Форум » Литературное кафе » Нантский эдикт » Ответить

Нантский эдикт

urfine: Итак, обсуждаем Нантский эдикт. Нантский Эдикт — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598). Отменён Людовиком XIV в 1685. (Википедия).

Ответов - 29, стр: 1 2 All

urfine: Источник:http://www.vostlit.info К сожалению, полного текста на русском языке я не нашла, но есть частичный его перевод, вот с ним нам и придется работать. НАНТСКИЙ ЭДИКТ (13 апреля 1598 г.) Нантский эдикт 1598 г. предоставлял гугенотам не полную религиозную свободу, а лишь частичную; гугеноты остались им недовольны и настояли на добавлении к нему нескольких статей, которыми хотели гарантировать себя против возможных в дальнейшем притеснений. Эти дополнительные статьи, подписанные Генрихом IV 9 мая 1598 г., могли возбудить неудовольствие католиков, и было решено их не опубликовывать. Приводятся выдержки из документа. Генрих, милостью божиею король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться привет. Этим вечным и неотменимым эдиктом мы сказали, объявили и повелели следующее: I. Во-первых, что воспоминание обо всем, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 г. до нашего [173] коронования и в течение других предшествовавших смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом или преследовать судебным порядком в каких бы то ни было трибуналах и юрисдикциях. III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства и повинующихся нам странах, где отправление ее было прервано, и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий. VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчиненных нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить. IX. Мы разрешаем также всем придерживающимся названной религии продолжать исповедовать ее во всех городах и подчиненных нам местах, где она была введена и несколько раз публично отправлялась в 1596 и 1597 гг. до конца августа, несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения. XIII. Мы весьма определенно запрещаем всем придерживающимся названной религии проявлять ее в службе, уставе, дисциплине или в народном образовании в нашем королевстве и подчиненных нам областях, а также во всем, что касается религии, за исключением мест, где это дозволено и пожаловано настоящим эдиктом. XIV. [Запрещается] также всякое проявление названной религии при нашем дворе и в нашей свите и равным образом в наших землях и провинциях за Альпами, а также в нашем городе Париже и в окружности на пять миль от Парижа; однако все держащиеся названной религии, проживающие в упомянутых землях и заальпийских провинциях, в нашем городе Париже и окружности его на пять миль, не могут быть ни разыскиваемы в своих домах, ни принуждаемы делать что-либо против совести в отношении их религии, в остальном поступая согласно содержанию нашего настоящего эдикта. XVIII. Также запрещаем всем нашим подданным всякого звания и положения отнимать силой и обманом, против воли их родителей, детей названной религии, чтобы окрестить и конфирмировать их в католической, апостольской и римской церкви. Эти же запрещения относятся и к исповедующим так называемую реформированную религию, под страхом примерного наказания. XXI. Книги, касающиеся названной религии, могут печататься и публично продаваться только в городах и местах, где допущено публичное отправление названной религии. [174] XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приеме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных в госпитали и учреждения общественного призрения. XXV. Желаем и повелеваем, чтобы все исповедующие так называемую реформированную религию и их сторонники, какого бы звания и положения они ни были, обязались и принуждались всеми должными и разумными средствами, под страхом наказаний, содержащихся в эдиктах по этому поводу, платить и выполнять десятины священникам и прочим духовным и всем, кому они принадлежат согласно обычаю и кутюму (Кутюм — тоже обычное право, но записанное и кодифицированное.) местности. XXVII. Чтобы тем лучше объединить желания наших подданных, согласно нашему намерению, и на будущее время прекратить все жалобы, мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать и исправлять все общественные должности — королевские, сеньериальные или городские в нашем королевстве и подвластных нам провинциях, землях и сеньериях, несмотря на все противоречащие сему клятвы, и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия. XXX. Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось нашим подданным без всякого пристрастия, ненависти или благоволения, ибо оно является одним из важнейших средств для поддержания мира и согласия, мы повелели и повелеваем, чтобы в нашем парижском парламенте была учреждена палата, составленная из президента и 16 советников парламента, которая будет называться палатой эдикта и будет ведать не только дела и процессы исповедующих так называемую реформированную религию, которые будут в ведомстве этого парламента, но и в ведомстве наших парламентов Нормандии и Бретани, согласно юрисдикции, которая присваивается ему настоящим эдиктом, до тех пор, пока в каждом из последних парламентов будет учреждена палата для отправления правосудия на местах (Парламентами во Франции назывались высшие судебные учреждения. Кроме парижского, было несколько парламентов в провинциях.). Дан в Нанте, в апреле 1598 г., в девятый год нашего царствования [Подпись] Генрих. [Ниже:] По повелению короля в его совете Форже. Секретные статьи. II. Исповедующие названную религию не могут быть принуждаемы ни строить и чинить церкви, часовни и священнические дома, ни покупать облачения, освещение, колокола... ни к другим подобным вещам, если только они не обязаны делать это вследствие вкладов, завещаний и иных распоряжений, сделанных ими или их предками и предшественниками. [175] III. Также они не будут принуждаемы украшать фасады своих домов в дни праздников, когда это должно делать, но нужно допустить, чтобы фасады украшались местными властями, без того, чтобы исповедующие названную религию платили что-либо по этому поводу. Дано в Нанте 9 мая 1598 г., в девятый год нашего царствования. [Подпись] Именем короля, Форже. (пер. П. Н. Ардашева) Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3. М. 1950

