Форум » Творчество читателей » Эпиграфы к роману. » Ответить

Эпиграфы к роману.

Черный Леопард: Предлагаю новую тему - наподобие игры в ассоциации. Только выкладываем здесь не фото и рисунки, а отрывки из разных стихов и прочих произведений, которые могли бы послужить эпиграфом к разным частям романа. Или его отдельным моментам.

Ответов - 45, стр: 1 2 3 All

Анна: Отличная тема. Ну например, к поведению главных героев: Не стоит прогибаться под изменчивый мир Однажды он прогнется под нас (А.Макаревич)

Черный Леопард: Я таких эпиграфов насчитал уже больше десятка. К "Тулузской свадьбе" замечательно подходит строчка о Сирано де Бержераке (перевод Щепкиной-Куперник): И музыкант, и физик, и бретер! И ум его, как меч его, остер! Еще туда же отлично подходит четверостишие из арии дона Сезара в исполнении Боярского (фильм "Дон Сезар де Базан"): Я горестным сомнением томим. Сменяется надежда тяжким стоном. Я муж ее, но буду ль я любим? Любовь не подчиняется законам! Этот фильм вообще очень богат на цитаты, пригодные к "Анжелике"! Сцена суда. Другая песня дона Сезара: Кто жаждет познанья, кто предан науке, Тех жгут на кострах, обрекают на муки. Зато в нашем мире и нынче, как прежде, Ученую степень вручают невежде. Когда-то, не помню, в связи с чем прочел одно стихотворение. Запомнил только первую строфу, она очень подходит к эпизоду, когда ночью после казни Анжелика бродит вокруг костра. А ты любил так бешено, Так сладость не тая, Как будто знал - я женщина Последняя твоя! "Двор Чудес". Очень тяжелое впечатление произвела на меня сцена, когда Анжелика, убегая от полиции, потеряла башмаки и полдня ходила по Парижу босиком. Тут очень подходит стихотворение Роберта Бернса. Об этой девушке босой Я позабыть никак не мог. Казалось, камни мостовой Терзают кожу нежных ног. Такие ножки бы одеть В сафьян и в бархат и в атлас. Такой бы девушке сидеть В карете, обогнавшей нас. Хорошо все-таки, что потом все это у Анжелики снова появилось! В конце встречи с Клодом, когда он выясняет, кто такая Анжелика, и с ужасом представляет, что с ним сделает ревнивый Весельчак - тут снова вспоминается Роберт Бернс. Бандит за ворот скрипача Схватил рукою правой. И собирался сгоряча Проткнуть рапирой ржавой! Скрипач мышонком запищал, Склонил пред ним колени. И отказаться обещал От всех поползновений. Третья часть второго тома - "Дамы квартала дю Маре". Дегре рассказывает Анжелике, что самых опасных злодеев нынче следует искать не в трущобах, а при дворе. Точь-в-точь слова дона Сезара: Вам кажется, в глуши разбой таится? Однако видит всякий, кто не слеп, Что наша просвещенная столица - Огромнейший разбойничий вертеп! Третий том, эпизод с волком, когда Филипп успевает на помощь. Куплет из песни Ивана Кучина. Человек вынул нож: "Серый, ты не шути! Хочешь крови - ну что ж! Я такой же, как ты!" После сцены на коврике король отсылает Филиппа в армию. Высоцкий. Но в замке счастливо не пожили мы с ней - Король в поход послал на сотни долгих дней. Не ждет меня мой идеал - ведь он король, а я вассал.(Песня-пародия "Любовь в средние века".) В четвертом томе, когда Эллида рассказывает Анжелике, что все еще любит д'Эскранвиля, несмотря на то, что он позволяет матросам ее насиловать, а потом в Кандии отказывается бежать вместе с Анж и решает остаться с ним - при виде такого мазохизма вспоминается Некрасов. Люди холопского звания - Сущие псы иногда. Чем тяжелей наказания - Тем им милей господа. К четвертому и началу пятого тома подходит песня Маританы из "Дона Сезара": Кто скажет мне - жена ли я, вдова ли? Мужчина муж мой или звук пустой? Меня, как птицу певчую, поймали, И вот, живу я в клетке золотой. Восставшие крестьяне Анжелики вполне могли петь куплет из песни дона Сезара: Пока нас носит мать-земля - Вполне хватает нам земли. А вдалеке от короля, а вдалеке от короля Себе мы сами короли! Правда, третий куплет этой песни вряд ли кто бы рискнул петь в присутствии Анжелики. Разве что самоубийца какой. Шестой том. Анж идет к Рескатору с намерением объясниться, но мешает Онорина, укравшая бриллианты. Снова песня Маританы. Наконец-то миг желанный недалек. Все я выскажу - и радость, и укор. "Где тебя носили черти, муженек? Где ты шлялся, непутевый, до сих пор?" А все зимовки в Вапассу вызывают в памяти снова Некрасова. Как жить вам в этакой стране, Где воздух у людей Не паром - пылью ледяной Выходит из ноздрей. Где мать водицей снеговой, Родив, омоет дочь. Малютку зимний ветра вой Баюкает всю ночь. А будят хищники, рыча Близ хижины лесной, Да вьюга, бешено стуча В окно, как домовой.

