Форум » Литературное кафе » Нантский эдикт » Ответить

Нантский эдикт

urfine: Итак, обсуждаем Нантский эдикт. Нантский Эдикт — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598). Отменён Людовиком XIV в 1685. (Википедия).

Ответов - 29, стр: 1 2 All

княгиня Спадо: Мне кажется что Кальвин "умер" здесь от рук священников, ведь каждая религия оплачивается,а он выступал за простоту, чесность вот его и "убили". А данный едикт одобряю,за него я бы королю руки целовала , а Людовик 14 настоящий дурак в данной ситуации(простите за такое выражение!),в етот раз король сглупил;я думаю что несделай он етого, крах монархии можно было бы предотвратить. Его дед наверное из гроба встал бы узнай он ето.

Арабелла: княгиня Спадо пишет: Мне кажется что Кальвин "умер" здесь от рук священников, ведь каждая религия оплачивается,а он выступал за простоту, чесность вот его и "убили". А данный едикт одобряю,за него я бы королю руки целовала Я конечно, извиняюсь... Но кто и когда "убил" Кальвина? Можете пояснить? Вроде как он умер в своей постели. Что до целования рук Его величеству. Полагаю все же, что Анри/Генрих сделал это (издал эдикт) вовсе не по доброте душевной или из чувства благородства. А лишь из политических соображений.

княгиня Спадо: Недумаю, что по полит причинам, а потому что ето были его люди да и сам он долго был кальвинистом. Говоря о Кальвине, я имела ввиду саму его религию как государственную для Франции. Какие еще аргументы, господа и дамы?

Анна: княгиня Спадо Увы, большинство правителей действуют именно из политической необходимости, и ничего личного. Генрих IV несколько раз менял конфессию из политической необходимости (Париж стоит мессы), и Нантский эдикт принял (будучи уже католиком), чтобы удержать власть и объединить в своем государстве людей разных конфессий, а протестанты тогда были во Франции огромной силой. Так что в те времена это было совершенно правильное решение. Однако в течение восьмидесяти с лишним лет протестантов постепенно лишали прав, вытесняли из конфессии и из страны, считая их агентами влияния. Людовик завершил этот процесс, так как он создавал централизованное государство. Не думаю, что он был прав - тысячи богатых, образованных, энергичных людей были вынуждены покинуть Францию. Утечка мозгов и денег никому пользы не приносила К тому же делалось это зачастую зверскими методами. Но вот не знаю - был ли у Людовика другой выход? Мог ли он сознательно остановить и прекратить превращение Франции в моноконфессиональную страну? И почему Франция не стала протестантской?

Арабелла: Анна пишет: Мог ли он сознательно остановить и прекратить превращение Франции в моноконфессиональную страну? Скорее всего Не захотел бы (прекращать и останавливать), так как Анна пишет: так как он создавал централизованное государство Абсолютизм во Франции строился вокруг государственной религии, главой которой был король. "Один король - один закон - одна религия." А у кальвинизма и католицизма несколько разные идеологии, иной раз идущие вразрез. К слову, ко времени правления Луи 14, протестанты были уже не такой уж большой силой, как во времена Анри 4, и от их прав и привилегий оставалось не так уж и много. Если во времена правления Анри 4 гугеноты составляли 5-ю часть всего населения (сила, с которой приходилось считаться), то к отмене Эдикта их численность снизилась до 1/10 -ой. И, хотя эти последние гугеноты продолжали цепляться за остатки своих привилегий, были верными подданными, и способствовали экономике и развитию государства, они мешали королю уже "самим своим существованием". (Чем Пейрак провинился перед королем? Тоже самим своим существованием. Своей независимостью. При всех своих научных достижениях и вкладе в королевскую казну - весьма солидной части от налогов Лангедока). Кстати, есть книга "Повседневная жизнь королевских мушкетеров" Е.Глаголевой. В ней есть весьма интересная статья "Католики и Гугеноты". Весьма большая, но написано легко и доступно. Католики и Гугеноты. Нантский эдикт.

княгиня Спадо: Из-за такой политики страдали люди, а отмена сего чуда спровоцыровала утечку большого количества людей, культурный застой, економический кризис и как результат революцию. А вот гугенотов жалко, тоже веть люди!

Леди Искренность: Анна пишет: Интересно рассудить будет, почему все же во Франции не прижился протестантизм. В чем дело - в политической коньюнктуре времени или в более глобальных исторических процессах? Наверное потому, что для француза более свойственно заработав за несколько дней то, что обычно получали за дольший период, оставили работу у помещика. в силу менталитета. Все же средиземноморские народы: итальянцы, испанцы, греки, французы… более склонны к созерцанию, праздности, беззаботности и словоблудию. Это не практичные педанты и трудяги немцы, англичане, скандинавы… Как там в книге: "больше любят нежиться на солнышке, чем работать".

Леди Искренность: Акварель, рады приветствовать!

