь вы должны исчезнуть. Вы меня поняли? У вас больше нет имени, вы ничего больше не предпринимаете, вообще ничего. Иначе однажды утром вас найдут в Сене, как и отца Кирше, а ваш сын станет круглым сиротой. Что до меня, то я предвидел ужасную развязку и подготовился к ней. У ворот Сен-Мартен меня ждет лошадь. Через несколько часов я уже буду далеко отсюда. так что об аресте Анжелики речи не идет.

Оленька: toulouse спасибо, значит память меня все же подвела. Речь об аресте была в фильме.

Леди Искренность: Оленька пишет: в постный день; Класс! Значит женитьба в постный день не считается... Интересно, в какой я замуж выходила...



полная версия страницы