La comtesse: Черный Леопард, отличная тема! Много раз ловила себя на мысли, что та или иная строка подходит эпигрофом к "Анжелике". Впредь буду их выписывать и выкладывать.


Балетка: Черный Леопард снимаю перед тобою шляпу получила огромное удовольствия от просмотра и прочтения темы

Черный Леопард: Спасибо, девочки!

Мария-Антуанетта: Мне все сремя когда я слышу эту песню: 5ivesta family - "Зачем, то представляю себе как король добивался любви Анжелики в 3 томе, как ухаживал, говорил комплименты... Такая романтика... В её глазах закат сиял, Всех своим светом затмевал. При одном взгляде на неё, Он свой рассудок потерял. Смотрел в глаза и говорил, Как сильно он её любил, Но наступала ночь, Он без ответа уходил. Это мне видиться день, когда король "исцелял" больных золотухой, а потом в Роще Болота признавался Анж в любви. Бриллианты в золоте дарил И комплиментами ссорил. Она же всё ждала, что её сердце скажет "да". Зачем она тогда о чувствах солгала? Зачем всё это? Зачем? Эти слова мне кажется подходят под то, как король просил Анж дать ответ, когда она его полюбит и будет ли это вообще, а она отвечает, что да и обещает, что этот день обязательно настанет... В её глазах горят огни, Но он не видит в них любви. Бриллианты и цветы ей вовсе не нужны. Ей не нужны его слова, От них лишь кругом голова. А вот это мне кажется когда Анж призналась, что любит Пейрака до сих пор,а Людовик убеждает ее, что даже если он и был бы жив, то что они уже совершенно чужие люди, а он,король и сможет дать ей все... Быть вместе с ней его мечта, Но в её сердце – пустота. Пусть время движется вперёд, Его надежда не умрёт! А вот эти слова мне кажется можно отнести к тому письму, которое привез Анж в Квебек Молин и с помощью которого. король дает понять, что не перестанет ждать ее и будет надеятся на ее возвращение...

Черный Леопард: Начало второго тома. Анж следует за Баркаролем и бандитами в их пристанище - Двор Чудес. Читатель невольно представляет, какая у нее теперь будет жизнь. Некрасов. Пять тысяч каторжников там, Озлоблены судьбой, Заводят драки по ночам, Убийства и разбой. Начало пятого тома. Плесси. Ответ изможденной Анжелики на предложение королевских посланцев вернуться в Версаль - удивительно похож на ответ Трубецкой у того же Некрасова. Что там найду я? Ханжество, Поруганную честь, Нахальной дряни торжество И подленькую месть. Нет, в этот вырубленный лес Меня не заманят, Где были дубы до небес, А ныне пни торчат! Вернуться? жить среди клевет, Пустых и темных дел?.. Там места нет, там друга нет Тому, кто раз прозрел! Нет, нет, я видеть не хочу Продажных и тупых, Не покажусь я палачу Свободных и святых. Забыть того, кто так любил, Вернуться - всё простя?

MarkiZa: Черный Леопард пишет: Кто скажет мне - жена ли я, вдова ли? Мужчина муж мой или звук пустой? Меня, как птицу певчую, поймали, И вот, живу я в клетке золотой. Просто супер!!!!!! Черный Леопард пишет: Я горестным сомнением томим. Сменяется надежда тяжким стоном. Я муж ее, но буду ль я любим? Любовь не подчиняется законам! Вот это вообще классно!!!Очень понравилось!!!!

