Форум » Литературное кафе » Нантский эдикт » Ответить

Нантский эдикт

urfine: Итак, обсуждаем Нантский эдикт. Нантский Эдикт — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598). Отменён Людовиком XIV в 1685. (Википедия).

Ответов - 29 новых, стр: 1 2 All

urfine: Источник:http://www.vostlit.info К сожалению, полного текста на русском языке я не нашла, но есть частичный его перевод, вот с ним нам и придется работать. НАНТСКИЙ ЭДИКТ (13 апреля 1598 г.) Нантский эдикт 1598 г. предоставлял гугенотам не полную религиозную свободу, а лишь частичную; гугеноты остались им недовольны и настояли на добавлении к нему нескольких статей, которыми хотели гарантировать себя против возможных в дальнейшем притеснений. Эти дополнительные статьи, подписанные Генрихом IV 9 мая 1598 г., могли возбудить неудовольствие католиков, и было решено их не опубликовывать. Приводятся выдержки из документа. Генрих, милостью божиею король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться привет. Этим вечным и неотменимым эдиктом мы сказали, объявили и повелели следующее: I. Во-первых, что воспоминание обо всем, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 г. до нашего [173] коронования и в течение других предшествовавших смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом или преследовать судебным порядком в каких бы то ни было трибуналах и юрисдикциях. III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства и повинующихся нам странах, где отправление ее было прервано, и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий. VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчиненных нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить. IX. Мы разрешаем также всем придерживающимся названной религии продолжать исповедовать ее во всех городах и подчиненных нам местах, где она была введена и несколько раз публично отправлялась в 1596 и 1597 гг. до конца августа, несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения. XIII. Мы весьма определенно запрещаем всем придерживающимся названной религии проявлять ее в службе, уставе, дисциплине или в народном образовании в нашем королевстве и подчиненных нам областях, а также во всем, что касается религии, за исключением мест, где это дозволено и пожаловано настоящим эдиктом. XIV. [Запрещается] также всякое проявление названной религии при нашем дворе и в нашей свите и равным образом в наших землях и провинциях за Альпами, а также в нашем городе Париже и в окружности на пять миль от Парижа; однако все держащиеся названной религии, проживающие в упомянутых землях и заальпийских провинциях, в нашем городе Париже и окружности его на пять миль, не могут быть ни разыскиваемы в своих домах, ни принуждаемы делать что-либо против совести в отношении их религии, в остальном поступая согласно содержанию нашего настоящего эдикта. XVIII. Также запрещаем всем нашим подданным всякого звания и положения отнимать силой и обманом, против воли их родителей, детей названной религии, чтобы окрестить и конфирмировать их в католической, апостольской и римской церкви. Эти же запрещения относятся и к исповедующим так называемую реформированную религию, под страхом примерного наказания. XXI. Книги, касающиеся названной религии, могут печататься и публично продаваться только в городах и местах, где допущено публичное отправление названной религии. [174] XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приеме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных в госпитали и учреждения общественного призрения. XXV. Желаем и повелеваем, чтобы все исповедующие так называемую реформированную религию и их сторонники, какого бы звания и положения они ни были, обязались и принуждались всеми должными и разумными средствами, под страхом наказаний, содержащихся в эдиктах по этому поводу, платить и выполнять десятины священникам и прочим духовным и всем, кому они принадлежат согласно обычаю и кутюму (Кутюм — тоже обычное право, но записанное и кодифицированное.) местности. XXVII. Чтобы тем лучше объединить желания наших подданных, согласно нашему намерению, и на будущее время прекратить все жалобы, мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать и исправлять все общественные должности — королевские, сеньериальные или городские в нашем королевстве и подвластных нам провинциях, землях и сеньериях, несмотря на все противоречащие сему клятвы, и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия. XXX. Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось нашим подданным без всякого пристрастия, ненависти или благоволения, ибо оно является одним из важнейших средств для поддержания мира и согласия, мы повелели и повелеваем, чтобы в нашем парижском парламенте была учреждена палата, составленная из президента и 16 советников парламента, которая будет называться палатой эдикта и будет ведать не только дела и процессы исповедующих так называемую реформированную религию, которые будут в ведомстве этого парламента, но и в ведомстве наших парламентов Нормандии и Бретани, согласно юрисдикции, которая присваивается ему настоящим эдиктом, до тех пор, пока в каждом из последних парламентов будет учреждена палата для отправления правосудия на местах (Парламентами во Франции назывались высшие судебные учреждения. Кроме парижского, было несколько парламентов в провинциях.). Дан в Нанте, в апреле 1598 г., в девятый год нашего царствования [Подпись] Генрих. [Ниже:] По повелению короля в его совете Форже. Секретные статьи. II. Исповедующие названную религию не могут быть принуждаемы ни строить и чинить церкви, часовни и священнические дома, ни покупать облачения, освещение, колокола... ни к другим подобным вещам, если только они не обязаны делать это вследствие вкладов, завещаний и иных распоряжений, сделанных ими или их предками и предшественниками. [175] III. Также они не будут принуждаемы украшать фасады своих домов в дни праздников, когда это должно делать, но нужно допустить, чтобы фасады украшались местными властями, без того, чтобы исповедующие названную религию платили что-либо по этому поводу. Дано в Нанте 9 мая 1598 г., в девятый год нашего царствования. [Подпись] Именем короля, Форже. (пер. П. Н. Ардашева) Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3. М. 1950