Zoreana: Для 16 века очень смелое соглашение. Но к концу 17 века чаще не соблюдался. Поэтому он рано или поздно был бы отменен.

Anastassiya: Думаю, Екатерина Медици в гробу перевернулась .... Но решение действительно смелое, достойное монарха. Потом, не стоит и забывать, что Генрих IV был протестантом)))))) Католицизм он отменить не мог, также как и отказаться от своей религии и отречься от братьев по религии не мог. Нужен был компромисс - и он был найден.


urfine: Anastassiya пишет: Потом, не стоит и забывать, что Генрих IV был протестантом)))))) Тут надо еще подумать в какой мере он был протестантом, а в какой мере ему хотелось быть королем Франции: "Париж стоит мессы". Король Франции по определению не мог быть протестантом. Так что формально став королем в 1589 году, Генрих фактически страна его признает только к 1593 году, когда он меняет веру.

Anastassiya: Ну, де-юро может и сменил, де-факто же как был протестантом, так и остался. В чем вопрос?

urfine: Anastassiya пишет: де-факто же как был протестантом, так и остался. А по подробнее? В том смысле, где читали об этом? Король проводил тайные протестантские службы в своей резиденции? Прямо как Штирлиц:по воскресениям и утром -официальные католические мессы со всем двором, семьей, а потом у себя тайно в покоях -протестантские Anastassiya пишет: В чем вопрос? Да я вопрос и не задавала, просто ремарка.

Anastassiya: urfine пишет: А по подробнее? В том смысле, где читали об этом? Король проводил тайные протестантские службы в своей резиденции? Ну, я, конечно, посмотрю кой-какую информацию..... Но первое, почему я это написала - потому что подумала, если вот девушка меняет религию, потому что выходит замуж за человека другого вероисповедания, следует ли из этого, что она полностью поменяла свои религиозные взгляды? Скорее, подчинилась, потому что было необходимо. А Нантский эдикт - разве не показатель в какой-то мереurfine пишет: Да я вопрос и не задавала, просто ремарка. ? Так задайте))))) Интересная же тема

urfine: Anastassiya пишет: Но первое, почему я это написала - потому что подумала, если вот девушка меняет религию, потому что выходит замуж за человека другого вероисповедания, следует ли из этого, что она полностью поменяла свои религиозные взгляды? Не следует, равно как и не следует обратное. Например, немецкие жены Романовых в самом деле искренне переходили в православие.