Черный Леопард: В ветках о Жоффрее не раз писали, что в тюрьме граф переосмыслил свою жизнь и понял, что на трагедию нарвался сам. Снова песня дона Сезара. Теперь и место есть, и время. Чтоб все припомнить, не спеша. Ах, поделиться бы со всеми, Как жизнь чертовски хороша! Листва под солнцем золотится, Синеют ярко небеса. Приятно жизнью насладиться, Когда до смерти два часа. И конец той же песни... Перед моим сияет взором Ее небесная краса. Жизнь продолжается, сеньоры! Еще осталось два часа. Пон-Бриан, тюкнутый по башке, поспешно смывается из Вапассу. Его настроение в этот момент вполне могло отвечать настроению дона Хосе. На страсть мою в ответ пренебреженье - Указывают на порог! Я отплачу за это униженье В свой срок, В свой срок, В свой срок. Мне, как шуту, как жалкому повесе, Красавица дает урок. Когда-нибудь я ей убавлю спеси. В свой срок, В свой срок, В свой срок! Хотя это просто созвучие момента - вряд ли Пон-Бриан так думал. Судя по горю, охватившему его при виде сожженного Катарунка, Анжелику он действительно полюбил.

Черный Леопард: Третий том. Овдовевшая Анжелика проводит время в замке Плесси, который ей одной кажется пустым и холодным. Та же сцена после ее возвращения с Востока. Песня Изабеллы из фильма "Капитан Фракасс". Жаркий огонь полыхает в камине! Тень моя, тень на холодной стене. Счастья без вас я не знаю отныне. Дождик осенний, поплачь обо мне! Сколько бы я ни бродила по свету, Тень моя, тень на холодной стене. Нету без вас мне спокойствия, нету! Дождик осенний, поплачь обо мне.

La comtesse: Все мы в руках ненадежной фортуны... Тень моя, тень на холодной стене. Лютни уж нет, но звучат ее струны. Дождик осенний, поплачь обо мне. Дождик осенний, поплачь обо мне. Жизнь драгоценна, да выжить непросто, Тень, моя тень на холодной стене. Короток путь от весны до погоста, Дождик осенний, поплачь обо мне. Дождик осенний, поплачь обо мне. Люблю этот романс.

Черный Леопард: День рождения Высоцкого. Вспомнился мне отрывок из одной его песни. В какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно, Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно? Украду, если кража тебе по душе - Зря ли я столько сил разбазарил. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, Если терем с дворцом кто-то занял. А ведь это в точности мысли Жоффрея, когда он в Америке мечтал о встрече с Анжеликой и потом плыл за ней в Ла-Рошель!

Анна: Да, ассоциация напрашивается

Леди Искренность: Возможно да, но в духе Пейрака не Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, , а "потерпи чуть в шалаше, дворец будет непременно и в ближайшие сроки"...

радуга: Предлагаю в качестве эпиграфа к старому 6 тому На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. Чья не пылью затерянных хартий - Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт, Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так, что сыпется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет

Леди Искренность: Красиво, но как эпиграф было бы не полным, как мне кажется...

радуга: Да , нет ни слова про женщину и любовь.....

Ната: у Ахматовой, еще в школе вычитала. Долгим взглядом твоим истомленная, И сама научилась томить. Из ребра твоего сотворенная, Как могу я тебя не любить? Быть твоею сестрою отрадною Мне завещано древней судьбой, А я стала лукавой и жадною И сладчайшей твоею рабой. Но когда замираю, смиренная, На груди твоей снега белей, Как ликует твое умудренное Сердце - солнце отчизны моей!

радуга: У Ахматовой вообще многое за душу берёт , я тоже её люблю и пожалуй больше , чем других женщин- поэтэсс

toulouse: к старому первому тому - или к новому 4, что, пожалуй, даже точнее. Он писал ей стихи на снегу... К сожалению, тают снега. И еще: И ту, которая одна, не долюбил Кто-нибудь узнал автора?

Леди Искренность: Автора нет, но как эпиграфы действительно подходят.

toulouse: это просто всего лишь В.......

радуга: В? Высоцкий?