Zoreana: Для 16 века очень смелое соглашение. Но к концу 17 века чаще не соблюдался. Поэтому он рано или поздно был бы отменен.

Anastassiya: Думаю, Екатерина Медици в гробу перевернулась .... Но решение действительно смелое, достойное монарха. Потом, не стоит и забывать, что Генрих IV был протестантом)))))) Католицизм он отменить не мог, также как и отказаться от своей религии и отречься от братьев по религии не мог. Нужен был компромисс - и он был найден.


urfine: Anastassiya пишет: Потом, не стоит и забывать, что Генрих IV был протестантом)))))) Тут надо еще подумать в какой мере он был протестантом, а в какой мере ему хотелось быть королем Франции: "Париж стоит мессы". Король Франции по определению не мог быть протестантом. Так что формально став королем в 1589 году, Генрих фактически страна его признает только к 1593 году, когда он меняет веру.

Anastassiya: Ну, де-юро может и сменил, де-факто же как был протестантом, так и остался. В чем вопрос?

urfine: Anastassiya пишет: де-факто же как был протестантом, так и остался. А по подробнее? В том смысле, где читали об этом? Король проводил тайные протестантские службы в своей резиденции? Прямо как Штирлиц:по воскресениям и утром -официальные католические мессы со всем двором, семьей, а потом у себя тайно в покоях -протестантские Anastassiya пишет: В чем вопрос? Да я вопрос и не задавала, просто ремарка.

Anastassiya: urfine пишет: А по подробнее? В том смысле, где читали об этом? Король проводил тайные протестантские службы в своей резиденции? Ну, я, конечно, посмотрю кой-какую информацию..... Но первое, почему я это написала - потому что подумала, если вот девушка меняет религию, потому что выходит замуж за человека другого вероисповедания, следует ли из этого, что она полностью поменяла свои религиозные взгляды? Скорее, подчинилась, потому что было необходимо. А Нантский эдикт - разве не показатель в какой-то мереurfine пишет: Да я вопрос и не задавала, просто ремарка. ? Так задайте))))) Интересная же тема

urfine: Anastassiya пишет: Но первое, почему я это написала - потому что подумала, если вот девушка меняет религию, потому что выходит замуж за человека другого вероисповедания, следует ли из этого, что она полностью поменяла свои религиозные взгляды? Не следует, равно как и не следует обратное. Например, немецкие жены Романовых в самом деле искренне переходили в православие.

Anastassiya: здесь не поспоришь. Вопрос так и останется спорным. Тем не менее, человек, переживший Варфоломеевскую ночь, видевший, что творили католики с братьями-протестантами, мог ли он так легко принять католицизм?

urfine: Anastassiya пишет: видевший, что творили католики с братьями-протестантами, мог ли он так легко принять католицизм? Как быть с тем, что он эту самую веру менял раз 9 (да, раза два его, кажется, принуждали - а потом он действовал в зависимости от политической конъюнктуры)? Я не спорю, что Варфоломеевская ночь потрясла Генриха, но все же чувства чувствами, а корона короной. Детей же он подпольно протестантами не воспитывал? Как мне кажется, Генриху до какой-то степени было все равно какой веры быть, судя по его характеру. Это кто-то типа Агриппы Д'Обинье был идейным, а Генрих идейным не был.