Арабелла: Леди Искренность пишет: в силу менталитета. Все же средиземноморские народы: итальянцы, испанцы, греки, французы… более склонны к созерцанию, праздности, беззаботности и словоблудию. Это не практичные педанты и трудяги немцы, англичане, скандинавы… Как там в книге: "больше любят нежиться на солнышке, чем работать". С одной стороны - да. Но как ни странно, во Франции бОльшая часть гугенотов проживала именно на Юге, в той области, если провести (грубо говоря) небольшую дугу от Ла Рошели до г. Валанс. Крупные общины существовали также в Нормандии, и Орлеане, а также в других регионах страны, но были не так многочисленны. Некоторые города Юга были полностью протестантскими - Ла-Рошель, Монтобан и др. Большинство гугенотов все-таки облюбовали для себя именно Юг, где можно "понежиться на солнышке", а не среднюю или северную часть страны, удаленную от Средиземного моря довольно таки далеко по тем меркам, и где для того чтобы выжить-прожить требовалось гораздо больше усилий. Исходя из "средиземноморского" менталитета, по идее, должно быть наоборот...

Леди Искренность: Тогда больше гипотез нет.

Арабелла: Анна пишет: Интересно рассудить будет, почему все же во Франции не прижился протестантизм. Протестантизм во Франции как раз таки прижился в свое время - но на Юге, в регионе извечных ересей )) Альбигойцы, катары, вальденсы... Извели одних, появились другие. Против которых также устроили такие вот "крестовые походы". Извечная война Севера и Юга. Другое дело, что он не смог распространиться по всей стране. Еще в 1586 году королева-католичка Екатерина Медичи сказала, обращаясь к виконту Тюренну (обер-камергеру Генриха Наваррского и основателю протестантского университета в Седане): «Король желает, чтобы в его землях была лишь одна религия». На что виконт ответил: «Мы тоже. Только чтобы она была нашей». Понятно, что при таком настроении умов столкновения были неизбежны. В той же Англии протестантизм "осел" далеко не сразу. Страну более века "трясло" из одной стороны в другую, пока государи поочередно вводили то католицизм, то кальвинизм, подвергая репрессиям то тех, то других. А вот в Испании развитие протестантизма оказалось просто немыслимым, инквизиция нещадно давила любые ростки, которые появлялись. (Севилья и Вальядолид).

Анна: Это все понятно, но всё же с точки зрения современности, протестантизм во Франции всё-таки не прижился, а в Англии - наоборот. Хотя в целом, в современной Великобритании достаточно много католиков, хотя бы за счет этнических ирландцев (не считая католиков Ольстера). Может быть, дело в непосредственном подчинении или неподчинении папе? Или в том, какое значение для центральных властей того или иного государства имела церковная собственность? Или в том, какие были торговые связи? Понятно, что атлантическое побережье Франции тяготело к Англии и Нидерландам, а в более ранние времена еще испытывало влияние римского и восточного наследия? Но вообще появление протестантизма ничего удивительного не представляет, интересен именно позднейший расклад - успешная контрреформация во Франции, и успешный переход к протестантизму в Скандинавии, контрреформация в Чехии, и оставшаяся глубоко католической Польша (несмотря на то, что в целом в Речи Посполитой и в ВКЛ в частности протестантизм в 17 веке был достаточно силен).

Арабелла: Анна пишет: Может быть, дело в непосредственном подчинении или неподчинении папе? В той или иной степени обе, и Англия и Франция стремились уменьшить зависимость от власти пап. Здесь очень многое зависело т.ск., от «генеральной линии партии», т.е, от самого короля, и аристократической верхушки. В той же Англии реформация проводилась буквально "по указанию сверху", по воле правящего монарха начиная с Генриха 8, стремившегося вообще порвать с Ватиканом как по личным, так и политическим мотивам. После недолгого правления Марии, его дочь Елизавета 1 продолжила курс реформации. Во Франции же началом освобождения от папской власти можно считать правление Филиппа Красивого (Железный Король). Что в итоге привело к определенной автономии французской (галликанской) церкви от Рима. Некоторое время папство само зависело от Франции, и св.престол был перенесен в Авиньон. Но до идей Лютера и Кальвина в те времена было еще очень далеко. Вот вопрос - появись идеи Реформации тогда, устоял ли бы такой практичный государь, как Филипп перед идеей перейти в протестантизм? Правящий же к началу Реформации Франциск 1 был довольно непоследовательным в своих решениях относительно новой «ереси»». Хотя поначалу достаточно терпимо отнесся к носителям идей Реформации. Его политика зависела от того, нужна ему была поддержка немецких протестантов (в борьбе с императором) или же папского престола. Позже сюда добавилось соперничество двух аристократических родов в борьбе за влияние, где политика перемешивалась с религиозными вопросами. Что вылилось в религиозные войны, окончившиеся "победой католиков", и принятием Анри 4 католицизма. "Последней каплей" стала англо-французская война (Поддержка Англией восставших гугенотов против королевских войск - осада Ла Рошели, окончившаяся опять же, капитуляцией). После чего победа протестантизма во Франции представляется по меньшей мере эфемерной. Плюс ко всему начали активную деятельность иезуиты.

Nunziata: мне понравилась теория Гумилева по поводу религии и народа. Кажется, это в его работе "Этнос и ландшафт", но могу ошибаться как воспринимает ту или иную религию тот или иной народ



полная версия страницы