La comtesse: Эх... Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел, Потрусили за ствол - он упал, упал... Вот вам песня о том, кто не спел, не спел, И что голос имел - не узнал, не узнал. Может, были с судьбой нелады, нелады, И со случаем плохи дела, дела, А тугая струна на лады, на лады С незаметным изъяном легла. Он начал робко - с ноты "до", Но не допел ее не до... Недозвучал его аккорд, аккорд И никого не вдохновил... Собака лаяла, а кот Мышей ловил... Смешно! Не правда ли, смешно! Смешно! А он шутил - недошутил, Недораспробовал вино И даже недопригубил. Он пока лишь затеивал спор, спор Неуверенно и не спеша, Словно капельки пота из пор, Из-под кожи сочилась душа. Только начал дуэль на ковре, Еле-еле, едва приступил. Лишь чуть-чуть осмотрелся в игре, И судья еще счет не открыл. Он хотел знать все от и до, Но не добрался он, не до... Ни до догадки, ни до дна, Не докопался до глубин, И ту, которая одна, Не долюбил, не долюбил! Смешно, не правда ли, смешно? А он спешил - недоспешил. Осталось недорешено, Все то, что он недорешил. Ни единою буквой не лгу - Он был чистого слога слуга, И писал ей стихи на снегу,- К сожалению, тают снега. Но тогда еще был снегопад И свобода писать на снегу. И большие снежинки и град Он губами хватал на бегу. Но к ней в серебряном ландо Он не добрался и не до... Не добежал, бегун-беглец, Не долетел, не доскакал, А звездный знак его - Телец - Холодный Млечный Путь лакал. Смешно, не правда ли, смешно, Когда секунд недостает,- Недостающее звено - И недолет, и недолет. Смешно, не правда ли? Ну, вот,- И вам смешно, и даже мне. Конь на скаку и птица влет,- По чьей вине, по чьей вине?

радуга: весь 1 том

toulouse: La comtesse радуга

радуга: Хоть и стыдно подчёркивать своё невежество, но любопытство сильнее, я так и не поняла , это Высоцкий, да?

toulouse: радуга ладно, причем здесь невежество? Я думала, юные барышни вообще не в курсе, кто такой Высоцкий. Да, это его песня.

La comtesse: радуга пишет: Хоть и стыдно подчёркивать своё невежество, но любопытство сильнее, я так и не поняла , это Высоцкий, да? Перестаньте, я сама знаю у Высоцкого песни четыре, а если и знаю больше, то тогда просто не знаю, что это Высоцкий.

toulouse: La comtesse 4 песни целиком ? вот это память! Респект. А как вы относитесь к его ролям?

радуга: Можно я " вклинюсь" пока нет La comtesse ... Я очень люблю " Место встречи изменить нельзя" , " Арап Петра Великого" мне нравится чуть меньше, а вот " ... Айвенго" - да , баллады там замечательные.

Мария-Антуанетта: радуга пишет: Я очень люблю " Место встречи изменить нельзя" , " Арап Петра Великого" мне нравится чуть меньше, а вот " ... Айвенго" - да , баллады там замечательные. Я присоединяюсь - аналогично!

La comtesse: toulouse пишет: 4 песни целиком ? вот это память! Респект. Вы серьезно удивлены? Ну, насчет целиком - не знаю, но должна... toulouse пишет: А как вы относитесь к его ролям? Уважительно. Я все-таки не поклонник.

toulouse: La comtesse пишет: Вы серьезно удивлены? конечно. У меня память на музыку хорошая, а со словами полный швах

La comtesse: toulouse пишет: конечно. У меня память на музыку хорошая, а со словами полный швах А я, наоборот, всегда в первую очередь на тексты обращаю внимание.