Anastassiya: А может быть, вы и правы, urfine, что религия для него мало значила. Генрих был умным и расчетливым человеком, и умел ловко подстраиваться под обстоятельства. Даже, скорее всего, вы правы. Он замечательно расставлял акценты и, конечно, чаша весов с французской короной значительно перевешивала значение религии. С другой стороны, став королем безраздельно, кто ему мешал делать, как он хочет. Конечно, того уровня абсолютизма, который установился при Луи 14, еще в помине не было, но все же, он был главой королевства мог свои решения не оправдывать, а потом еще и ловко ими варьировать. А вообще, такое отношение к вероисповеданию довольно странно, учитывая тот уровень религиозности, которым отличалась средневековая Европа... Как реагировало на его поступки высшее духовенство?

Ryana: Насколько мне известно, еще Генрих 3 дал свободу вероисповедания гугенотам за что имел проблемы с католиками, а ведь он был католиком чистой воды. Да и выбрав себе а наследники протестанта, он явно заявил о своих "демократических" взглядах в отношении веря. Генрих 4 лишь подтвердил то, что даровал его предшественник. Идейным протестантом он не был и легко менял веру. Также дав свободу протестантам Генрих ее и урезал, когда ограничил равенство между протестантами католиками. Есть мнение, что не убей его фанатик, то действие эдикта прекратилось бы еще при нем.

Anastassiya: Интересное мнение.

Акварель: Здравствуйте, дамы! принимайте новенькую Генрих IV в своей деятельности, политике больше похож на протестанта, чем на католика. Это вопрос воспитания, а не крещения и богослужений. Вполне естественно, что протестанты по своему подходу к жизни были милы его сердцу, понятны и уважаемы. А поскольку дядька он был не так идеологичный, как прагматичный, то и поддерживал гугенотов, во многом более полезных (по его понятию) для Франции, чем католики. У Макса Вебера есть работа "Протестантская этика и дух капитализма", где хорошо описана и объяснена разница в подходах к работе, деньгам, деятельности католиков и протестантов. Начинается с примера: помещик, чтобы быстро собрать обильный урожай, решил удвоить плату наемникам. Наемники-протестанты выходили на работу чаще, поскольку получили возможность заработать больше обычного. Католики же, заработав за несколько дней то, что обычно получали за дольший период, оставили работу у помещика. "Классические" протестанты трудолюбивы и прижимисты уже в силу религиозной этики. Им более свойственна т.н. мотивация ремесленника, когда усовершенствования происходят для того, чтобы улучшить качество жизни (мотивация крестьянина двигаться - если качество жизни стало уже заметно ухудшаться). Кроме того, Голон справедливо заметила головой (или устами?) Пейрака, что честность ведения дел (а это включает качество работы) обеспечивается ответственностью перед общиной, своеобразной круговой порукой.

Анна: Акварель Добро пожаловать на форум! Интересно рассудить будет, почему все же во Франции не прижился протестантизм. В чем дело - в политической коньюнктуре времени или в более глобальных исторических процессах?

княгиня Спадо: Мне кажется что Кальвин "умер" здесь от рук священников, ведь каждая религия оплачивается,а он выступал за простоту, чесность вот его и "убили". А данный едикт одобряю,за него я бы королю руки целовала , а Людовик 14 настоящий дурак в данной ситуации(простите за такое выражение!),в етот раз король сглупил;я думаю что несделай он етого, крах монархии можно было бы предотвратить. Его дед наверное из гроба встал бы узнай он ето.

Арабелла: княгиня Спадо пишет: Мне кажется что Кальвин "умер" здесь от рук священников, ведь каждая религия оплачивается,а он выступал за простоту, чесность вот его и "убили". А данный едикт одобряю,за него я бы королю руки целовала Я конечно, извиняюсь... Но кто и когда "убил" Кальвина? Можете пояснить? Вроде как он умер в своей постели. Что до целования рук Его величеству. Полагаю все же, что Анри/Генрих сделал это (издал эдикт) вовсе не по доброте душевной или из чувства благородства. А лишь из политических соображений.

княгиня Спадо: Недумаю, что по полит причинам, а потому что ето были его люди да и сам он долго был кальвинистом. Говоря о Кальвине, я имела ввиду саму его религию как государственную для Франции. Какие еще аргументы, господа и дамы?