Anastassiya: здесь не поспоришь. Вопрос так и останется спорным. Тем не менее, человек, переживший Варфоломеевскую ночь, видевший, что творили католики с братьями-протестантами, мог ли он так легко принять католицизм?

urfine: Anastassiya пишет: видевший, что творили католики с братьями-протестантами, мог ли он так легко принять католицизм? Как быть с тем, что он эту самую веру менял раз 9 (да, раза два его, кажется, принуждали - а потом он действовал в зависимости от политической конъюнктуры)? Я не спорю, что Варфоломеевская ночь потрясла Генриха, но все же чувства чувствами, а корона короной. Детей же он подпольно протестантами не воспитывал? Как мне кажется, Генриху до какой-то степени было все равно какой веры быть, судя по его характеру. Это кто-то типа Агриппы Д'Обинье был идейным, а Генрих идейным не был.

Anastassiya: А может быть, вы и правы, urfine, что религия для него мало значила. Генрих был умным и расчетливым человеком, и умел ловко подстраиваться под обстоятельства. Даже, скорее всего, вы правы. Он замечательно расставлял акценты и, конечно, чаша весов с французской короной значительно перевешивала значение религии. С другой стороны, став королем безраздельно, кто ему мешал делать, как он хочет. Конечно, того уровня абсолютизма, который установился при Луи 14, еще в помине не было, но все же, он был главой королевства мог свои решения не оправдывать, а потом еще и ловко ими варьировать. А вообще, такое отношение к вероисповеданию довольно странно, учитывая тот уровень религиозности, которым отличалась средневековая Европа... Как реагировало на его поступки высшее духовенство?

Ryana: Насколько мне известно, еще Генрих 3 дал свободу вероисповедания гугенотам за что имел проблемы с католиками, а ведь он был католиком чистой воды. Да и выбрав себе а наследники протестанта, он явно заявил о своих "демократических" взглядах в отношении веря. Генрих 4 лишь подтвердил то, что даровал его предшественник. Идейным протестантом он не был и легко менял веру. Также дав свободу протестантам Генрих ее и урезал, когда ограничил равенство между протестантами католиками. Есть мнение, что не убей его фанатик, то действие эдикта прекратилось бы еще при нем.

Anastassiya: Интересное мнение.

Акварель: Здравствуйте, дамы! принимайте новенькую Генрих IV в своей деятельности, политике больше похож на протестанта, чем на католика. Это вопрос воспитания, а не крещения и богослужений. Вполне естественно, что протестанты по своему подходу к жизни были милы его сердцу, понятны и уважаемы. А поскольку дядька он был не так идеологичный, как прагматичный, то и поддерживал гугенотов, во многом более полезных (по его понятию) для Франции, чем католики. У Макса Вебера есть работа "Протестантская этика и дух капитализма", где хорошо описана и объяснена разница в подходах к работе, деньгам, деятельности католиков и протестантов. Начинается с примера: помещик, чтобы быстро собрать обильный урожай, решил удвоить плату наемникам. Наемники-протестанты выходили на работу чаще, поскольку получили возможность заработать больше обычного. Католики же, заработав за несколько дней то, что обычно получали за дольший период, оставили работу у помещика. "Классические" протестанты трудолюбивы и прижимисты уже в силу религиозной этики. Им более свойственна т.н. мотивация ремесленника, когда усовершенствования происходят для того, чтобы улучшить качество жизни (мотивация крестьянина двигаться - если качество жизни стало уже заметно ухудшаться). Кроме того, Голон справедливо заметила головой (или устами?) Пейрака, что честность ведения дел (а это включает качество работы) обеспечивается ответственностью перед общиной, своеобразной круговой порукой.

Анна: Акварель Добро пожаловать на форум! Интересно рассудить будет, почему все же во Франции не прижился протестантизм. В чем дело - в политической коньюнктуре времени или в более глобальных исторических процессах?



полная версия страницы