toulouse: да, обычно так и бывает

Черный Леопард: Здравствуйте, девочки! Присоединяюсь к разговору о Высоцком. Я очень его творчество люблю - фактически это мой единственный любимый поэт и певец. И один из любимых актеров. (Просто жутко становится, когда думаешь. что Жеглова он сыграл за полгода до смерти!) Очень многие его песни знаю наизусть и люблю напевать. Хотя приведенная здесь не ассоциируется у меня с романом. Есть у меня неделикатная привычка поправлять чужое творчество - в нашем случае чаще всего с Katrine. Иногда по необходимости, иногда просто сами рождаются дополнительные строфы. И это распространяется даже на Высоцкого. Например, в песне "Про дикого зверя" заменил один куплет. А в отчаявшемся том государстве, Как войдешь, так прямо наискосок, В бесшабашной жил тоске и гусарстве Бывший лучший, но опальный стрелок. Неуклюже как-то звучит, и рифмы не ахти. Я про себя пою его так: А в затерянной провинции дальней Средь нехоженных чащоб и берлог Жил искуснейший в стране, но опальный Бывший лучший королевский стрелок. Ну ведь правда, так гораздо лучше звучит?! А к его "Песне попугая" (можете в инете посмотреть) я недавно добавил аж целых шесть куплетов - а то она какая-то логически незавершенная. А возвращаясь к теме... В мрачном начале второго тома Полька любила рассказывать о своем боевом прошлом, и как она любит военных. Потом начинала петь разудалые песни, обнимать бывших солдат... Снова поэма Роберта Бернса "Веселые нищие". Песня побирушки - ну точь-в-точь песня Польки, особенно первый куплет! Была я девицей, - не помню когда, - И люблю молодежь, хоть не так молода. Мать в драгунском полку погостила когда-то. Оттого-то я жить не могу без солдата! Был первый мой друг весельчак и буян. Он только и знал, что стучал в барабан. Парень был он лихой, крепконогий, усатый. Что таить!.. Я влюбилась в красавца солдата. Соблазнил меня добрый, седой капеллан На стихарь променять полковой барабан. Он душой рисковал, - в том любовь виновата, - Я же - телом своим. И ушла от солдата. Но невесело жить со святым стариком. Скоро стал моим мужем весь полк целиком - От трубы до капрала, известного хвата. Приласкать я готова любого солдата. После мира пошла я с клюкой и сумой. Мой друг отставной повстречался со мной. Тот же красный мундир - на заплате заплата. То-то рада была я увидеть солдата! Хоть живу я на свете бог весть как давно, Вместе с вами пою, попиваю вино. И пока моя рюмка в ладони зажата, Буду пить за тебя, мой герой, - за солдата!

Ната:

Эвелина: Ната пишет: Например, в песне "Про дикого зверя" заменил один куплет насколько я помню, песня называется "Про дикого вепря". Черный Леопард пишет: А в отчаявшемся том государстве, Как войдешь, так прямо наискосок, В бесшабашной жил тоске и гусарстве Бывший лучший, но опальный стрелок. Неуклюже как-то звучит, и рифмы не ахти. Я про себя пою его так: А в затерянной провинции дальней Средь нехоженных чащоб и берлог Жил искуснейший в стране, но опальный Бывший лучший королевский стрелок. Ну ведь правда, так гораздо лучше звучит?! надеюсь, не покажусь резкой, но в песнях не обязательны "идеальные " рифмы и ритм. А Ваш вариант более причесанный, но потеряно то, что присуще стилю Высоцкого.

toulouse: Черный Леопард казалось бы, не так много и поменяли -а уже не Высоцкий, у вас более романтическая версия и оторванная от современности, в которой жил Высокций

Черный Леопард: Эвелина пишет: насколько я помню, песня называется "Про дикого вепря". Да, но это уж явная ошибка автора. Поскольку зверь был "то ли буйвол, то ли бык, то ли тур", то вепрем он быть уж никак не мог. Еще одна моя черта - зоологическое занудство. toulouse - вы имеете в виду, что "отчаявшееся государство" - это тогдашний СССР? Вряд ли, это, скорее, про сегодняшнее. Тогда кто стрелок, и что за чюдо-юдо он подстрелил? Или Высоцкий под стрелком себя подразумевал?

toulouse: Черный Леопард скорее общее впечатление. Если разбираться - королевский стрелок, провинция - это явно что-то не наше, И вообще для Высоцкого характерны такие шероховатости, и пел-то он хриплым голосом. А в вашем варианте все проглаженное - я не хочу сказать, что это плохо, просто совсем другой авторский стиль. Примерно как с разными авторскими переводами одного и того же произведения.

Черный Леопард: toulouse - а как вам попугайская песня? В теме про стихи. Что-то никто своего мнения не высказал.

La comtesse: Почему-то сразу вспомнила "Анжелику"... — И о каких же мужчинах грезят, по вашему, настоящие женщины, миссис Стау? — О! Прежде всего он должен быть в определенном смысле героем. — Рэнди расправила простыню на кровати Таггерта. — Должен уметь переворачивать мир и не бояться решать проблемы даже мирового масштаба. Но, придя домой, такой мужчина опускается на колени перед любимой и говорит ей, что без нее он был бы не способен на такие подвиги. А самое главное, женщина должна быть уверена, что все это — чистая правда. Д.Деверо "Сердечные перемены"

Леди Искренность: Если бы еще эти мужчины встречались в жизни, а не в мечтах... Но это не единственная черта настоящего мужчины, как мне кажется, так что не все потеряно, они есть среди нас.



полная версия страницы