Анна: княгиня Спадо Увы, большинство правителей действуют именно из политической необходимости, и ничего личного. Генрих IV несколько раз менял конфессию из политической необходимости (Париж стоит мессы), и Нантский эдикт принял (будучи уже католиком), чтобы удержать власть и объединить в своем государстве людей разных конфессий, а протестанты тогда были во Франции огромной силой. Так что в те времена это было совершенно правильное решение. Однако в течение восьмидесяти с лишним лет протестантов постепенно лишали прав, вытесняли из конфессии и из страны, считая их агентами влияния. Людовик завершил этот процесс, так как он создавал централизованное государство. Не думаю, что он был прав - тысячи богатых, образованных, энергичных людей были вынуждены покинуть Францию. Утечка мозгов и денег никому пользы не приносила К тому же делалось это зачастую зверскими методами. Но вот не знаю - был ли у Людовика другой выход? Мог ли он сознательно остановить и прекратить превращение Франции в моноконфессиональную страну? И почему Франция не стала протестантской?

Арабелла: Анна пишет: Мог ли он сознательно остановить и прекратить превращение Франции в моноконфессиональную страну? Скорее всего Не захотел бы (прекращать и останавливать), так как Анна пишет: так как он создавал централизованное государство Абсолютизм во Франции строился вокруг государственной религии, главой которой был король. "Один король - один закон - одна религия." А у кальвинизма и католицизма несколько разные идеологии, иной раз идущие вразрез. К слову, ко времени правления Луи 14, протестанты были уже не такой уж большой силой, как во времена Анри 4, и от их прав и привилегий оставалось не так уж и много. Если во времена правления Анри 4 гугеноты составляли 5-ю часть всего населения (сила, с которой приходилось считаться), то к отмене Эдикта их численность снизилась до 1/10 -ой. И, хотя эти последние гугеноты продолжали цепляться за остатки своих привилегий, были верными подданными, и способствовали экономике и развитию государства, они мешали королю уже "самим своим существованием". (Чем Пейрак провинился перед королем? Тоже самим своим существованием. Своей независимостью. При всех своих научных достижениях и вкладе в королевскую казну - весьма солидной части от налогов Лангедока). Кстати, есть книга "Повседневная жизнь королевских мушкетеров" Е.Глаголевой. В ней есть весьма интересная статья "Католики и Гугеноты". Весьма большая, но написано легко и доступно. Католики и Гугеноты. Нантский эдикт.

княгиня Спадо: Из-за такой политики страдали люди, а отмена сего чуда спровоцыровала утечку большого количества людей, культурный застой, економический кризис и как результат революцию. А вот гугенотов жалко, тоже веть люди!

Леди Искренность: Анна пишет: Интересно рассудить будет, почему все же во Франции не прижился протестантизм. В чем дело - в политической коньюнктуре времени или в более глобальных исторических процессах? Наверное потому, что для француза более свойственно заработав за несколько дней то, что обычно получали за дольший период, оставили работу у помещика. в силу менталитета. Все же средиземноморские народы: итальянцы, испанцы, греки, французы… более склонны к созерцанию, праздности, беззаботности и словоблудию. Это не практичные педанты и трудяги немцы, англичане, скандинавы… Как там в книге: "больше любят нежиться на солнышке, чем работать".

Леди Искренность: Акварель, рады приветствовать!

Арабелла: Леди Искренность пишет: в силу менталитета. Все же средиземноморские народы: итальянцы, испанцы, греки, французы… более склонны к созерцанию, праздности, беззаботности и словоблудию. Это не практичные педанты и трудяги немцы, англичане, скандинавы… Как там в книге: "больше любят нежиться на солнышке, чем работать". С одной стороны - да. Но как ни странно, во Франции бОльшая часть гугенотов проживала именно на Юге, в той области, если провести (грубо говоря) небольшую дугу от Ла Рошели до г. Валанс. Крупные общины существовали также в Нормандии, и Орлеане, а также в других регионах страны, но были не так многочисленны. Некоторые города Юга были полностью протестантскими - Ла-Рошель, Монтобан и др. Большинство гугенотов все-таки облюбовали для себя именно Юг, где можно "понежиться на солнышке", а не среднюю или северную часть страны, удаленную от Средиземного моря довольно таки далеко по тем меркам, и где для того чтобы выжить-прожить требовалось гораздо больше усилий. Исходя из "средиземноморского" менталитета, по идее, должно быть наоборот...

Леди Искренность: Тогда больше гипотез нет.

Арабелла: Анна пишет: Интересно рассудить будет, почему все же во Франции не прижился протестантизм. Протестантизм во Франции как раз таки прижился в свое время - но на Юге, в регионе извечных ересей )) Альбигойцы, катары, вальденсы... Извели одних, появились другие. Против которых также устроили такие вот "крестовые походы". Извечная война Севера и Юга. Другое дело, что он не смог распространиться по всей стране. Еще в 1586 году королева-католичка Екатерина Медичи сказала, обращаясь к виконту Тюренну (обер-камергеру Генриха Наваррского и основателю протестантского университета в Седане): «Король желает, чтобы в его землях была лишь одна религия». На что виконт ответил: «Мы тоже. Только чтобы она была нашей». Понятно, что при таком настроении умов столкновения были неизбежны. В той же Англии протестантизм "осел" далеко не сразу. Страну более века "трясло" из одной стороны в другую, пока государи поочередно вводили то католицизм, то кальвинизм, подвергая репрессиям то тех, то других. А вот в Испании развитие протестантизма оказалось просто немыслимым, инквизиция нещадно давила любые ростки, которые появлялись. (Севилья и Вальядолид).

Анна: Это все понятно, но всё же с точки зрения современности, протестантизм во Франции всё-таки не прижился, а в Англии - наоборот. Хотя в целом, в современной Великобритании достаточно много католиков, хотя бы за счет этнических ирландцев (не считая католиков Ольстера). Может быть, дело в непосредственном подчинении или неподчинении папе? Или в том, какое значение для центральных властей того или иного государства имела церковная собственность? Или в том, какие были торговые связи? Понятно, что атлантическое побережье Франции тяготело к Англии и Нидерландам, а в более ранние времена еще испытывало влияние римского и восточного наследия? Но вообще появление протестантизма ничего удивительного не представляет, интересен именно позднейший расклад - успешная контрреформация во Франции, и успешный переход к протестантизму в Скандинавии, контрреформация в Чехии, и оставшаяся глубоко католической Польша (несмотря на то, что в целом в Речи Посполитой и в ВКЛ в частности протестантизм в 17 веке был достаточно силен).

Арабелла: Анна пишет: Может быть, дело в непосредственном подчинении или неподчинении папе? В той или иной степени обе, и Англия и Франция стремились уменьшить зависимость от власти пап. Здесь очень многое зависело т.ск., от «генеральной линии партии», т.е, от самого короля, и аристократической верхушки. В той же Англии реформация проводилась буквально "по указанию сверху", по воле правящего монарха начиная с Генриха 8, стремившегося вообще порвать с Ватиканом как по личным, так и политическим мотивам. После недолгого правления Марии, его дочь Елизавета 1 продолжила курс реформации. Во Франции же началом освобождения от папской власти можно считать правление Филиппа Красивого (Железный Король). Что в итоге привело к определенной автономии французской (галликанской) церкви от Рима. Некоторое время папство само зависело от Франции, и св.престол был перенесен в Авиньон. Но до идей Лютера и Кальвина в те времена было еще очень далеко. Вот вопрос - появись идеи Реформации тогда, устоял ли бы такой практичный государь, как Филипп перед идеей перейти в протестантизм? Правящий же к началу Реформации Франциск 1 был довольно непоследовательным в своих решениях относительно новой «ереси»». Хотя поначалу достаточно терпимо отнесся к носителям идей Реформации. Его политика зависела от того, нужна ему была поддержка немецких протестантов (в борьбе с императором) или же папского престола. Позже сюда добавилось соперничество двух аристократических родов в борьбе за влияние, где политика перемешивалась с религиозными вопросами. Что вылилось в религиозные войны, окончившиеся "победой католиков", и принятием Анри 4 католицизма. "Последней каплей" стала англо-французская война (Поддержка Англией восставших гугенотов против королевских войск - осада Ла Рошели, окончившаяся опять же, капитуляцией). После чего победа протестантизма во Франции представляется по меньшей мере эфемерной. Плюс ко всему начали активную деятельность иезуиты.

Nunziata: мне понравилась теория Гумилева по поводу религии и народа. Кажется, это в его работе "Этнос и ландшафт", но могу ошибаться как воспринимает ту или иную религию тот или иной народ



полная версия страницы